Veomo.ru

Финансовый журнал
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и особенности правового регулирования экологического аудита

Краткая история становления экологического аудита в России

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Опубликовано в

Дата публикации: 28.02.2014

Статья просмотрена: 2302 раза

Библиографическое описание:

Ерофеева, В. В. Краткая история становления экологического аудита в России / В. В. Ерофеева, В. Н. Краева. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/114/5214/ (дата обращения: 04.09.2021).

В статье рассматривается внутренняя правовая сущность экологического аудита и его становление в России. Приведена краткая характеристика этапов становления экологического аудита, раскрыты ключевые моменты по каждому из этапов. В заключении приводится краткая справка о современном состоянии экологического аудита в Российской Федерации.

Ключевые слова: история становления, экологический аудит.

Механизм экономической охраны окружающей среды — это совокупность экономико-правовых инструментов, которые можно применять в целях рационального природопользования и более эффективной охраны ОС. Одним из элементов этого экономического механизма, который активно используется за рубежом, является экологический аудит, проблема в том, что его механизм недостаточно развит в России и по настоящее время не имеет самостоятельной законодательной базы.

Цель исследования: рассмотреть этапы становления экологического аудита в Российской Федерации, кратко охарактеризовать каждый из них.

В науке экологического права предпринимались попытки выделить периоды становления экологического аудита (например, работы И. Г. Иутина [4]). Большинство исследователей выделяют следующие этапы развития экологического аудита в России:

1) конец 1980-х — начало 1990-х гг. Данный период характеризовался формированием «скелета» законодательно закреплённых основ общего аудита;

2) середина 1990-х. Данный период отмечается развитием критериев финансового аудита и созданием основы для организационно-правового механизма экологического аудита;

3) начиная с 1998г. Этот этап можно охарактеризовать разработкой и структуризацией организационно-правового механизма экологического аудита, активным внедрением его в формирование управления природопользованием;

4) начало ХХI в. — настоящее время. Этот период характеризуется законодательным закреплением понятия «экологический аудит», усовершенствованием процедур экологического аудита.

Рассматривая подробнее обозначенные этапы, можно кратко охарактеризовать их главные черты: Первый этап — конец 1980-х — начало 1990-х гг. Этот этап характеризуется полным отсутствием правовой базы экологического аудита в Российской Федерации. На практике экологический аудит проводился в единичных случаях. Основными причинами проведения экологического аудита на российских предприятиях являются:

1) желание выйти на международный рынок, где предъявляются повышенные требования не только к качеству продукции, но и к тому, как поставщик соблюдает нормы по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

2) желание получить кредиты международных финансовых структур, в частности Международного банка реконструкций и развития и Европейского банка реконструкций и развития.

В данный период экологический аудит проводился в основном зарубежными компаниями и специалистами. Например, аудиторские фирмы «А Dames & Moore Group Company» (Данная консалтинговая фирма — выполнила экологический аудит для Московского автомобильного завода имени Ленинского комсомола, в целях совместного инвестиционного проекта с французской фирмой «Рено». Ранее эта фирма проводила экологические проверки Оскольского электрометаллургического комбината в Белгородской области, Таганского металлургического завода в Ростовской обл., и др.), «Аргур Андерсен», «КПМГ», «Делойт энд Туш», «Прайс Уотерхаус», «Эрнст энд Янг» и др. Правовой базой являлись международные стандарты.

Второй этап — середина 1990-х. Наиболее значимыми нормативными правовыми актами рассматриваемого периода являлись приказ Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. -№ 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» [1] и приказ Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» [2].

Приказ Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» утвердил вопросы организации экологического аудирования в системе Госкомэкологии России, возложив на Управление науки и информации организацию работы по введению экологического аудирования в системе Госкомитета, включая обеспечение разработки нормативных правовых и инструктивно-методических документов по экологическому аудированию. В данном документе были урегулированы следующие принципиальные вопросы. Во-первых, экологический аудит признавался одним из видов деятельности на рынке работ и услуг природоохранного назначения в Российской Федерации, подлежащих лицензированию. Во-вторых, определялись принципы, виды (обязательный и инициативный) и задачи экологического аудита. В-третьих, закреплялось положение о том, что правом на проведение экологического аудита могли обладать физические лица, прошедшие обучение и аттестацию, и юридические лица (экологические аудиторские организации), получившие лицензию на осуществление данного вида деятельности. Аттестация эко-аудиторов на получение права осуществлять экологический аудит являлась гарантией обеспечения профессионального и эффективного выполнения экологическими аудиторами своих обязанностей. При этом для осуществления своей деятельности экологическая аудиторская организация должна была иметь в своем штате не менее трех аттестованных в установленном порядке экологических аудиторов. В-четвертых, закрепляя ряд обязанностей и требований к экологической аудиторской организации, предусматривалось право экологической аудиторской организации самостоятельно определять формы и методы экологического аудита, исходя из требований нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с аудируемым субъектом хозяйственной и иной деятельности, а также осуществление иных прав.

Читать еще:  Приватизация квартиры что это значит

Третий период — начиная с 1998г.Временное положения о Комиссии Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов содержало основные задами (аттестация и контроль) и функции Комиссии (методическое руководство и координация деятельности учебно-методических центров по обучению экоаудиторов, организация работы по ведению Реестров аттестованных экоаудиторов и др.), определяло организационную структуру и регламент работы» а также права Комиссии (проводить аттестацию экоаудиторов, требовать от аттестованных экоаудиторов определенные сведения, утверждать программу обучения экоаудиторов, осуществлять контроль за процессом обучения и др.). При этом организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии возлагалось на НИЦ «Экобезопасность» Госкомэкологии России.

В этот период экологический аудит проводился на таких крупных подведомственных ОАО «Газпром» предприятиях, как ООО «Севергазпром», ООО «Астраханьгазпром», ООО «Тюменьтрансгаз». Был проведен экологический аудит в ряде нефтяных компаний: ОАО «НК «ЮКОС», ОАО «Нефтяной концерн «Роснефть», а также на крупных промышленных предприятиях: завод ОАО «РУМО» по производству дизельных моторов (г. Нижний Новгород); Рыбинский моторостроительный завод (Ярославская область); Красноярский алюминиевый завод; АО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»; Московское авиационное производственное объединение («МАЛО») и ряд других машиностроительных предприятий.

Среди значимых событий рассматриваемого периода следует отметить, что на федеральном уровне в соответствии с утвержденной Госкомэкологией России программой в 1998 г. осуществлена централизованная подготовка трех групп профессиональных экоаудиторов общей численностью 156 человек. Слушатели курсов Госкомэкологии России получили свидетельства о прохождении обучения по экологическому аудированию и удостоверения экоаудитора европейского образца; после аттестации в установленном порядке, внесены в Федеральный реестр экоаудиторов Госкомэкологии России. В течении второго и третьего этапов были созданы необходимые правовые и организационные предпосылки для активного развития экологического аудита.

Четвёртый период — начало ХХI в. — настоящее время. На данном этапе получает дальнейшее развитие такой вид экологического аудита как аудит системы управления окружающей средой в связи с активным внедрением в практику российскими предприятиями систем управления окружающей средой (систем экологического менеджмента). Так, по данным Федерального агентства по охране окружающей среды Германии (Umweltbundesamt) на июнь 2002 г. в России насчитывалось 14 организаций, получивших сертификат ИСО 14000, на декабрь 2002 г. — уже 23 организации, а на декабрь 2003 г. — 48 организаций. По данным Общественного Регистра сертификации систем экологического менеджмента [3] на июль 2007 г., 263 российские организации получили сертификат системы на соответствие требованиям ИСО 14001. На сегодняшний день перечень этих организаций расширился до 331, из них 32 организации имеют сертификаты с истёкшим сроком действия.

Подводя итог современному этапу развития, можно констатировать факт отстранения государства от регулирования отношений в области экологического аудита, и развитие аудита в рамках системы управления окружающей средой предприятий.

Заключение: Уже несколько лет идет работа над законопроектом «Об экологическом зудите». В 2003 г. Министерство природных ресурсов РФ подготовило концепцию законопроекта «Об экологическом аудите». Согласно концепции целью разработки и принятия законопроекта «Об экологическом аудите» является создание действенного инструмента по проведению независимого анализа, оценки информации о существующей экологической ситуации и фактических результатах любой реализованной деятельности, а также подготовка квалифицированных рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и повышению качества управления в области окружающей среды. Т. З. Юсупов, учитывая важность экологического аудирования в современных условиях, предлагает регламентацию правоотношений в этой сфере осуществлять на уровне акта высшей юридической силы, то есть закона. По итогам: Всероссийской конференции «Экологическая экспертиза в современной России» [5] учеными и практиками также было признано необходимым принятие Федерального закона «Об экологическом аудите». Неоднократно предложения урегулирования отношений в области экологического аудита на уровне федерального закона высказывались на парламентских слушаниях [6].

4. Иутин И. Г. Правовые основы экологического аудита: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2008.

5. Резолюция Всероссийской конференции «Экологическая экспертиза в современной России». Итоги и перспективы // Экологическая экспертиза в современной России. Итоги и перспективы. Всероссийская конференция. Москва, 14–15 декабря 2005 г. М.. РГГУ, 2006. С. 289.

6. Юсупов Т. З. Гражданско-правовые аспекты экологического аудирования. Дис…канд. юрид. наук. М., 2003.С. 9.

Что такое экологический аудит и когда он должен проводиться?

Экологический аудит представляет собой независимую комплексную оценку общей картины работы по охране окружающей среды для отдельного предприятия. Впервые это понятие было определено в федеральном законе 7-ФЗ от 2002 года, там же устанавливаются направления экологического аудита, основные процедуры, требования к плану проведения, условиям, оценкам и итоговым отчетам.

В целом, экоаудит – понятие, широко распространенное во всем мире. Правильно составленный итоговый документ по его результатам давно является обязательным приложением к пакету инвестиционного предложения. Обязательно его проведение и при прохождении процедуры сертификации в системе менеджмента качества ISO 14000 и получения некоторых других сертификатов. Он может понадобиться собственникам либо лицам, заинтересованным в получении сведений об экологической обстановке (например, потенциальным инвесторам) – в таком случае, это добровольный (или инициативный) аудит. Если же процедуру инициирует государственный орган, аудит является обязательным.

Читать еще:  Как отсудить (забрать) ребенка у жены при разводе

Экологический аудит – цели и задачи

Аудит может проводиться с различными целями. Очень часто целью является разумное и экономное распределение ограниченных природных ресурсов и снижение потерь – прежде всего, воды, энергии, тепла, а также природных ресурсов. Вторая распространенная цель процедуры – получение сертификата международного образца, например, уже упомянутого ISO 14000.

Часто экоаудит проводится по требованию страховых компаний, которые занимаются страхованием экологических рисков и ответственности. При этом предприятие, которое является объектом экологического аудита, прямо заинтересовано в получении наиболее благоприятных результатов. Ведь от этого прямо зависит размер страховых взносов, которые нужно совершать. Кроме того, отчет по результатам требуется в таких случаях:

  • привлечение инвестиций;
  • оформление сделок купли-продажи объекта – в таком случае аудит подготавливает продавец;
  • при реорганизации или ликвидации объекта;
  • при прохождении процедуры банкротства.

В зависимости от стоящих задач, могут осуществляться другие виды экологического аудита. Он позволяет получить достоверную и полную информацию о субъекте хозяйствования, проверить соблюдение требований нормативных документов в сфере природоохраны и соответствие стандартам – как международным, так и внутренним.

Этапы проведения экоаудита

  • на первом, предпроектном этапе, проводится проверка имеющейся документации, в которой описано состояние работы по охране природы на текущий момент, составляется план аудита и заключается договор;
  • на втором этапе инженеры выезжают непосредственно на объект аудита, собирают полевую информацию любого рода, вплоть до свидетельств сотрудников о состоянии дел на участках их ответственности;
  • на третьем этапе проводится визуальный осмотр предприятия или объекта и прилегающих к нему территорий и акваторий, и другие необходимые действия – это полевой этап;
  • камеральный этап состоит в написании подробного аудиторского отчета и заключения – в отчете обязательно должны быть указаны рекомендации по необходимым для устранения несоответствий действиям.

Виды экологического аудита

Выделяют несколько видов экоаудита в зависимости от целей:

  • стандартов;
  • ответственности – при расследованиях урона, нанесенного окружающей среде;
  • при страховании;
  • в системе экологической сертификации;
  • аудит территории;
  • при подготовке инвестиционного пакета.

Преимущества проведения аудита для владельцев предприятий неоспоримы. Готовый положительный отчет увеличит возможности для привлечения инвесторов, послужит надежным указанием на степень экологической и социальной ответственности предприятия, позволит усовершенствовать процессы, сократив потери любого рода. Заказать отчет по экологическому аудиту вы можете в компании «ГеоКомпани» – наши сотрудники имеют все необходимые допуски и богатый опыт работ по инженерным изысканиям.

Понятие и особенности правового регулирования экологического аудита

1. Понятие и цели экологического аудита

Под экологическим аудитом понимается проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.
В научной литературе употребляется также понятие экологического аудирования, которое является синонимом экологического аудита.
Экологический аудит как инструмент экологического права и охраны окружающей среды, достаточно развитый в мире, является пока еще новым для России. Пожалуй, у нас вряд ли найдется инвестиционная компания или банк, который, давая предприятию кредит, изучает вероятность инвестиционного риска с точки зрения экологической защищенности той деятельности, которую ведет потенциальный заемщик.
Нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне на современном этапе почти отсутствуют. Упоминание об экологическом аудировании как инструменте обеспечения выполнения экологических требований при приватизации имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г.
Экологический аудит упоминается также в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» применительно к лицензированию данного вида деятельности. В развитие этого правительственного Постановления были приняты: Приказ Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. N 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» и Приказ Госкомэкологии России от 16 июля 1998 г. N 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации». В Министерстве природных ресурсов РФ 2 апреля 1998 г. был принят Приказ N 95 «О создании системы аудита недропользования».
Одними из немногих специальных нормативных правовых актов в этой сфере являются Закон Томской области от 9 октября 1997 г. «Об экологическом аудите» и Временное положение о порядке проведения экологического аудита в Республике Башкортостан, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 14 сентября 1999 г. Требования об обязательном экологическом аудите установлены в Законе Амурской области от 10 ноября 2005 г. «Об охране окружающей среды).
Странную позицию по этому вопросу продемонстрировала Государственная Дума РФ в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». В статье 1 Закона дано определение понятия экологического аудита. При этом в тексте Закона об экологическом аудите как природоохранной мере не говорится.
В Российской Федерации принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» . Аудиторская деятельность, или аудит, в этом Законе определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Содержание экологического аудита не сводится лишь к проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по вопросам взаимодействия общества и природы. Оно шире.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 33 (Часть I). Ст. 3422.

Читать еще:  Маленькая выплата по осаго что делать

Чтоб выявить содержание и место экологического аудита в механизме экологического права, нужно выяснить, применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится. Экологический аудит проводится в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий; при реализации процедуры банкротства; при проведении обязательного экологического страхования; при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.
С учетом видов деятельности, в рамках которых проводится экологический аудит, определяются его содержание и цели. Преимущественно это:
— оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;
— выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;
— определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;
— выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;
— оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;
— выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.
Проведение экологического аудита основывается на принципах:
— объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
— профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
— достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
— планирования работ по проведению экологического аудита;
— комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
— конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
— ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Понятие и цели экологического аудита

Под экологическим аудитом понимается проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

В научной литературе употребляется также понятие экологического аудирования*, которое является синонимом экологического аудита.

Экологический аудит как инструмент экологического права и охраны окружающей среды, достаточно развитый в мире, является пока еще новым для России. Пожалуй, у нас вряд ли найдется инвестиционная компания или банк, который, давая предприятию кредит, изучает вероятность инвестиционного риска с точки зрения экологической защищенности той деятельности, которую ведет потенциальный заемщик.

На современном этапе нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне почти отсутствуют.

Экоаудит упоминается также в постановлении Правительства РФ от 26 февраля 1996 г.

Одним из немногих действующих нормативных правовых актов в этой сфере являются Временные правила по проведению экологического аудита на территории Томской области, утвержден-ные решением Томской областной Думы от 29 февраля 1996 г. Это решение принято на ос-новании Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «Об аудиторской деятельности в Рос-сийской Федерации»* и названного выше постановления Правительства РФ в целях совер-шенствования системы охраны окружающей природной среды, рационального использова-ния природных ресурсов на территории Томской области.

* САПП РФ. 1993. №52. Ст. 5069.

На федераль-ном уровне подготовлен раздел об экологическом аудите в проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Правовые основы применения данного организационно-правового инструмента будут рассмотрены в учебнике с учетом этого проекта.

Чтобы определить место экологического аудита в механизме права окружающей среды, нужно выяснить – применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится. Экологический аудит проводится в процессе приватизации государственных и му-ниципальных предприятий; при реализации процедуры банкротства; при проведении обязательного экологического страхования; при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.

С учетом видов деятельности, в рамках которых проводится экологический аудит, определяются его содержание и цели. Преимущественно это:

оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;

выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;

определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязне-ния;

выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружаю-щей среды на объекте;

оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья ра-ботников;

выявление потребностей в дополнительной экологически значимой инфор-мации об объекте.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector