Veomo.ru

Финансовый журнал
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность собственника транспортного средства при дтп

Солидарная ответственность при ДТП в 2020 году

В этой статье мы поговорим про солидарную ответственность при ДТП. Не многие знают про этот термин, а значит, самое время разобраться в деталях.

Что подразумевается под солидарной ответственностью? В ДТП всегда есть виновник, не всегда им будет человек, который управлял ТС, им может стать и пешеход, который, к примеру, пересекал дорогу в неположенном месте.

Но сейчас мы не будем разбираться в обстоятельствах происшествия, нас интересует данность того, что в любом происшествии должен быть установлен виновный. Иначе, кто в таком случае понесёт ответственность за произошедшее и компенсирует вред потерпевшим? Совершенно не важно кто будет оплачивать ущерб, полученный при ДТП, страховая или виновник аварии из собственного бюджета.

Конечно, чаще всего, виновным объявляют водителя, который находился за рулём одного из транспортных средств. Но есть и другие ситуации, при которых вина ложится сразу на несколько лиц одновременно. И именно в таких случаях может идти речь о солидарной ответственности. Представим, что виновными в ДТП признаны несколько человек, а значит и выплачивать компенсацию придётся вместе. При этом есть одно уточнение, потерпевшие могут самостоятельно определить виновное лицо, которое должно покрывать все потери. Право выбора предоставляется, но они могут не определять одного человека, а наложить ответственность на всех.

Солидарная ответственность имеет место быть в следующих ситуациях:
— Возможно в ДТП участвует несколько транспортных средств. При этом виновным не всегда может являться один из водителей, возможно авария произошла по вине пешехода, либо пассажира.
— Либо к ответственности могут призвать владельца ТС, который, кстати, водителем-виновником не являлся.

Ещё одна противоречивая ситуация. Представим, что один шумахер решил проехаться с ветерком, по пути он нарушил огромное количество правил, но и это ещё не всё. Он толкнул на скорости другую машину, водитель которой, в отличии от этого нарушителя, все ПДД соблюдал. И в итоге от уже пострадавшего водителя пострадал пешеход. Как вы думаете, кто должен нести ответственность? Конечно же сейчас 99 процентов скажут, что виноват 1 водитель, но не всегда суд считает точно так же. Очень часто компенсировать вред приходится и первому, и второму водителю, но в разной степени.

И закон говорит о том, что солидарная ответственность может распространяться как на водителя, так и на собственника, и других участников ДТП в случае, если был причинен вред третьим лицам.

Слово закона. Подтверждение всем вышеперечисленным словам можно найти в параграфе 1079 Гражданского Кодекса. Транспортное средство изначально является средством повышенной опасности. В некоторых случаях, если одному из участников ДТП был приченён вред, то тогда ответственность могут понести как водитель, так и владелец ТС. Опять же, стоит повториться, что последнее слово остаётся за судом.

В 3 пункте статьи говорится о том, что если в ДТП, в котором участвовало 2 и более ТС, пострадало 3-е лицо, то такой случай можно как раз-таки подогнать под определение «солидарная ответственность».

А кто всё-таки должен платить? Если в ДТП пострадали исключительно автомобили, то речь будет идти исключительно о возмещении имущественного вреда. Тут всё решается довольно-таки быстро, особенно если у каждого водителя имеется полис ОСАГО. Если в аварии пострадал человек, а виновниками обозначили несколько лиц, то выплачивать компенсацию должны либо все, либо какой-то конкретный водитель, которого пострадавшая сторона признает наиболее виновным.

Кстати, в подобных разбирательствах ответственность несёт водитель, а не владелец авто. Владельца транспортного средство могут наказать если:
— водитель-виновник в результате ДТП погиб;
— транспортным средством управлял несовершеннолетний;
— водитель являлся сотрудником организации, в собственности которой находится автомобиль;
— виновный водитель скрылся с места ДТП.

Но опять же, следует учитывать тот факт, что ответственность будет наложена на собственника только в том случае, если его вину докажет суд.

Если был нанесён вред человеческому здоровью. Представим, что из-за аварии пострадавший получил серьёзные повреждения, либо человек вообще погиб. В таком случае солидарная ответственность возникает в соответствии все с теми же нормами, о которых говорилось выше. Степень наказания зависит напрямую от повреждений, которые были получены пострадавшими.

Если в ДТП кто-то погиб, то наказание будет устанавливаться согласно УК РФ. Если в результате аварии пострадал сторонний человек, то ответственность понесут оба водителя, но только в разной степени. Например, водитель, который был признан виновным, понесёт большую ответственность, чем второй.

При каких ситуациях собственник полностью освобождается от ответственности? Статья 1079, а так же 1083 ГК РФ говорит о моментах, при которых с собственника ТС, а так же водителя снимается ответственность.

  • Если владелец авто оказался пострадавшей стороной по причине того, что его ТС было угнано.
  • Если ДТП произошло из-за природных явлений, либо других обстоятельств, с которыми виновный справиться был не в силах.
  • Имущественное положение водителя, которого в ДТП признали виновным. В этом случае сумма возмещения может быть пересмотрена судом. Но если вред был причинен умышленно, то тогда размер компенсации снижаться не будет.
Читать еще:  Какие необходимы документы на развод с ребенком

Итак, отсюда можно понять, что при ДТП ответственность могут понести сразу несколько участников. Конкретного развития событий нет, ведь все ситуации индивидуальны и рассматриваются по отдельности. Но знать такую информацию просто необходимо, ведь никто не знает, что может произойти завтра. Чтобы ни случилось, лучше заручиться помощью опытного юриста, который мог бы отстоять ваши права в случае, если вы виновным не являетесь.

Виновник ДТП не собственник автомобиля и не имеет полиса ОСАГО: кто будет возмещать ущерб?

Михаил рассказал в офисе ЕЦЗ в Каменске-Уральском следующую историю.

Незадолго до его визита произошло ДТП с участием двух автомобилей, одним управлял собственник — наш клиент, а другим Всеволод. Собственником автомобиля числился другой человек — Сергей.

Виновником аварии был признан Всеволод, который нарушил пункт 9.10 Правил дорожного движения Российской Федерации (не выдержал безопасную дистанцию до впереди идущего транспортного средства и допустил столкновение с автомобилем Михаила), в связи с чем был привлечен к административной ответственности. В результате ДТП автомобилю клиента причинены механические повреждения, стоимость восстановительного ремонта без учета износа составила 70 447 руб., утрата товарной стоимости — 9 562 руб. 30 коп.

Автогражданская ответственность у виновника застрахована не была. В связи с этим Михаил не может обратиться ни к страховщику лица, виновного за причинение ущерба, ни к своему страховщику в рамках прямого урегулирования убытков.

Оказались в такой же ситуации? Запишитесь на консультацию юриста в вашем городе!

В силу п. 6 ст. 4 Закона об ОСАГО именно виновник как владелец транспортного средства должен возместить потерпевшей стороне материальный ущерб, причиненный в результате ДТП.

Юристом «Единого центра защиты» была подготовлена претензия и направлена в адрес Всеволода (виновника ДТП) и Сергея (собственника автомобиля). Претензия о возмещении причиненного ущерба виновниками оставлена без ответа, в связи этим решать данный вопрос необходимо было уже в судебном порядке.

В судебном заседании мы заявленные требования по изложенным в исковом заявлении доводам поддержали, которые были основаны на ст. 1079 ГК РФ — юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Михаил пояснил, что автомобиль отремонтирован, замененные детали готов передать ответчикам.

Учитывая, что собственник транспортного средства, при управлении которым допущено столкновение с транспортным средством истца, не принял необходимых и достаточных мер к недопущению лица, гражданская ответственность которого не застрахована, к управлению транспортным средством, усматривается в его бездействии вина в форме небрежности.

Ответчик Сергей (собственник авто) в судебном заседании заявленные требования не признал, указав, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку не виновен в произошедшем ДТП. Пояснил, что в день ДТП дал Всеволоду по его просьбе автомобиль, передал ключи и документы, о том, что отсутствует полис ОСАГО знал.

Виновник ДТП в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил, что в ДТП также виновен истец, поскольку остановился на дороге, что постановление об административном правонарушении не оспаривал, штраф уплатил, при осмотре автомобиля присутствовал, с актом осмотра согласен. Также выразил несогласие с заявленной суммой ущерба, с расходами на представителя.

Распределяя долю ответственности между собственником транспортного средства и лицом, допущенным к его управлению, суд установил долю вины непосредственного причинителя вреда Всеволода в размере 70%, долю вины собственника Сергея – 30%.

По итогам судебного разбирательства, суд принял следующее решение:

Взыскать с собственника авто в пользу Михаила ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, в сумме 21 120 руб., утрату товарной стоимости автомобиля в сумме 2 868 руб. 60 коп., расходы на оплату услуг эксперта в сумме 1 498 руб. 50 коп., расходы на оплату услуг представителя в сумме 2 997 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 779 руб. 22 коп.

Взыскать с виновника ДТП в пользу Михаила ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, в сумме 49 280 руб., утрату товарной стоимости автомобиля в сумме 6 693 руб. 40 коп., расходы на оплату услуг эксперта в сумме 3 496 руб. 50 коп., расходы на оплату услуг представителя в сумме 6 993 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 818 руб. 18 коп.

Читать еще:  Как доказать, что своевременно выплачивал алименты

Выход из ситуации, когда виновник ДТП не является собственником автомобиля, на кого подавать в суд

Ситуации, когда виновник ДТП не собственник автомобиля, случаются. На кого подавать в суд – вопрос вполне резонный. Однозначно ответить нельзя, ведь все зависит от того, имел ли право человек, который находился за рулем, водить автомобиль. Поэтому нужно детально разобраться с кого( водителя или собственника) взыскивать ущерб.

Что делать при такой аварии

В большинстве случаев вопрос по взысканию ущерба решается легко: нужно узнать, имеется ли генеральная доверенность на виновника ДТП. Если таковая имеется, то возмещает ущерб водитель, то есть тот, кто совершил ДТП. Когда доверенности нет, то всю вину несет собственник и именно к нему нужно предъявлять претензии.

Единственно исключение, когда хозяин не будет отвечать за действия водителя, если ТС было у него украдено. У него должно быть подтверждение противоправного завладения его автомобилем, например, заявление об угоне. В таком случае владелец транспортного средства при ДТП ответственности не несёт.

Конечно, владельца не прельщает ситуация, когда нужно брать на себя чужую вину. В таком случае у него есть возможность подать в суд иск регресса – обратного требования. Возместившему вред собственнику это право дает закон. Сумма иска равна стоимости, которую ему пришлось уплатить для возмещения вреда пострадавшим.

Выплаты по страховке

Так как ОСАГО в большинстве случаев есть, то возмещение будет осуществляться именно с фонда страховой компании, даже если убытки причинил не собственник, а водитель, который ездил по доверенности. В таком случае действия следующие:

1.Вызвать на место происшествия инспекторов ГИБДД, аварийного комиссара. Они составляют схему ДТП. Заполняют справки и выдают их и виновнику, и потерпевшему.

2.Имея на руках такую справку, можно отправляться в страховую за возмещением ущерба. Кроме того, с собой нужно иметь заявление на выплату, полис, техпаспорт ТС, права, гражданский паспорт, счет для перечисления средств. Ожидать ответа от страховщика придется на протяжении 20 дней.

Важно! В том случае, если выплаты не поступили по истечении этого срока или они меньше заявленного объема, придется обращаться к независимым экспертам и судиться уже со страховщиками.

Немного сложнее получить именно страховые выплаты, если авария совершена лицом, угнавшим машину. Но также проблемы с возмещением именно от страховой возникнут:

  • Когда виновник не вписан в полис или имеются ограничения.
  • Полис используется в период, когда это не предусмотрено.

В таком случае с претензиями есть смысл обращаться только к водителю.

Если полиса нет

Подавать требование по возмещению нужно к виновнику/владельцу, но сложность в этом случае будет в получении большой суммы. У того, к кому предъявляются претензии, может просто не быть денежных средств и/или имущества.

Если обращение идет к владельцу, то есть у виновника нет прав на управление ТС, то тут дела обстоят несколько легче, машину можно арестовать. Когда виновник имеет гендоверенность, то такая возможность отпадает, ведь машиной он не владеет.

В таком случае необходимо получить консультацию относительно поломок и объемов ремонта, а также суммы, которую нужно будет возместить. Конечно, ближайшее СТО для такой диагностик не подходит, необходимо обращаться к независимому эксперту. Важно, чтобы в ходе проведения ее присутствовал и виновник. Это необходимо для того, чтобы у него не было основания в ходе судебного разбирательства оспорить представленную экспертную оценку.

Это нужно знать пострадавшему

Пострадавший в результате происшествия может затребовать возмещение убытков как от виновника, так и от владельца, все зависит от того, имеет ли виновник законные основания водить ТС.

В тех случаях, когда владелец автомобиля – юридическое лицо, и в момент аварии водитель исполнял свои должностные обязанности, то взыскивать ущерб можно еще и с юридического лица.

Для того, чтобы понять, от кого требовать возмещение, нужно узнать:

  • Есть или нет у виновника доверенность на вождение машины. Если да, то возмещать обязан он.
  • Вписан ли виновник в полис ОСАГО, если да, то обращение последует в страховую.
  • При отсутствии доверенности, но добровольной передачи собственником машины для использования, возникает солидарная ответственность. То есть подавать требование можно и к собственнику, и к виновнику.
  • Если машина числилась в угоне, то истребовать положенную компенсацию следует только с виновника, так как в полис он точно не будет вписан.

Порядок действий после аварии:

  1. Выбрав, к кому предъявлять претензии, нужно в течение нескольких дней выдвинуть требование по возмещению ущерба в письменном виде.
  2. Ответить виновник должен в течение 7 дней.

Если этого не произошло или он отказывается добровольно возместить вред, причиненный аварией с его участием, можно подавать иск в суд.

Читать еще:  Как сменить фамилию ребенка

Исковое заявление подается в суд по месту проживания виновника. Если это касается юрлица, то по месту размещения компании.

Вывод

В том случае, если виновник не владелец, но имеет право вождения совершившего ДТП автомобиля, да еще и вписан в полис, сложностей с получением возмещения не будет. Если же ситуация другая, то в большинстве случаев придется подавать иск в суд, ведь добровольно мало кто пожелает оплатить ремонт.

Порядок действий при ДТП с участием транспортных средств принадлежащих юридическим лицам и ИП

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

В соответсвии с Постановлением Правительства РФ № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий», где бы ни произошло дорожно-транспортное происшествие, и кто бы ни находился за рулем, непосредственно к разбору и учету ДТП привлекается владелец транспортного средства. Если автомобиль принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, то они должны вести учет ДТП. Об этом сказано в пунктах 15-18 Постановления № 647:

  1. Владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.
  2. Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
  3. Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.
  4. Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Так же, согласно пункта 1 Статьи 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Кто конкретно в организации должен отвечать за учет ДТП? В первую очередь ответственность за все нарушения несет руководитель предприятия, соответственно он и должен организовать учет ДТП, проведение их анализа и устранение причин.

Согласно пункта 2 Статьи 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

То есть в данном случае в организации, владеющей транспортными средствами, должен быть назначен штатный сотрудник, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения. Учет ДТП, расследование ДТП с участием служебного транспорта, анализ причин и оформление результатов, организация проведения мероприятий, направленных на профилактику ДТП — непосредственные обязанности специалиста ответственного за обеспечение БДД.

Последовательность действий участника ДТП и должностных лиц организации.

  1. Сообщить о дорожно-транспортном происшествии в ГИБДД. Сообщает водитель в момент вызова ГИБДД на место ДТП.
  2. Сообщить в организацию. Водитель сообщает специалисту ответственному за обеспечение БДД в организации или своему непосредственному руководителю.
  3. Сообщить о ДТП в органы внутренних дел по месту нахождения предприятия – таково требование пункта 17, Постановления № 647. Сообщает специалист ответственный за обеспечение БДД или непосредственный руководитель участника ДТП.
  4. Зарегистрировать ДТП в журнале учета дорожно-транспортных происшествий. Учет ведет специалист ответственный за обеспечение БДД.
  5. Провести служебное расследование. Расследование проводит специально назначенная для этого комиссия в составе не менее трех человек.
  6. Составить акт по результатам служебного расследования. Акт составляется и подписывается членами комиссии проводившими служебное расследование.
  7. Получить в ГИБДД результаты расследования. Специалисту ответственному за обеспечение БДД, или другому доверенному лицу необходимо обратиться в органы ГИБДД и получить копии постановления по делу об административном правонарушении и формулировку окончательного вывода.
  8. Издать приказ по результатам расследования. При наличии вины привлечь к дисциплинарной ответственности водителя или других виновных должностных лиц.
  9. Ознакомить водителя с приказом под подпись. Если водитель (или другие должностные лица, чья вина доказана и отражена в приказе) отказывается расписаться в приказе, то составляется акт об отказе в ознакомлении.
  10. Провести специальный инструктаж со всеми водителями.
  11. Зафиксировать проведение инструктажа в Журнале регистрации инструктажей.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector