Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности трудоустройства иностранных граждан на территории рф

Трудовая деятельность иностранных граждан

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В настоящее время мир имеет глобализированное пространство, то есть экономические отношения между странами настолько сильно развиты, что трудовая сила свободно перетекает из одной области земного шара в другой.

На этой странице Вы найдете все, что связано с вопросом – трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации.

Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

С огласно Федеральному закону от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный работник – это иностранный гражданин, временно пребывающий в России для осуществления трудовой деятельности.

Для регулирования трудовых отношений иностранцев существует достаточно обширный пласт законодательства в сфере труда.

Зачастую иностранные граждане, приезжая в Российскую Федерацию, не только не знают трудовое законодательство страны пребывания, но и нуждаются в юридической помощи квалифицированных юристов.

Наши услуги

Ю ридическая компания предлагает иностранным работникам достаточно широкий спектр услуг:

  • предоставление бесплатной консультации по телефону,
  • бесплатный выезд юриста на первичную устную консультацию,
  • составление и сбор документов для получения разрешения на работу в Российской Федерации,
  • представление интересов иностранных граждан при получении документов для законного нахождения на территории РФ,
  • оценка компетентности и квалификации высококвалифицированного специалиста,
  • оформление разрешения на привлечение иностранных работников для работодателя,
  • продление сроков действия разрешения на работу и визы,
  • составление ходатайств о привлечении высококвалифицированных специалистов,
  • составление и сбор документов для оформления патента,
  • помощь в оформлении медицинских документов для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина в РФ,
  • составление трудовых договоров,
  • помощь в получении дубликата патента в случае его порчи или потери,
  • помощь в оформлении разрешения на работу иностранным гражданам, пребывающим на территории РФ в порядке, требующем визы,
  • помощь в получении договора (полиса) добровольного медицинского страхования,

Иностранные граждане, прибывшие на территорию Российской Федерации с целью осуществления трудовой деятельности, должны соблюдать не только трудовое законодательство, но, в первую очередь, миграционное законодательство, которая довольно обширна и требует особого внимания со стороны иностранных граждан, дабы предотвратить нарушение своих прав.

Консультация иностранных граждан в сфере миграционного и трудового права

Т рудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации полностью регламентирована с момента пересечения границы, а также до момента, когда иностранный гражданин покидает территорию РФ.

Для предотвращения нарушений миграционного права иностранными гражданами по причине неосведомленности требований законодательства, юридическая компания предоставляет бесплатную консультацию.

В разделе «Статьи» Вы найдете ответы на вопросы, которые являются наиболее актуальными для иностранных граждан, намеревающиеся осуществлять свою трудовую деятельность на территории Российской Федерации.

Часто задаваемые вопросы

  • Какие существуют правила в РФ для работы студентов-иностранцев?
  • Кто такой высококвалифицированный специалист? Особенности трудовой деятельности высококвалифицированных специалистов.
  • Общие положения для приема на работу иностранных граждан.
  • Какой порядок принятия на работу иностранного гражданина с видом на жительство в РФ?
  • Какие существуют особенности принятия на работу граждан Республики Беларусь, Казахстана, Киргизии и Армении?
  • Прием на работу временно проживающих иностранных граждан в РФ.
  • Ответственность за нарушение миграционного законодательства.
  • Особенности увольнения иностранного гражданина.
  • Какие необходимы документы при приеме иностранного гражданина на работу?
  • Заключение трудового договора с иностранцем.
  • Какой порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан по месту пребывания?
  • Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранца в целях осуществления трудовой деятельности.

Законодательство

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Привлечение иностранных граждан на работу

Российское законодательство не ограничивает право иностранных граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, свободу выбора рода деятельности и профессии (ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

При этом, корреспондируя свободе труда иностранных граждан, законодатель возложил на российских работодателей ряд обязанностей и ограничений по привлечению к трудовой деятельности иностранцев на территории Российской Федерации.

Проблемы, вызванные незнанием действующего законодательства или невнимательностью к процедуре трудоустройства и дальнейшего сопровождения трудовой деятельности, с которыми сталкиваются российские работодатели, использующие труд иностранных граждан, зачастую приводят к финансовым потерям, обусловленным привлечением к ответственности и значительностью штрафов, установленных КоАП РФ, а также иным проблемам в части внутреннего кадрового делопроизводства, бухгалтерского и налогового учета.

Специфика трудовой деятельности иностранцев, по общему правилу, заключается в необходимости наличия таких условий как достижение иностранным гражданином восемнадцатилетнего возраста и наличия у него разрешения на работу или патента, а у работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Важно знать, что для каждого из вышеназванных разрешительных документов установлены свои условия процедуры получения и использования.

Так Патент и разрешение на работу является важными документами, подтверждающими право иностранца на труд в Российской Федерации.

Отличительной особенностью патента является то, что на основании патента работодатели или заказчики работ (услуг) имеют право привлекать к трудовой деятельности только тех иностранных граждан, которые прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Порядок получения патента регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Приказом Федеральной миграционной службы от 15 января 2015 г. № 5 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов».

На основании разрешения на работу осуществляется трудоустройство тех иностранцев, которые прибыли в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы. Процедура получения разрешения, в отличие от патента, является более сложной.

Разрешения на работу выдаются в пределах ежегодно утверждаемой квоты (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 800 «Об утверждении Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу»).

Процедура получения разрешения на работу для иностранного гражданина всегда предшествует процедуре получения работодателем разрешения на привлечение и использование иностранных работников (порядок также регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Приказом Федеральной миграционной службы от 30 октября 2014 г. № 589 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства». Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается сроком на один год.

Следует также отметить, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации;

3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации;

4) обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;

5) привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации для работы в расположенных на территории Российской Федерации филиалах, представительствах и дочерних организациях иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств — членов Всемирной торговой организации.

Привлечение иностранцев к трудовой деятельности на территории Российской Федерации, несмотря на сложность всей процедуры трудоустройства, зачастую для работодателей является более выгодным и экономически обоснованным выбором, нежели вступление в трудовые отношения с российскими гражданами. Поэтому уполномоченными органами установлен особый пристальный контроль за соблюдением порядка трудовой деятельности иностранцев в России.

Так в соответствии с положениями КоАП РФ, несоблюдение работодателем порядка получения патента или разрешения на работу для иностранного работника, а равно привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, является правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 и ч.2. ст. 18.15 КоАП РФ.

Такое незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 5000 тысяч рублей; на должностных лиц — от 25000 тысяч до 50000 тысяч рублей; на юридических лиц — от 250000 тысяч до 800000 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Активность уполномоченных органов по выявлению фактов незаконной трудовой деятельности иностранцев на территории Российской Федерации подтверждается сложившейся судебной практикой. Однако суды, даже признавая факт выявленных нарушений, часто идут навстречу нерадивым работодателям и взыскивают штрафы значительно ниже предельных размеров, установленных КоАП.

Читать еще:  Правовое регулирование права собственников земельных участков

Так, Постановлением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 02.09.2016 по делу № 5-640/2016, с учетом признания вины ООО «НЭП» в части незаконного привлечению к труду в качестве подсобного рабочего гражданина Республики Узбекистан, не имеющего разрешения на работу или патента, назначено наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации здания цеха, сроком на 14 дней.

Постановлением Кировского районного суда г. Астрахани от 23.08.2016 по делу №5-1404/2016, ООО «МОНА» признано виновным в совершении административного правонарушения (ч.1 ст.18.15 КоАП РФ) — за незаконное привлечение к трудовой деятельности гражданина Узбекистана, не имеющего патента из УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия. Представитель ООО «МОНА» указывал на процессуальные нарушения составления протокола об административном правонарушении, а также ссылался на факт отсутствия доказательств привлечения гражданина Республики Узбекистан к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего на строительном объекте, принадлежащим именно ООО «МОНА». Суд посчитал установленным состав административного правонарушения, назначил наказание в виде штрафа в размере 250000 рублей.

Постановлением, Туапсинского районного суда Краснодарского края от 29.08.2016 по делу №5-163/16, ИП Берсан А.И. также признан виновным за незаконное привлечение к трудовой деятельности на территории Российской Федерации гражданина Республики М. Письменный договор с иностранным гражданином не заключался, все условия работы, порядок оплаты труда были оговорены в устной форме. Разрешительные документы для осуществления трудовой деятельности у гражданина Республики М. не проверялись, ИП Берсан А.И. в установленном порядке разрешение на привлечение и использование труда иностранных работников не оформлял, уполномоченные органы в сфере миграции о привлечении иностранца к труду не уведомлял. ИП Берсану А.И. было назначено наказание в виде административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, в размере 300000 рублей.

При наличии разрешительных документов заключается сам трудовой договор, который по своей сути ни должен отличаться от трудового договора, заключаемого с российским гражданином, так как правила трудового законодательства РФ распространяются и на трудовые отношения с иностранцами (п. 5 ст. 11 ТК РФ).

Между работником-иностранным гражданином и работодателем трудовой договор заключается на неопределенный срок, в случаях, прямо предусмотренных законом (ст. 59 ТК РФ) – срочной трудовой договор. Основания для прекращения трудового договора сформулированы в ст. 327.6 ТК РФ.

Еще один важный момент при трудоустройстве и прекращении трудовых отношений с иностранцем — это исполнение работодателем обязанности по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность. Уведомлять необходимо о заключении и расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

В противном случае работодатель подлежит привлечению к административной ответственности в порядке ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ.

При применении ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ суды также зачастую назначают наиболее мягкое наказание.

Постановление Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ) от 01.09.2016 по делу № 5-492/2016: суд ограничился предупреждением за совершение ООО «Партнер-Групп» правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. Нарушитель указал, что совершенное административное правонарушение носит формальный характер, существенного вреда охраняемым законом общественным отношениям оно не причинило. Ранее ООО «Партнер-Групп» к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ не привлекалось. Юридическое лицо включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Аналогичные выводы сделаны судом в Постановлении Великолукского городского суда Псковской области от 31.08.2016 по делу № 5-119/2016.

В свою очередь Приморский краевой суд в решении от 31.08.2016 г по делу № 12-546/2016, признал обоснованным и не подлежащим отмене постановление суда первой инстанции о привлечении ПАО СКБ Приморья к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, указав на безусловное наличие вины нарушителя ввиду отсутствие доказательств принятия всех необходимых и возможных мер к надлежащему исполнению возложенной на него публично-правовой обязанности. Также суд указал, что в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении ПАО СКБ Приморья к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения требований миграционного законодательства в отношении привлекаемых к труду иностранных граждан.

19 сентября 2016

Если остались вопросы, либо требуется иная юридическая помощь, то специалисты нашей юридической фирмы оперативно смогут помочь. Свяжитесь с нами по следующим контактам:

Трудовые отношения с иностранными гражданами

За привлечение к трудовым отношениям иностранных граждан в РФ без соответствующего разрешения работодатель может быть подвергнут наказанию в виде штрафа от 25000 тысяч до 800000 тысяч рублей в соответствии с действием ст.18.15 ч.1 КоАП РФ.

Категории иностранных граждан

Иностранные граждане, прибывшие на территорию России для трудоустройства, разделяются на три категории:

  • лица, постоянно проживающие на территории РФ, то есть получившие вид на жительство;
  • лица, временно проживающие на территории РФ, получившие разрешение на временное проживание;
  • лица, временно пребывающие в РФ, и получившие миграционную карту.

Порядок оформления на работу каждой отдельной группы лиц различается.

Лица, постоянно проживающие на территории РФ

Так как лицо, которое постоянно проживает на территории РФ, имеет вид на жительство, то процедура приема этой категории иностранных граждан достаточно проста. Иностранному гражданину нужно будет всего лишь предъявить при трудоустройстве документ: вид на жительство, удостоверяющий его права. Далее процедура ничем не отличается от обычного трудоустройства гражданина РФ.

Лица, временно проживающие на территории РФ

В соответствии с действием Федерального Закона № 115 лица, временно проживающие на территории РФ, обязаны предъявить разрешение на трудоустройство, которое выдается органом миграционной службы. Что характерно, осуществлять трудовую деятельность иностранный гражданин имеет право только на той территории России, где у него зарегистрировано право временного пребывания.

Лица, временно пребывающие на территории РФ

В отличие от предыдущих двух категорий иностранных граждан процедура трудоустройства иностранного гражданина временно пребывающего в РФ существенно отличается для обеих сторон, и для работодателя, и для работника.

Работник при пересечении границы получает миграционную карту, которую он предъявляет либо в миграционную службу, либо работодателю, пригласившему данного человека, для оформления разрешения на трудоустройство. Данное разрешение выдается вначале на 90 дней, но затем может быть и продлено на срок до 1 года (ст.13 п.4 ФЗ №941).

Работодатель же для трудоустройства иностранных граждан должен вначале получить заключение территориального органа занятости о целесообразности привлечения иностранного работника, а затем уже разрешение на привлечение иностранного гражданина.

Документы, предъявляемые при трудоустройстве

При трудоустройстве каждый работник должен предъявить работодателю определенный пакет документов, которые предоставят сведения не только о его квалификации, но и информацию, содержащую его личные данные.

Лица, постоянно проживающие на территории РФ, обязаны предъявить:

  • трудовую книжку Российского образца
  • паспорт и вид на жительство (эти документы равноценно считаются подтверждающими личность)
  • диплом либо свидетельство, подтверждающие квалификацию работника
  • страховое свидетельство о пенсионном страховании, которое оформляется работодателем
  • медицинское свидетельство, если должность это подразумевает.

Лица, временно приживающие на территории РФ, обязаны предъявить:

  • паспорт
  • разрешение на трудоустройство
  • документ об образовании
  • трудовую книжку образца РФ
  • страховое свидетельство
  • иные документы по требованию работодателя, не противоречащие трудовому законодательству

Лица, временно пребывающие на территории РФ, обязаны предоставить:

  • паспорт
  • документ об образовании
  • разрешение на работу либо миграционную карту, если оформлением разрешения будет заниматься работодатель
  • трудовую книжку также должен будет оформить работодатель
  • страховое свидетельство соответственно тоже должно будет оформлено принимающей стороной.

После предъявления необходимого пакета документов для трудоустройства, работодатель должен проверить достоверность представленных документов, после чего с работником заключается трудовой договор на срок, который зависит от разрешенного срока пребывания на территории РФ. Например, лица, постоянно проживающие на территории РФ, имеют вид на жительство действительный в течение 5 лет. Соответственно и трудовой договор желательно заключить на такой же срок. В случае с иностранными гражданами, временно пребывающими на территории РФ, заключается трудовой договор либо договор о гражданско-правовых отношениях сроком на 3 месяца, который впоследствии можно продлить до одного года.

Трудовые отношения с иностранцами осуществляются на основании законодательства РФ, и на иностранных работников в полной мере распространяется действие Трудового Кодекса РФ, а также других нормативных актов и законов РФ. Нарушение прав иностранного работника влечет за собой административную или уголовную ответственность в той же мере, как и в отношении российских граждан.

Что такое статус иностранного гражданина и как он влияет на оформление трудовых отношений?

Существующая статистика показывает, что огромное количество современных работодателей весьма заинтересованы в трудоустройстве иностранных граждан по самым различным причинам. В основном, эти причины бывают связаны с экономией финансовых средств и уменьшением заработка иностранных лиц. Однако каждому директору необходимо помнить о некоторых дополнительных правилах и требованиях, которые были установлены в отношении трудоустройства иностранных лиц. Точный перечень таких требований, как правило, будет зависеть от статуса, который имеется у конкретного гражданина. Сюда можно отнести, например, временно проживающих в РФ, временно пребывающих на территории нашего государства, а также постоянно проживающих в России. В зависимости от точной категории, меняться могут следующие важные нюансы:

  1. Перечень документов, которые должны быть представлены заинтересованным лицом работодателю по месту непосредственного трудоустройства. Как известно, любая процедура принятия нового сотрудника на должность сопровождается необходимостью подачи определенных документов. Если речь идет об иностранном лице – в его задачи будет входить документальное подтверждение факта легального нахождения на территории нашего государства.
  2. Перечень действий, которые должны быть совершены работодателем для проведения грамотной процедуры трудоустройства иностранного лица. Сюда можно отнести, например, оформление официального приглашения, уведомление ФМС, а также другие инстанции о факте трудоустройства иностранного лица и т.д. Все необходимые действия должны быть выполнены работодателем в строго установленные сроки. В противном случае директора могут ждать серьезные штрафы, а также иные меры ответственности.
Читать еще:  Перекрыли канализацию за долги что делать

В большинстве случаев требуемым документом будет являться официальное разрешение на осуществление трудовой деятельности на территории РФ. Именно эту справку должен получить иностранный гражданин для последующего трудоустройства в любую организацию. Исключением будут являться лишь иностранные лица, которые проживают в нашей стране на постоянной основе. В данном случае никаких дополнительных разрешений на работу не потребуется.

Особенности заключения трудового договора с иностранцем

Сам процесс принятия иностранного гражданина на вакантную должность будет включать в себя следующие этапы:

  • Сбор требуемой документации. Как уже было сказано выше, иностранное лицо будет обязано представить все необходимые документы в соответствии с официально установленным перечнем. Если у лица имеется статус временно проживающего либо временно пребывающего на территории РФ, значит, в список обязательных бумаг будет входить разрешение на трудовую деятельность. Помимо этого, человек должен будет представить собственный паспорт для подтверждения личности, а также некоторые иные бумаги.
  • Подготовку трудового соглашения. Образец стандартного договора с иностранным гражданином без труда можно найти в интернете. Составляется данное соглашение в соответствии со стандартными правилами. В содержание документа обязательно должны быть внесены все важные сведения относительно будущей профессиональной деятельности лица. Сюда можно отнести: наименование его должности, непосредственное место работы, размер и особенности начисления заработной платы, наличие каких-либо дополнительных выплат или надбавок, если таковые полагаются гражданину. Помимо этого, в соответствующем разделе фиксируется продолжительность положенного сотруднику отпуска, а также правила его оформления. Трудовой договор всегда должен составляться в двух равноценных экземплярах. Один выдается сотруднику на руки, другой хранится в организации.
  • Отправление работодателем специальных уведомлений в уполномоченные инстанции. Данные уведомления представляют собой официальное оповещение специальных органов о том, что иностранное лицо было принято в конкретную компанию. В большинстве случаев такими органами будут являться УФМС и ФНС. Следует отметить, что уведомление туда должно быть отправлено в строго установленные сроки и еще до момента начала исполнения иностранным лицом профессиональных обязательств. Уведомление составляется в свободной форме. Оно должно содержать в себе перечень кратких сведений относительно трудоустроенного сотрудника, включая его ФИО, должность, номер заключенного с ним договора, а также иные важные данные.

Только после выполнения всех вышеуказанных требований иностранный граждан может приступить к своей непосредственной работе. Следует отметить, что с данного момента у такого сотрудника будут иметься все полноценные трудовые права, как и у его коллег. В случае нарушения этих прав, у служащего появится полноценная возможность для подачи официальных претензий в адрес своего работодателя.

Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства

Существующая статистика говорит о том, что регулярно огромное количество работодателей нарушает установленные законом правила относительно трудоустройства иностранных лиц. Такие нарушения, как правило, достаточно легко выявляются во время плановых или внеплановых проверок уполномоченными инстанциями. После проведения подобных мероприятий в отношении виновных лиц могут быть установлена мера ответственности в виде наложения административного штрафа. Данную меру можно назвать наиболее распространенной. Размер взыскания устанавливается в судебном порядке.

Он напрямую будет зависеть от различных дополнительных обстоятельств и действующих правил административного законодательства:

  • если ответственность была установлена в отношении должностного лица – максимальный размер взыскания за такое нарушение может составить до 5 000 рублей;
  • если в роли работодателя выступает руководитель организации либо индивидуальный предприниматель, максимальный размер взыскания может достигать 800 000 рублей.

Следует отметить, что в вышеуказанной ситуации серьёзные меры ответственности могут быть назначены и в отношении сотрудника, который также нарушил положения миграционного законодательства. В данном случае речь также идет о денежном штрафе, размер которого равен 5000 рублям.

Необходимо помнить, что вышеуказанные штрафы для работодателя устанавливаются за одного сотрудника. То есть, например, если у директора компании трудится 50 иностранных лиц нелегально, значит, установление штрафов производится в 50-кратном размере. Помимо этого, применяемые меры ответственности существенно ужесточаются в том случае, если данное нарушение совершается работодателем не в первый раз. В данной ситуации руководителю может грозить приостановка деятельности его компании на определенный срок, а также назначение исправительных работ и даже тюремное заключение.

Правовое регулирование трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных Федеральным законом.

Основным нормативно‑правовым актом в этой сфере является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»[121], на котором основываются ограничения и порядок привлечения к труду таких категорий работников.

Так, например, Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 755 был утвержден перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу[122]. Ежегодно Правительство РФ устанавливает допустимое соотношение российских и иностранных граждан, которые могут быть привлечены в отдельные отрасли экономики[123].

Работодателем в соответствии с Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Заказчиком работ (услуг) в соответствии с Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско‑правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Этот порядок не распространяется на некоторые категории иностранных граждан, указанные в законе.

Особые условия осуществления трудовой деятельности установлены для:

– иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

– иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов;

– иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом.

Организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Порядок представления уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (Приказ ФМС РФ от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации»)[124].

Разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.

Читать еще:  Как рассчитать арендную плату за нежилое помещение

Разрешение на работу выдается иностранному гражданину:

1) на срок временного пребывания;

2) на срок действия заключенного иностранным гражданином трудового договора или гражданско‑правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, может быть аннулировано по основаниям, предусмотренных Федеральным законом.

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично, либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина.

Одновременно с заявлением иностранным гражданином представляются:

1) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

2) миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

3) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу;

4) трудовой договор или гражданско‑правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии).

При представлении иностранным гражданином трудового договора или гражданско‑правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенных и оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в выдаваемое иностранному гражданину разрешение на работу вносятся реквизиты работодателя или заказчика работ (услуг), с которыми данным иностранным гражданином заключен соответствующий договор.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены Правительством Российской Федерации.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение пятнадцати рабочих дней со дня досрочного расторжения с ним трудового договора или гражданско‑правового договора на выполнение работ (оказание услуг), являвшихся основанием для выдачи данному иностранному гражданину разрешения на работу или для продления срока действия такого разрешения, вправе заключить новый трудовой договор или гражданско‑правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) либо обязан выехать из Российской Федерации в случае истечения срока временного пребывания, установленного Федеральным законом.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско‑правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года. Исходя из приоритетов развития российской экономики Правительство Российской Федерации вправе снижать указанные требования к размеру заработной платы (вознаграждения) таких иностранных граждан.

Работодатель и заказчик работ (услуг) самостоятельно осуществляют оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несут соответствующие риски.

Привлекать высококвалифицированных специалистов на условиях, установленных настоящей статьей, вправе работодатели или заказчики работ (услуг):

– российскими коммерческими организациями;

– российскими научными организациями, образовательными учреждениями профессионального образования (за исключением учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)), учреждениями здравоохранения, а также иными организациями, осуществляющими научную, научно‑техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации;

– аккредитованными в установленном порядке на территории Российской Федерации филиалами иностранных юридических лиц;

2) в течение двух лет до дня подачи ходатайства о привлечении высококвалифицированных специалистов не подвергавшиеся административному наказанию за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, а также не имеющие на момент подачи такого ходатайства неисполненных постановлений о назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений.

Граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско‑правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее – трудовая деятельность у физических лиц), законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с Федеральным законом.

Для получения патента законно находящийся на территории Российской Федерации иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:

1) заявление о выдаче патента;

2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

4) документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее – документ об уплате налога), за предыдущий период осуществления трудовой деятельности у физических лиц на основании патента;

5) сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц, осуществлявшейся таким иностранным гражданином, представляемые по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

При первичном обращении за выдачей патента документы, указанные в пунктах 4 и 5, не представляются.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче патента обязан выдать данному иностранному гражданину патент или уведомление об отказе в его выдаче.

Патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее – налог). В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог.

По истечении двенадцати месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин вправе обратиться в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции за получением нового патента.

Патент предоставляет право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории того субъекта Российской Федерации, в котором он выдан.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятие и укажите формы занятости.

2. Определите понятие безработного. Какой установлен порядок признания безработным и срок его регистрации?

3. Что понимается под терминами «подходящая» и «неподходящая» работа?

4. Как устанавливается квотирование и бронирование рабочих мест для молодежи, лиц с ограниченной трудоспособностью на федеральном и региональном уровне?

5. Что такое общественные работы?

6. Как регламентируется трудоустройство иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ?

Глава 8. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

§ 1. Понятие, стороны и содержание трудового договора.

§ 2. Виды трудовых договоров.

§ 3. Заключение трудового договора.

§ 4. Испытательный срок.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector