Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и гражданско правовое значение казны

Казна по гражданскому праву (стр. 1 из 16)

1. Проблема многозначного использования понятия Казна. 6

2. Гражданско-правовые способы пополнения Казны.. 19

2.1 Приватизация как один из способов пополнения Казны.. 19

2.2 Доходы от предпринимательской деятельности государственных унитарных предприятий и казенных предприятий. 23

2.3 Доходы от облигаций, находящихся в государственной собственности. 25

2.4 Доходы от государственного имущества, сдаваемого в аренду и передаваемого в доверительное управление. 28

3. Взыскание задолженности РФ за счет Казны.. 37

3.1 Обращение взыскания на имущество Казны.. 37

3.2 Порядок обращения взыскания на имущество Казны.. 48

Список использованных источников. 59

Введение

Институт казны не является принципиально новым понятием в отечественном гражданском законодательстве. Понятие государственной казны, включающей в себя государственные денежные средства, золотой запас, валютные средства, казенные земли, природные ресурсы и иное имущество, широко употреблялось в дореволюционном русском гражданском праве. Существование данного института предопределялось возможностью участия Российского государства в гражданских правоотношениях наравне с иными субъектами гражданского права.

Советское гражданское право исключило понятие государственной казны из гражданского законодательства. Государственная собственность была провозглашена основной формой социалистической собственности, являющейся достоянием всего советского народа[1]. При этом государство исходило из позиции закрепления основной доли государственной собственности за государственными предприятиями. В этой связи управление государственной собственностью (за исключением средств государственных бюджетов всех уровней) большей часть сводилось к регулированию хозяйственной деятельности государственных предприятий, осуществляемого на основе долгосрочного планирования. Лишь природные ресурсы (земля, ее недра, воды и леса) продолжали находиться в непосредственном управлении государства в лице уполномоченных органов и могли бы быть отнесены к современному определению государственной казны. Порядок управления данной частью государственной собственности был подробно регламентирован нормами соответствующего законодательства.

Признание принципа равноправия всех форм собственности в новом гражданском законодательстве привело к необходимости регулирования порядка участия государства в гражданских правоотношениях наравне с иными субъектами. Закон РСФСР «О собственности»[2], принятый 24 декабря 1990 года, впервые закрепил разделение государственной собственности на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, и иное государственное имущество, составляющее государственную казну РСФСР или входящей в ее состав республики, автономной области, автономного округа, края, области. Статья 22 указанного закона содержала следующее определение государственной казны: «Средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно: государственную казну РСФСР, государственную казну республики, входящей в состав Российской Федерации, казну автономной области, автономного округа, края, области». Следует отметить, что законодатель, признавая существование наряду с государственной также и муниципальной собственности (ст.23 названного Закона), не определил правового статуса муниципальной казны.

Данное определение государственной казны практически без изменений нашло отражение в статье 53 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых 31 мая 1991 года.[3] Указанный нормативный правовой акт не содержал понятий муниципальной собственности и, соответственно, муниципальной казны.

Дальнейшее развитие гражданского законодательства привело к более детальной регламентации участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях. В соответствии со ст.2 Гражданского Кодекса Российской Федерации[4] Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут участвовать в гражданских правоотношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. Учитывая особый статус указанных лиц, установление особого порядка их участия в гражданских правоотношениях, возможность принятия специальных норм, регламентирующих особенности их участия в гражданских правоотношениях, а также ряд иных особенностей, мы полагаем, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в рамках современного законодательства могут рассматриваться как особая группа субъектов гражданских правоотношений (публично-правовые образования) наряду с традиционным разделением указанных субъектов на физические и юридические лица.

Порядок участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях закреплен в главе 5 Гражданского Кодекса РФ. При этом правовой статус указанных субъектов характеризуется рядом особенностей, важнейшими из которых мы полагаем следующие: 1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в гражданских правоотношениях от собственного имени, но представляют при этом не частный, а публичный интерес; конечной целью их участия в гражданских правоотношениях является удовлетворение интересов определенной группы людей (граждан Российской Федерации, населения отдельного субъекта Российской Федерации, муниципального образования); 2) публичные собственники в законодательном порядке в ряде случаев имеют возможность самостоятельно устанавливать для себя правила поведения как собственника (Российская Федерация и, в определенных рамках, субъекты Российской Федерации, — путем установления норм гражданского законодательства); 3) публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях в лице уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, либо в лице иных органов государственного управления, местного самоуправления, юридических и физических лиц — на основании специальных поручений; 4) публично-правовые образования вправе наделять вещными правами на имущество, находящееся в их собственности, создаваемые ими юридические лица (унитарные и казенные предприятия, учреждения); 5) публично-правовые образования могут выступать носителями права собственности на отдельные категории объектов гражданских правоотношений, изъятых либо ограниченных в гражданском обороте (объекты, которые могут находиться исключительно в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований).

Читать еще:  Приватизация и собственность в чем разница

Сформулировать и четко определить роль и значение казны в гражданском праве представляет собой достаточно сложную задачу, т.к. казна является довольно многогранным институтом, плюс ко всему данный институт играет огромную роль в общем деле пополнения бюджета Российской Федерации из чего вытекает огромная практическая и теоретическая значимость выбранной темы дипломной работы.

Работа состоит из трех глав. Первая глава – Проблема многозначного использования понятия Казна – представляет собой анализ сущности Казны по гражданскому праву, в этой главе рассматриваются формы участие государства в гражданско-правовых отношениях. Вторая глава – Гражданско-правовые способы пополнения Казны — посвящена различным источникам доходов государства, таким как доходы от приватизации государственной собственности, доходы от предпринимательской деятельности государственных предприятий, доходы от облигаций и прочим. Третья глава – Взыскание задолженности РФ за счет Казны – затрагивает проблемы взыскания долгов по гражданским обязательствам с государства в лице Казны, здесь же рассматриваются основные проблемы взыскания задолженности.

1. Проблема многозначного использования понятия Казна.

Государство участвует как в публично-правовых, так и в частно-правовых отношениях. Первые типичны для государства, ведь оно осуществляет публичную власть, обладает суверенитетом, т.е. выступает в качестве если не участника, то, по крайней мере, источника публично-правовых отношений. Государственная власть обеспечивает подчинение частных лиц общим интересам и тем самым придает возникающим отношениям публично-правовой характер.

В частно-правовой сфере все иначе. Защита интересов частного лица предполагает признание их не менее, а подчас, и более значимыми по сравнению с интересами всего общества или государства. Здесь государство не может властвовать над людьми. Оно должно уважать их интересы, обеспечивать автономию их воли, предоставлять возможность выбора и т.д. Иными словами, деятельность государства в частно-правовой сфере подчиняется правилам, противоречащим его природе.

В то же время, участие государства в частно-правовых отношениях полностью исключить нельзя, поскольку основная их часть состоит из имущественных отношений. Имущество же необходимо государству для осуществления публичных функций, составляющих существо его власти[5].

Частно-правовые отношения или, во всяком случае, основная их часть – гражданские правоотношения, — основаны на началах равенства их участников, неприкосновенности собственности и т.д. Это означает, что государство, вступая в эти отношения, не может иметь тех привилегий, которые дарованы ему публичным правом. Все привилегии, которые у него в этой сфере могут быть, проистекают из частного права. Именно «частное право может предусматривать отступления от принципа равноправия, но эти отступления никак не могут быть результатом ни суверенности государства, ни осуществления им публичных функций»[6].

36. Право общей долевой собственности: понятие, порядок осуществления и прекращения.

Общая собственность —это собственность на имущество, принадлежащее двум или нескольким лицам. Общая собственность в гражд праве подразделяется на: а) общую долевую; б) общую совместную. Общая долевая собственность — это общая собственность, в которой определена доля каждого собственника в праве. Долевой хар-р собственности предполагается: общая собственность является долевой, за искл случаев, когда законом предусм-ся образование совместной собственности. Но и здесь по соглашению сторон (а при несогласии — судом) м б установлена долевая собственность этих лиц. Доли сторон считаются равными (если законом \ соглашением сторон доли не определены в иных р-рах). Распоряжение имущ-вом, находящимся в долевой собственности, осущ-ся по соглашению всех ее участников. Каждый из сособственников вправе по своему усмотрению распорядиться своей долей. При этом при продаже доли постороннему лицу остальные участники имеют преимущ-ное право покупки продаваемой доли по цене, за кот она продается. Владение и пользование имущ-вом при долевой собственности осущ-ся по соглашению сторон. Распределение же доходов, продукции, плодов и участие в расходах по содержанию имущества – распеделяется соразмерно долям. Раздел долевой собственности и выдел из нее осущ-ся по соглашению сторон, а при необходимости — судом.

88. От-ть за вред, причиненный источником повышенной опасности

ИПО – деят-сть, осуществление которой создает повышенную опасность вследствие невозможности всеобъемлющего контроля над ней со стороны чел-ка, — использование трансп средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; строительная и иная связанная с нею деятельность и др.

ИПО признается деят-сть отвечающая 2 признакам: 1) создание повышенной вероятности причинения вреда 2) невозможность полного контроля за ней со стороны ч-ка. ответственность за такую деят-сть наступает, если вред возник в рез-те дей-я ИПО (н-р, движение авто).

Читать еще:  Новый закон о приватизации дачных домов

Виды ИПО: 1) физические (механические, электрические, тепловые); 2) физико-химические (радиоактивные материалы) 3) химические (отравляющие, взрывоопасные, огнеопасные) 4) биологические (дикие животные, вирусы, штаммы микроорганизмов).

Субъект ответственности – владелец ИПО (орг-ция \ гражданин), осущ-щий его эксплуатацию на вещных правах, договоре \ в силу распоряжения компетентного органа. Признаки, при наличии кот лицо признается владельцем ИПО: 1) юридический (владелец ИПО обладает соответствующим правомочием (вещные права \ договор) 2) материальный (эксплуатирует \ др образом использует объект, обладающий опасными св-вами). Не признается владельцем ИПО и не несет ответ-сть за вред перед потерпевшим лицо, управляющее ИПО в силу трудовых отношений с владельцем эт источника (шофер, машинист, пилот); ответственность за причиненный вред д нести предприятие как владелец ИПО.

Ответственность владельца ИПО м наступить: 1) когда по его вине не б обеспечена надлежащая охрана ИПО с помощью обычных средств 2) если управление ИПО передается др лицу без оформления такой передачи 3) при фрахтовании трансп средства с экипажем.

Владелец ИПО не отвечает за вред, причиненный этим источником: 1) если докажет, что ИПО выбыл из его обладания в рез-те противоправных действий др лиц 2) при передаче ИПО в хоз управление пользователя 3) при передаче ИПО, принадлежащего частному лицу во временное управление должностного лица на основании властного предписания 4) если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы \ умысла потерпевшего. Владельцы ИПО, совместно причинившие вред несут солидарную ответ-сть.

Вред, причиненный в рез-те взаимодействия ИПО самим их владельцам, возмещается на общих основаниях: 1) вред, причиненный одному из владельцев по вине др, возмещается виновным 2) при наличии вины лишь владельца, кот причинен вред, он ему не возмещается. 3) при наличии вины обоих владельцев р-р возмещения определяется соразмерно степени вины каждого. 4) при отсутствии вины владельцев ИПО во взаимном причинении вреда (независимо от р-ра) ни один из них не имеет права на возмещение.

При наличии грубой неосторожности потерпевшего 1) и наличии вины владельца ИПО суд д лишь уменьшить р-р возмещения в зависимости от степени их вины; 2) и отсутствии вины владельца ИПО суд не тко д уменьшить р-р возмещения. Но и вправе полностью освободить причинителя вреда от ответ-сти 3) если вред причинен жизни \ здоровью гражданина. Полный отказ в возмещении вреда не допускается. Имущественное положение причинителя вреда м б учтено судом: 1) лишь в плане уменьшения р-ра возмещения, но не освобождения от ответств-сти 2) тко тогда, когда владельцем ИПО явл гражданин. Но не юр лицо 3) в действиях владельца отсутствует умысел. Крайняя необходимость – состояние, при кот причинение вреда потерпевшему не считается противоправным и при наличии кот суд с учетом обстоятельств дела м освободить причинителя вреда от обязанности возместить вред полностью \ частично.

Тема 18. Право публичной собственности

276. Понятие и содержание права, субъекты и объекты права государственной собственности и муниципальной собственности.

277. Правовой режим и объекты исключительной государственной собственности. Понятие и гражданско-правовое значение казны.

278. Приватизации государственного и муниципального имущества: понятие и значение.

279. Характеристика субъектов приватизации.

280. Характеристика объектов приватизации.

281. Способы приватизации: при приватизации имущественных комплексов, жилых помещений, земли, акций открытых акционерных обществ.

282. Особенности приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий.

Тема 19. Право общей собственности

283. Основания возникновения права общей собственности.

284. Виды права общей собственности.

285. Понятие и содержание права общей долевой собственности: юридическая природа доли участника отношений общей долевой собственности (собственника), особенности осуществления права общей долевой собственности.

286. Доля: понятие, порядок определения, отчуждение доли собственником, преимущественное право покупки его доли, выдел доли собственником.

287. Раздел общего имущества: понятие, особенности, значение.

288. Прекращение общей долевой собственности: понятие, порядок, значение.

289. Особенности возникновения, осуществления и прекращения права общей совместной собственности.

290. Право общей совместной собственности супругов: понятие, содержания, правовое значение.

291. Право общей совместной собственности участников крестьянского (фермерского) хозяйства.

Тема 20. Ограниченные вещные права

292. Понятие, признаки и виды ограниченных вещных прав.

293. Ограниченные вещные права на земельные участки и жилые помещения.

294. Особенности субъектного состава, содержания и осуществления этих видов ограниченных вещных прав. Сервитуты.

295. Вещные права юридических лиц на хозяйствование с имуществом (имущественным комплексом) собственника.

296. Право хозяйственного ведения.

297. Право оперативного управления, его виды.

298. Права, обеспечивающие надлежащее исполнение обязательства.

Читать еще:  Процедура бракосочетания с гражданином греции

299. Право учреждения на самостоятельное распоряжение доходами, полученными за счет разрешенной собственником хозяйственной деятельности. Иные виды ограниченных вещных прав.

Учет имущества казны

Разберемся с понятиями

Итак, имущественная казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями, за исключением средств бюджета и потребляемых вещей.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Учет имущества федеральной казны предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447, на основании которого учет активов и ведение реестра федерального имущества осуществляют:

1) Федеральное агентство по управлению госимуществом в отношении имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом;

2) территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории Российской Федерации по месту его нахождения.

В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 447, учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера.

Порядок ведения реестра определен приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 г. № 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества».

Аналогичные нормативные документы принимаются на региональном и местном уровнях, где решаются порядок, способ и цели использования имущества в составе казны (например, Закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 «Об имущественной казне г. Москвы»).

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. В частности, самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.

Так, в пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финоргана публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием.

Также в Инструкции № 157н расширены права публично-правовых образований по установлению более удобного порядка отражения в учете имущества казны, в частности, это касается начисления амортизации. В правовом акте по бюджетному учету казны может быть указано на необходимость начисления амортизации в установленном финорганом порядке. Данный порядок может распространяться как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и на отдельные объекты.

Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе государственного (муниципального) учреждения в соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н.

В частности, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, а также между субъектами учета и иными организациями осуществляется по балансовой (фактической) стоимости активов с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

В то же время для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ (субъектов и муниципальных образований), в разрезе материальных (нематериальных) основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов предусмотрен счет 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». При этом объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 143 Инструкции № 157н). >|Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета.|

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector