Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные права граждан в сфере занятости

Понятие занятости, ее формы и права граждан в области занятости.

Занятость– это не противоречащая законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход).

Виды занятости:

1) работа по найму в течение полного или неполного рабочего времени, включая временные и сезонные работы. Временное отсутствие на работе не прерывает состояния занятости;

2) предпринимательство, в том числе фермерство;

3) самостоятельное обеспечение себя работой (лица творческих профессий);

4) работа на основе членства в кооперативах и артелях;

5) выборная работа на оплачиваемых должностях, государственная служба;

6) военная и приравненная к ней служба

7) учеба в любых очных учебных заведениях, в том числе по направлению службы занятости;

8) работа по гражданско-правовым договорам;

9) подсобные промыслы и реализация продукции по договорам.

Занятость должна быть:

• полной, т. е. удовлетворять спрос на получение места;

• осуществлять достаточное обеспечение существования занятому и членам его семьи;

Граждане выбирают вид деятельности самостоятельно через коммерческие службы занятости либо через государственную службу занятости с предоставлением в соответствующих случаях социально-правовых гарантий и компенсаций.

Федеральная служба по труду и занятости образована в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 156.

В службу занятости могут обращаться все граждане (занятые и незанятые). Государственная служба занятости оказывает гражданам услуги бесплатно.

Правовое регулирование занятости населения осуществляется:

• федеральными законами (ТК РФ, Закон «О статусе военнослужащих» и др.);

• ратифицированными государством международными правовыми актами о труде;

• указами Президента РФ («О дополнительных мерах по защите беременных женщин и женщин, имеющих детей до 3 лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, организаций» и др.);

• постановлениями Правительства РФ (Положение «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения работников» и др.);

• ведомственными актами (постановления Министерства труда и социального развития РФ);

• действующими актами упраздненной в августе 1996 г. Федеральной службы занятости;

• законами и иными актами субъектов РФ.

• актами органов местного самоуправления (они могут устанавливать иные критерии массового высвобождения работников);

• коллективными договорами и соглашениями.

Правовая организация трудоустройства населения в РФ

24. Трудовой договор: понятие и его значение, содержание трудового договора. Его виды.

Трудовой договор (ТД) – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать з/п, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

Стороны трудового договора:работник и работодатель.

Возраст, с которого возможно заключение ТД – 16 лет , иногда с 15 и 14

ТД заключается в письменной форме и составляется в 2-х экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Получение работником экземпляра ТД должно подтверждаться подписью работника на экземпляре работодателя.

В ТД указываются: ФИО работника и наименование работодателя; сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя – физ. лица.; ИНН (для работодателей, за исключением физ. лиц, не являющихся ИП); сведения о представителе работодателя, подписавшем ТД и основание, в силу которого он наделен такими полномочиями; место и дата заключения договора.

Обязательные условия, включаемые в ТД:

· место работы, если работник принимается на работу в филиал или иное обособленное подразделение, расположенное в другой местности;

· трудовая функция – конкретный вид поручаемой работы в соответствии со штатным расписанием с указанием должности, профессии и квалификации;

· дата начала работы, а в случае срочного договора – срок его действия и основания для заключения;

· условия оплаты труда (в т.ч. размер тарифной ставки, доплаты, надбавки);

· режим рабочего времени отдыха (если отличается от общих правил);

· компенсации за тяжелую работу и работу с вредными условиями труда;

· условие об обязательном социальном страховании.

Также могут быть предусмотрены дополнительные условия, не ухудшающие положение работника: об испытании, о неразглашении коммерческой тайны и т.д. По соглашению сторон в трудовом договоре также могут включаться права и обязанности работника и работодателя. ТД может заключаться на неопределенный срок и на определенный срок не более 5 лет (срочный договор). ТД вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, либо со дня фактического допущения работника к работе.

Виды ТД по срокам их действия:

1) на неотделенный срок;

2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор).

Срочный ТД может заключаться в двух случаях:

§ когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условия ее выполнения (установлены в ч.1 ст.59);

§ по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения (ч.2 ст.59).

Срочный трудовой договор и сфера его действия

На практике иногда приходится прибегать к услугам специалистов на непродолжительный срок. Заключение срочного трудового договора с ними – идеальное решение.

По общему правилу с любым сотрудником, который трудится в организации, заключа­ется т рудовой договор. Он регулирует отно­шения между работодателем и сотрудни­ком.

Одним из вариантов трудового договора с работником служит заключение срочного трудового договора.

С кем заключать?

Обычно срочный трудовой договор заклю­чается в двух случаях. Первый – когда тру­довые отношения не могут быть установле­ны на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или усло­вий ее выполнения. Например, на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (отпуск по беременности и родам).

Срочный трудовой договор нужно за­ключить при выполнении временных (до двух месяцев) или сезонных работ, когда в силу природных условий она может про­изводиться только в течение определенного периода, сезона.

Такой договор заключается также с сотруд­никами, направляемыми на работу за границу. С ними нужно подписать договор на срок, не превышающий три года (ст. 338 ТК РФ). По окончании трех лет трудовой договор придет­ся перезаключать на новый срок.

Второй ситуацией, когда требуется за­ключение срочного трудового договора, является выполнение работы без учета ее ха­рактера и условий выполнения. Например, такой договор заключается с сотрудника­ми, поступающими на работу к работода­телям – субъектам малого предпринима­тельства (включая индивидуальных пред­принимателей), численность работников которых не превышает 35 человек. Для розничной торговли и бытового обслужи­вания минимальная численность составля­ет 20 человек.

Срочный трудовой договор заключа­ется с поступающими на работу пенсио­нерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соот­ветствии с медицинским заключением разрешена работа исключительно вре­менного характера.

Срок заключения

Срочный трудовой договор – это договор, в котором определен срок его действия (ст. 59 ТК РФ). Данная норма означает, что договор должен содержать конкретный период, на который сотрудник принимает­ся на работу. В противном случае договор автоматически переводится в разряд бес­срочных.

Окончанием срока действия такого до­говора может быть наступление определен­ных событий (например, сотрудник, кото­рого замещали, вышел из отпуска или окончание сезонных работ) или определен­ная дата.

Максимальный срок действия трудового договора – пять лет (ст. 58 ТК РФ). Что касается минимального срока, то законода­тельством он не регулируется. Его можно заключить на месяц, на неделю и даже на один день

Читать еще:  Условное осуждение иностранному гражданину

Основание заключения

Срочный трудовой договор должен содер­жать основания, по которым он носит характер срочности. Например, это выпол­нение сезонных работ, в связи с которыми сотрудник привлекается на работу на несколько месяцев, или работа за грани­цей. Такие обстоятельства должны быть перечислены в трудовом договоре. При отсутствии достаточных оснований, спо­собных квалифицировать договор как срочный, контролирующие органы сочтут неправомерным его заключение и устано­вят его как договор, заключенный на нео­пределенный срок.

Поэтому трудовой договор должен содер­жать причину (основания) и срок, на кото­рый он заключается.

Понятие и формы занятости

Как известно, проблема занятости и безработицы – одна из главных на сегодняшний день во всем мире. От уровня безработицы зависит многое, и, прежде всего такие факторы как уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень эмиграции. Сегодня, в условиях глобализации, вопрос занятости и безработицы является проблемой номер один для всего мира. Отношения в сфере занятости и трудоустройства регулируются целым комплексом нормативных актов: международными правовыми актами, Конституцией Российской Федерации (далее – Конституция), законами и иными нормативными актами.

Так, в Законе о занятости установлены основы правового статуса безработного гражданина: основные права и гарантии, обязанности, ответственность, определены основные меры социальной защиты безработных. Граждане, будучи собственниками рабочей силы, имеют цель реализовать свое право на труд путем подыскания подходящей оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован в найме рабочей силы для организации и осуществления производственной и иной деятельности, приносящей ему прибыль. Государство выступает в указанных отношениях в качестве регулятора и координатора, способствуя их цивилизованному развитию. Оно способствует возникновению и упрочению социального партнерства между гражданами (наемными работниками) и работодателями – будущими субъектами трудовых отношений.

Правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации прав граждан на труд определяются современным законодательством. Эти положения в общих чертах определяют государственную политику в области обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд. Конкретное же регулирование правовых, экономических и организационных условий обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд определяются текущим законодательством.

По мнению А.Б. Шуликина, проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире, как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия, адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения. Так, Закон о занятости в первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.

Как отмечает В.М. Лебедев, под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Очевидно, что любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.

По убеждению В.И. Власова и О.М. Крапивина, содержание понятия «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов.

Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства.

Как, по нашему мнению, справедливо отмечает Л.М. Низова, в специальной литературе можно встретить большое количество определений занятости: продуктивная, рациональная, оптимальная, сбалансированная, эффективная. Все они лишь уточняют основное содержание занятости, состоящее в необходимости поддержания такого соответствия между занятой рабочей силой и ее свободным резервом, между личными и вещественными факторами производства, которое способствовало бы достижению максимальной эффективности функционирования производства и росту доходов населения.

Различают понятия полной и эффективной занятости. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной.

По убеждению И.С. Викторова и А.Ж. Макашевой, сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция занятости базируется на следующих основных принципах:

  • Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.
  • Ответственность государства за реализацию права граждан за труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществить.

Таким образом, в рамках данной концепции можно достичь полной занятости при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест.

При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости. Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. Несомненно, что рыночной экономике гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению со вторым, которое для нее органично.

Законодательством о занятости предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода.

Как отмечает В.В. Виноградов, такая концепция занятости гораздо ближе к канонам рыночного хозяйства, чем к принципам административно-государственной экономики. Она легализует совершенно законные, общественно признанные формы трудовой деятельности – работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами.

Во многом такой режим предопределен технологическими особенностями производства. Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянной занятостью, на равных с ней правах, на принципах равнодоступности должны иметь место работа по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику. Значение таких форм организация труда состоит в том, что их раскрепощенность, внутренняя свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики.

По нашему мнению, подобная концепция занятости создает качественно новые представления о труде как социально-экономической категории. Не следует забывать, что свободно-рыночные начала в формировании трудового сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими началами. Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда.

Читать еще:  Если два собственника на квартиру как продать

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

К числу занятых действующее законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит следующих граждан:

  • работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
  • зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;
  • выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
  • избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;
  • проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
  • проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;
  • временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.
  • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим следует признать их право на выбор места работы. Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю – организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (п. 1 ст. 8 Закона о занятости).

Как отмечает Е.М. Никитина, в обеих формах реализации права граждан на выбор места работы проявляется важнейший принцип правового регулирования рынка труда – принцип свободы трудового договора. При этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального обучения. Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

По мнению О.В. Смирнова, с целью эффективной занятости было бы целесообразно ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.

В современном российском законодательстве легализовано право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, срок и условия найма.

Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.

Основные права трудящихся-мигрантов закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенции Международной охраны труда (далее – МОТ) № 97 «О трудящихся мигрантах» (1949 г.), № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и обеспечении трудящимся мигрантам равенства и обращения» (1975 г.), № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.) и др.

Так же стоит учитывать, что законодательство РФ о занятости населения распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан, а также на лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами.

Государство же наряду с органами службы занятости населения и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

В этой связи, представляется целесообразным усилить роль государства, как на федеральном, так и региональном уровне в правовом регулировании занятости населения, обеспечение полного объема государственных гарантий безработным, повышение минимального размера пособия по безработице до минимальной заработной платы. В числе главных критериев оценки уровня социально-экономического развития территорий, по нашему мнению, должны быть показатели общей безработицы и количество созданных экономически эффективных рабочих мест с оплатой труда не ниже прожиточного уровня.

Таким образом, занятость — это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящая им заработок (трудовой доход). Гражданин реализует свое право на труд в избранном им виде, в соответствии с Законом о занятости.

Права граждан в области занятости

Согласно законодательству Российской Федерации о труде граждане РФ в области занятости населения имеют следующие права:

1) Право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю.

Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта) между работодателем и лицом, принимаемым на работу. Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов) при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

2) Право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства или возможности профессионального обучения.

3) Право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.

4) Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения.

5) Безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

6) Обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

  1. Гарантии государства в реализации права граждан

Основным гарантом реализации права на труд в Российской Федерации является государство.

Государство гарантирует гражданам Российской Федерации:

  • свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;
  • охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством РФ о труде;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

Государство гарантирует безработным гражданам:

  • бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
  • обеспечение социальной поддержки;
  • компенсацию, в соответствии с законодательством РФ, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
  • бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
  • возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Читать еще:  Как разделить лицевой счет в приватизированной квартире

Дополнительные гарантии занятости для отдельных

1) Гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы:

  • разработка и реализация целевых программ содействия занятости;
  • создание дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов);
  • установление квоты для приема на работу инвалидов (Квота для приема на работу инвалидов установлена в пределах от 2% до 4% среднесписочной численности работников, составляющей более 100 человек в организации (ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);
  • предоставление услуг по профессиональной ориентации;
  • организация обучения по специальным программам.

2) Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) после увольнения гарантируются:

  • сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы;
  • возможность пользоваться ведомственными лечебными учреждениями;
  • детям сохраняется возможность пользоваться детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.

3) Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Правовое положение безработных граждан.

Тема №3-1. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

Организация занятости и трудоустройства населения в России.

Государственную политику в сфере занятости и трудоустройства осуществляет Министерство труда и социального развития РФ, которое возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения.

Основными функциями и обязанностями органов занятости являются:

  • анализ и прогнозирование состояние рынка труда;
  • информирование о состоянии рынка труда;
  • ведение учета свободных мест и граждан, ищущих работу;
  • информирование граждан и работодателей о наличии свободных мест и свободной рабочей силы;
  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • оказание помощи гражданам в профессиональной ориентации;
  • организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;
  • регистрация безработных граждан;
  • участие в организации органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления общественных работ;
  • назначение и выплата пособий по безработице, стипендий гражданам в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной помощи безработным.

Услуги по трудоустройству могут оказывать негосударственные организации, являющиеся только юридическими лицами, действующими на основании соответствующей лицензии.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения занятости и трудоустройства, является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в российской Федерации».

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане:

  • работающие по трудовому договору;
  • занимающиеся предпринимательской деятельностью;
  • занятые в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;
  • выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера;
  • являющиеся членами производственных кооперативов;
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу;
  • проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях;
  • являющиеся учредителями организаций.

Все остальные граждане считаются незанятыми.

Гарантии государства в области занятости подразделяются на три группы:

1. гарантии в реализации права граждан на труд;

2. дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (военнослужащих, инвалидов);

3. гарантии социальной поддержки безработных (выплата пособий, материальной помощи, профессиональное обучение).

Правовое положение безработных граждан.

Безработными признаются трудоспособные граждане (граждане от 16 до 60 лет (женщины) и до 65 лет (мужчины), не признанные инвалидами I или II группы), которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Безработным гражданам государство гарантирует:

  • бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии;
  • обеспечение социальной поддержки (выплата пособия, материальное помощи);
  • бесплатное медицинское обслуживание и освидетельствование при приеме на работу и обучение;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Статус безработного приобретается при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня его регистрации в службе занятости и предоставления следующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа об образовании (удостоверяющего профессиональную квалификацию), справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Подходящая работа – это такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки; условиям последнего места работы; состоянию здоровья; транспортной доступности рабочего места.

Подходящей считается и иная оплачиваемая работа для следующих категорий граждан:

  • впервые ищущих работу;
  • не имеющих профессии;
  • уволенных более одного раза в течение последнего года за нарушение трудовой дисциплины;
  • ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью;
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев.

В любом случае не может считаться подходящей работа, если:

1. она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

2. условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

3. предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (при высоком заработке – не ниже величины прожиточного минимума).

Признав гражданина безработным, ему назначается пособие по безработице.

Размер пособия по безработице определяется в зависимости от категории безработных:

1. для граждан, уволенных в течение года и имевших оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель:

  • в первые 3 месяца – 75 % от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;
  • в следующие 4 месяца – 60%;
  • в дальнейшем – 45 %.

Однако размер пособия не может превышать величину прожиточного минимума и быть ниже 20% этой величины, но, во всяком случае, не должен быть ниже 100 рублей.

1. иным гражданам (в т.ч. ранее не работавшим) –20% величины прожиточного минимума, но не ниже 100 рублей.

Размер пособия может быть сокращен на 25% на срок до 1 месяца или приостановлен на срок до 3 месяцев в следующих случаях: неявка на перерегистрацию; явка в состоянии опьянения; отказ от двух вариантов подходящей работы; увольнение с работы за нарушение трудовой дисциплины и т.д.

Гражданам, уволенным из организации в связи с ее ликвидацией или сокращением численности штата, в течение определенного периода (2-3 месяцев) сохраняется средняя заработная плата, а затем выплачивается пособие по безработице.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

После в случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20% величины прожиточного минимума, но не ниже 100 рублей.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного в случаях:

  • признания гражданина занятым;
  • прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению службы занятости с выплатой стипендии;
  • длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
  • переезда безработного в другую местность;
  • получения пособия обманным путем;
  • осуждения лица к наказанию в виде лишения свободы;
  • назначения пенсии.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector