Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие штраф в налоговом кодексе

Налоговые правонарушения, ответственность за которые установлена НК РФ

Налоговое правонарушение и ответственность за нихпредставляет собой виновно совершенное в сфере налогообложения противоправное (т.е. в нарушение законодатель­ства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплатель­щика, налогового агента и их представителей, за совершение которого установлена юридическая ответственность законодательством о налогах и сборах (Налоговым кодексом). Легальное юридическое определение понятия «налоговое правонарушение» содержится в статье 106 Налогового кодек­са. При классификации нарушений налогового законодательства необходимо различать три вида таких правонарушений:

1) налоговые правонарушения,ответственность за совершение кото­рых установлена Налоговым кодексом, которые, в свою очередь, делятся на:

а) общие налоговые правонарушения (налоговые правонарушения налого­плательщиков, налоговых агентов, экспертов, переводчиков, специалистов) и

б) специальные налоговые правонарушения (налоговые правонаруше­ния банков (кредитных организаций);

2)административные правонарушенияв сфере налогообложения(ответственность за совершение которых установлена Кодексом об админи­стративных правонарушениях);

3)уголовные преступленияв сфере налогообложения (налоговые пре­ступления, ответственность за совершение которых установлена Уголов­ным кодексом).

Основным критерием такой классификации выступает правовая приро­да правонарушения, опосредующаяся тем, каким нормативным правовым актом установлена ответственность за совершение такого правонаруше­ния — налоговым, административным либо уголовным законом. Рассмотрим эти три вида налоговых правонарушений более подробно.

2. Характеристика налоговых правонарушений. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений регламенти­руются нормами главы 15 части первой НК РФ. Виды налоговых правонару­шений и размеры налоговых санкций как ответственности за совершения налоговых правонарушений установлены главами 16 и 18 части первой НКРФ.

Элементаминалогового правонарушения являются:

1)объектналогового правонарушения — публичный правопорядок в сфере налогообложения (урегулированные и защищенные действующим правом общественные ценности и блага, которым наносится вред соответ­ствующим противоправным действием или бездействием);

2)объективная сторонаналогового правонарушения — противоправ­ное действие либо бездействие субъекта правонарушения, за которое нормами Налогового кодекса установлена ответственность, его юридически нежела­тельные результаты для публичного правопорядка в сфере налогообложения и юридически значимая причинная связь между ними. При этом такое дейст­вие либо бездействие именуется также событием налогового правонару­шения;

3)субъективная сторонаналогового правонарушения — юридическая вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности;

4)субъектналогового правонарушения — деликтоспособное лицо, со­вершившее правонарушение, — налогоплательщик, налоговый агент, лица, содействующие осуществлению налогового контроля (эксперт, переводчик, специалист), и т.д. В дальнейшем данное лицо, совершившее правонаруше­ние, и становится субъектом ответственности.

Субъектом налогового правонарушения может выступать:

а) физическое лицо(вменяемое и достигшее 16-летнего возраста лицо)
или б) организация,

Виды налоговых правонарушений, ответственность за соверше­ние которых предусмотрена в Налоговом кодексе. Налоговые правона­рушения, ответственность за совершение которых установлена Налоговым кодексом, подразделяются на:

1) общие налоговые правонарушения(налоговые правонарушения налогоплательщиков, налоговых агентов, экспертов, переводчиков, специа­листов).

Налоговые правонарушения рассматриваемой группы, как правило, на­правлены на нарушение указанными субъектами основных обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством, и уклонение от выпол­нения возложенных на них законодательством функций.

В Налоговом кодексе предусмотрено 14 видов подлежащих наказа-нию общих налоговых правонарушений этих субъектов: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; уклонение от постановки на учет в на­логовом органе; нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке; непредставление налоговой декларации; грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения; неуплата или неполная уплата сумм налога; невыполнение налоговым аген­том обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов; незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, тамо­женного органа, органа государственного внебюджетного фонда на терри­торию или в помещение; несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест; непредставле­ние налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налого­вого контроля; неправомерная неявка свидетеля, а также неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний; отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении на­логовой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода; неправомерное несообщение сведений налогово­му органу;

2) специальные налоговые правонарушения(налоговые правонару­шения банков (кредитных организаций).

В Налоговом кодексе предусмотрено 5 видов подлежащих наказанию противоправных деяний банков, так или иначе ведущих к нарушению нор­мального функционирования налоговой системы: нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику; нарушение срока исполнения поруче­ния о перечислении налога или сбора; неисполнение банком решения нало­гового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента; неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени; непредставление налоговым орга­нам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщи­ков — клиентов банка.

Глава 3. Ответственность за налоговые правонарушения

3.1 Налоговые санкции.

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах. Ответственность за вину (так называемое субъективное вменение) является принципом материального права, презумпция невиновности — процессуального. Именно поэтому в уголовно-правовой сфере, где материальные и процессуальные нормы образуют самостоятельные отрасли права, эти принципы закреплены раздельно: ответственность за вину — в УК РФ, презумпция невиновности — в УПК РФ.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков как в судебном порядке (если больше 5 тыс. рублей) так и по решению руководителя налогового органа (зависит величины штрафа).

Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Если срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе просрочен более чем на 90 дней, то штраф взыскивается в двукратном размере.

Уклонение от постановки на учет в налоговом органе карается взысканием штрафа в размере 10% доходов, полученных в результате ведения деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 тыс. руб.

Если такая деятельность осуществляется более трех месяцев, то взыскивается штраф в размере 20% от полученных доходов.

Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

В соответствии с действующим законодательством налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели обязаны в 10-дневный срок письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета об открытии или закрытии банковского счета.

Непредставление налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащего уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня установленного для ее предоставления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Читать еще:  Как подать на алименты, если ребенок не записан на отца

Если налоговая декларация не представлена в налоговый орган в течение более 180 дней, то штраф взыскивается в размере 30% суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации и 10% суммы налога, подлежащего уплате, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

Моментом обнаружения правонарушения в виде непредставления налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, с которого у налоговых органов возникает право обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции, следует считать день фактической подачи в налоговый орган декларации и регистрации в налоговом органе представленного с просрочкой документа.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

Если эти правила нарушены в течение более одного налогового периода, то взыскивается штраф в размере 15 тыс. руб.

Если грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения повлекло занижение налоговой базы, то штраф взыскивается в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, влекут взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога.

Если неуплата или неполная уплата сумм налога совершены умышленно, то штрафная санкция удваивается.

При применении этой санкции необходимо иметь в виду, что «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом или внебюджетным фондом по уплате конкретного налога. Если в предыдущем налоговом периоде у налогоплательщика имеется переплата какого-либо налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд) и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности в части уплаты конкретного налога.

При наличии переплаты налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, если он внесет изменения в налоговую декларацию и уплатит пени. Пени в данном случае начисляются в период от возникновения недоимки до появления переплаты.

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Указанное правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, если он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. Взыскание штрафа за неправомерное неперечисление или неполное перечисление сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана им у налогоплательщика.

Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, наказывается штрафом в размере 10 тыс. руб.

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. При применении указанной ответственности к налоговым агентам следует исходить из того, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе.

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике по запросу налогового органа, отказ, уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями для налогоплательщиков — организаций (за исключением банков) влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб., для физических лиц — 500 руб.

В Налоговом кодексе РФ в отдельную главу выделены виды нарушений банком законодательства о налогах и сборах и ответственность за их совершение.

Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику вызывает применение штрафной санкции в размере 10 тыс. руб. в случае, если банковский счет открыт организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица.

Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организации или индивидуальным предпринимателем влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб.

Нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора, данное ему налогоплательщиком или налоговым агентом, влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки.

Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности.

Ответственность не применяется, если банк провел платеж, очередность исполнения которого в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки.

Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы.

Непредставление налоговым органам сведений о финансово — хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка по мотивированному запросу налогового органа в установленный законодательством срок влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.

Если налогоплательщик не уплатил штраф добровольно и в срок, налоговый орган подает иск в арбитражный суд или суд общей юрисдикции о взыскании суммы штрафа. При принятии к рассмотрению исков налоговых органов о взыскании налоговых санкций суды должны учитывать, что действующим законодательством предусмотрена обязательная досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком.

Читать еще:  Подача иска об установлении отцовства

В некоторых случаях иски о взыскании штрафов могут быть предъявлены налоговыми органами, не принимавшими решений о привлечении налогоплательщика к ответственности. Например, такая ситуация может возникнуть в случае предъявления иска о взыскании с организации — налогоплательщика штрафа за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения данной организации либо принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. В данном случае истцом будет выступать налоговый орган, на территории которого расположена сама организация, хотя решение о привлечении ответчика к налоговой ответственности принимал налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (недвижимого имущества, транспортных средств) организации — налогоплательщика.

Недоимки по налогам и пени взыскиваются в бесспорном порядке со всех счетов налогоплательщика, кроме ссудных и депозитных.

Взыскание налога или сбора в таком случае производится по решению налогового органа путем направления в банк, где открыты счета налогоплательщика, инкассовых поручений на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) денежных средств со счетов налогоплательщика.

Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней — с валютных счетов.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика — организации налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — организации производится последовательно в отношении:

— наличных денежных средств;

— ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта;

— готовой продукции (товара);

— сырья и материалов и другого имущества.

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика — организации и погашения его задолженности за счет вырученных сумм.

При отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, а также если есть основания полагать, что налогоплательщик принимает меры по сокрытию своего имущества, с санкции прокурора постановлением налогового органа может быть наложен полный или частичный арест на имущество налогоплательщика. Порядок ареста имущества определен ст.77 НК РФ.

Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Налоговая ответственность: понятие и мера ответственности

Под налоговой ответственностью (ответственностью за совершение налогового правонарушения) понимается правоотношение охранительного характера между государством и правонарушителем (налогоплательщиком, налоговым агентом, лицом, содействующим проведению налогового контроля, и т. д.), в котором государство в лице уполномоченного органа (суда, налогового органа) наделяется правом наложить налоговые санкции за совершенные налоговые правонарушения, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, а правонарушитель — обязанностью подвергнуться мерам государственного принуждения (налоговым санкциям).

Таким образом, налоговая ответственность представляет собой негативную реакцию государства на факт совершения налогового правонарушения.

Основаниями налоговой ответственности выступают:

  • закрепленная в Налоговом кодексе РФ модель налогового правонарушения (нормативноеоснование);
  • реально совершенное налоговое правонарушение (фактическоеоснование);
  • акт суда или налогового органа о привлечении к ответственности (процессуальноеоснование).

Нормативное основание налоговой ответственности — налоговое правонарушение, закрепленное в Налоговом кодексе РФ, а также особая процедура привлечения к ответственности позволяют отделить налоговую ответственность (ответственность за совершение налогового правонарушения) от:

  • административнойответственности, к которой привлекаются лица, совершившие нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки административного правонарушения, в соответствии с процедурой, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях;
  • уголовнойответственности, к которой привлекаются лица, совершившие нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступления, в соответствии с процедурой, установленной Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

К налоговой ответственности, как уже отмечалось ранее, привлекаются лица, совершившие налоговые правонарушения, предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Налоговый кодекс РФ устанавливает также порядок, в соответствии с которым происходит привлечение к налоговой ответственности.

Характеризуя налоговую ответственность, нельзя уйти от ответа на вопрос о ее правовой природе.

Налоговый кодекс РФ включает отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, в предмет законодательства о налогах и сборах.

Однако одного этого факта явно недостаточно для того, чтобы признать налоговую ответственность самостоятельным видом юридической ответственности.

Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях, установленный Налоговым кодексом РФ, отличается от порядка производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренного Кодексом РФ об административных правонарушениях (административно-судебный порядок привлечения к ответственности проходит в два этапа, для него установлен трехлетний срок исковой давности, существует возможность апелляционного обжалования и т. д.).

С учетом этих обстоятельств налоговая ответственность может быть определена как разновидность административной ответственности, отличающаяся существенными специфическими особенностями в процессуальном плане.

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения являются налоговые санкции, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ устанавливаются и применяются исключительно в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных в статьях Налогового кодекса РФ, в которых определены составы налоговых правонарушений.

Штраф — единственный вид налоговых санкций, предусмотренный действующим Налоговым кодексом РФ. Таким образом, санкции за налоговые правонарушения могут носить только имущественный характер.

То, что штрафы представляют собой единственный вид налоговых санкций, отличает современное законодательство о налогах и сборах от иных отраслей публичного права (в том числе от административного права), а также от ранее действовавшего налогового законодательства.

Как известно, до принятия Налогового кодекса РФ Законом об основах налоговой системы в Российской Федерации, помимо штрафа, допускалось применение и других мер ответственности (взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода и т. д.).

Административная ответственность за налоговые нарушения

Аннотация. В данной статье отражены основные аспекты административной ответственности за нарушения в сфере налогов. Рассматривается понятие «налоговое правонарушение», а также виды и формы ответственности, установленной в КоАП РФ. Внимание уделяется также смягчающим и отягчающим обстоятельствам, размерам штрафных санкций, установленных за конкретный вид налогового нарушения.

Для того, чтобы разобраться в видах ответственности, предусмотренной административным законодательством за налоговые правонарушения, вначале необходимо определить самое понятие такого нарушения. Поскольку ответственность за подобные нарушения устанавливается Налоговым кодексом, то понятие налогового правонарушения должно прямо относиться к субъектам такого нарушения: ими могут быть налогоплательщики, налоговые агенты и пр. Таким образом, налоговое правонарушение – это противоправное виновное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, выраженное как в форме действия, так и бездействия, и за которое ответственность установлена согласно НК РФ.

Читать еще:  Временная регистрация несовершеннолетнего ребенка риски для собственника

Спецификой, отличающей налоговые правонарушения от остальных видов, является то, что в основном их совершают путем бездействия: т.е. лицо не предпринимает каких-либо активных действий для исправления ситуации: не предоставляет своевременно необходимые документы, сведения в налоговые органы, допускает неправильное ведение бухгалтерского учета на предприятии.

Глава 15 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность как раз за налоговые правонарушения. К таким нарушениям законодатель относит те, которые связаны с финансами, налогами и сборами, рынком ценных бумаг и сферой страхования. В этой же главе КоАП [2] указано, что в качестве санкции за вышеперечисленные нарушения применяется административный штраф. А вот размеры штрафов зависят от состава правонарушения, от его тяжести и определяются непосредственно в Налоговом Кодексе РФ (глава 16-18).[1]

Неосторожным нарушение будет признано в том случае, когда лицом не осознавалась противоправность своих действий (бездействий), но могло и должно было бы их предвидеть. В случае, если правонарушение допущено со стороны организации, то степень ее вины определяется исходя из той степени, в которой виновны ее должностные лица, представители, которые своими действиями либо бездействиями допустили налоговое правонарушение.[3]

Кто же может выступать субъектом административной ответственности в сфере налоговых нарушений? В данном случае ответственности будут подлежать как юридические (организации, индивидуальные предприниматели), так и физические лица – отдельные граждане, являющиеся налогоплательщиками.

Для физических лиц законом установлен минимальный возрастной порог ответственности – как и в случаях общей административной ответственности, за налоговые правонарушения лицо может быть привлечено к ответственности только по достижении возраста 16 лет. Налоговый кодекс РФ устанавливает основания для привлечения к ответственности за налоговые нарушения, в случае отсутствия которых ни одно лицо к ответственности привлекаться не может. Также действует принцип недопустимости ответственности «дважды за одно и то же» — т.е. за совершение одного и того же налогового нарушения лицо может быть привлечено только один раз.

Законом регламентированы также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, которые могут влиять на размер наказания, либо вовсе исключать вину субъекта. К таким обстоятельствам относятся:

– неустановление факта совершения налогового правонарушения;

– недоказанность вины лица в совершении противоправного деяния;

– недостижение лицом, совершившим нарушение, возраста административной ответственности;

– если истек срок давности привлечения к ответственности, который по общему правилу составляет 3 года;

– совершение правонарушения стало следствием чрезвычайных обстоятельств;

– неконтролируемость нарушителем своих действий (в данном случае возможно нахождение в состоянии аффекта).

Указанный выше перечень не является исчерпывающим, поскольку при назначении наказания суд вправе выделить и иные обстоятельства, которые бы способствовали смягчению вины нарушителя, учитывая его личность, социальное и имущественное положение, характеристики и т.д.

Следует отметить, что порядок применения административной ответственности может быть как судебным, так и досудебным, согласно Гражданско-процессуальному кодексу Российской Федерации. Особенностью административной ответственности за налоговые нарушения также является ее субъектный состав: допускается привлечение только должностных лиц, хотя законодатель сделал возможным и физическое лицо, в качестве третьего лица. Чаще всего им выступает руководитель организации или главный бухгалтер, то есть должностное лицо. Должностное лицо – это лицо, которое наделено определенными полномочиями управления, и вследствие этого осуществляющее распорядительные функции. Лицо, привлеченное к административной ответственности, не должно самостоятельно доказывать свою невиновность, согласно закрепленному в Конституции принципу презумпции невиновности.

В качестве отягчающих обстоятельств закон предусматривает следующие случаи:

– если после требования о прекращении противоправной деятельности лицо продолжает ее осуществлять, игнорируя требования уполномоченных органов или лиц;

– если лицом в течение одного года было допущено повторное правонарушение аналогичного характера;

– если в совершение правонарушения были вовлечены несовершеннолетние лица;

– если правонарушение совершено в составе группы лиц, в которой имел место предварительный сговор;

– если правонарушение совершено при наступлении стихийного бедствия, иной чрезвычайной ситуации, а также, если лицо находилось в состоянии опьянения.

Ответственность за административные правонарушения в области налогообложения установленная статьями 15.3-15.9 и 15.11 КоАП. Рассмотрим их виды более подробно.

Так, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, согласно ст. 15.3 КоАП, для должностных лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, повлечет за собой административное наказание в виде штрафа от 500 до 1000 рублей. Если же при аналогичном деянии со стороны субъекта допускается еще и ведение хозяйственной деятельности, то такое нарушение будет наказываться штрафом от 2000 до 3000 рублей (также для должностных лиц, за исключением ИП).

Если лицом допущено нарушение срока предоставления соответствующих документов в компетентные органы об открытии или закрытии счета в банке, ином кредитном учреждении, то такое деяние будет квалифицироваться по ст. 15.4 КоАП РФ. Размер штрафных санкций здесь составляет от 1000 до 2000 рублей (также для должностных лиц – не ИП). А вот за нарушение срока предоставления налоговой декларации (также согласно вышеупомянутой статье), должностному лицу грозит минимальный штраф – до 500 рублей.

Серьезным нарушением также является несоблюдение положений ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ: если лицом в уполномоченные налоговые, таможенные и иные государственные органы не были предоставлены документы, необходимые для ведения налогового контроля. Здесь уже субъектами ответственности могут выступать граждане – физические лица. Для таких субъектов размер штрафных санкций не превышает 300 рублей, а вот за аналогичное деяние на должностных лиц (кроме ИП), может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 рублей.

Подводя итоги, мы пришли к выводу о сложности и многоаспектности такого явления, как административная ответственность за нарушения в сфере налогов. Рассмотренный нами вид ответственности представляет собой совокупность и тесную взаимосвязь общественных отношений, которые регулируются административным и налоговым законодательством. Направленность данных общественных отношений – регулировать надлежащее выполнение налоговыми субъектами своих обязанностей по своевременному предоставлению необходимых для налоговых органов документов, качественное ведение бухгалтерской отчетности и предоставление достоверных сведений в налоговые органы.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2019).

3. Брызгалин А.В. Ответственность за налоговые правонарушения. // Хозяйство и право. 2015. № 3. С. 75-100.

4. Кайхаров М.С. Механизм привлечения субъекта налоговых правоотношений к ответственности за налоговые правонарушения / М.С. Кайхаров // Наука XXI века. 2017. №6.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector