Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие транспортное средство согласно федеральному закону

Ассоциация международных
автомобильных перевозчиков

Создана в 1974 году

Простой автотранспортных средств

07.06.2013

Гражданский кодекс РФ в ст. 794 закрепляет общее право перевозчика на привлечение грузоотправителя к ответственности в случае не предъявления груза либо неиспользования поданных транспортных средств по иным причинам. Конкретные меры ответственности предусмотрены Уставом автомобильного транспорта .

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» устанавливает юридическую ответственность грузоотправителя/грузополучателя за простой в соответствии с п. 4 ст. 35 Устава.

Отсюда можно определить следующие признаки простоя автотранспортных средств и выделить необходимые основания ответственности за простой.

Во-первых, простой автотранспортных средств, согласно Уставу, возможен лишь при погрузке или выгрузке груза.

В соответствии с п. 2 ст. 791 ГК РФ и п. 8 ст. 11 Устава погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства — грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Отсюда ответственными лицами за простой транспортного средства могут быть только грузоотправитель или грузополучатель, в случае если обязанность по погрузке/выгрузке договором не возложена на перевозчика.

В связи с вышеуказанным признаком требуется выделить практически необходимое основание ответственности за простой, заключающееся в обязательном установлении лица, осуществляющего грузовые работы. Ведь если, допустим, погрузку по договору осуществляет перевозчик, то при загрузке груза сверх сроков по причинам, зависящим от него, грузоотправитель ни как не может быть ответственным за простой.

На практике стороны включают в договоры об организации перевозок условия о простое, возникающем не только под погрузкой и выгрузкой. Например по Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 N 09АП-15633/2011-ГК, стороны заключили договор, обязывающий заказчика оплачивать исполнителю штраф при превышении нормативного срока погрузки и/или таможенного оформления. При этом представленные истцом CMR признаны судом достаточными доказательствами по делу и иск был удовлетворен.

Во-вторых, простой транспортных средств употребляется Уставом как синоним «задержка» транспортных средств.

Работа транспортной организации заключается не только в простом перемещении груза из одного пункта в другой, имеются также необходимые для оказания перевозочной услуги стоянки транспортного средства для оформления документов, заправки бензином, для отдыха и т.д. Необходимые действия, соответствующие осуществлению транспортного процесса, не ведут к простою транспортных средств. Лишь за «вынужденное бездействие» средств транспорта (остановка в работе) Устав предусматривает ответственность за простой.

В-третьих, за простой транспортных средств предусмотрена Уставом ограниченная ответственность в форме штрафа за каждый полный час задержки (простоя).

В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава штраф за простой транспортного средства устанавливается договором перевозки груза. В случае если размер указанного штрафа в договоре перевозки не установлен, то в размере 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении (пп. 1, 2 п. 4 ст. 35 Устава).

Точное время простоя определяется в соответствии со сроками погрузки/выгрузки, установленными в договоре перевозки, а в случае отсутствия указанных сроков в договоре — в соответствии с п. 38 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом .

Таким образом, обращаем ваше внимание, что заранее согласованные и точно определенные условия о сроках погрузки или выгрузки служат наибольшей эффективности грузооборота, что доказывает необходимость их подробного регламентирования в договоре об организации перевозок грузов.

Что такое дорожно-транспортное происшествие? Определение и условия

Что значит ДТП по закону?

  1. Главные условия ДТП по ПДД: автомобиль едет, едет по дороге, участвует в столкновении и в результате инцидента есть вред имуществу, здоровью или жизни людей.
  2. Но само столкновение не обязательно должно быть – в бесконтактных авариях у виновника может и не быть повреждений.
  3. Верховный суд широко описал процесс дорожного движения. Так, на парковке в случае со стоящим авто тоже считается ДТП.

С одной стороны кажется, что ДТП – достаточно простое событие, которому есть чёткое определение в ПДД. Но не тут то было! Есть бесконтактные происшествия, удары по стоящим автомобилям, которые при различных обстоятельствах могут быть признаны данным определением или нет, а также разного рода спорные по виновности и факту наличия этого события ситуации. Поэтому в данной статье мы рассмотрим тонкости самого термина «дорожно-транспортное происшествие» и выясним, что оно вообще означает и когда считается, а когда – нет в 2021 году.

Что значит ДТП по закону 2021 года?

Итак, первое, что вспоминает большинство водителей при значении этого термина – Правила дорожного движения. Однако, он упоминается также в другом нормативном акте, который по приоритету стоит значительно выше – Федеральный закон О безопасности дорожного движения. К счастью, в судебной и иной практике о приоритетах говорить не приходится – определения абсолютно идентичны в обоих документах.

Что же означает ДТП в законодательстве, актуальном 2021 год:

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Из определения делаем вывод, что для признания факта происшествия должны быть выполнены все перечисленные ниже условия:

  1. ДТП считается, только если автомобиль двигался по дороге,
  2. при этом, нужно, чтобы он участвовал в этом происшествии,
  3. в результате аварии должен быть нанесён вред либо здоровью или жизни человека (людей), либо имуществу (этому автомобилю, другим транспортным средствам или чему-либо другому).

Примеры

Давайте рассмотрим несколько примеров, когда событие относится к дорожному происшествию, а когда нет.

  • Согласно ПДД, дорога – это обустроенная или приспособленная поверхность земли или сооружения. Соответственно, столкновение автомобилей будет считаться ДТП, если оно произошло в поле на грунтовой дороге, к примеру, и не будет считаться, если это произошло там, где ни одна машина до этого не ездила. Однако, при разборе такого события инспектор ИАЗ ГИБДД или суд могут вынести и своё мнение на этот счёт. Например, укажут, что, двигаясь в голом поле вне приспособленной дороги автомобиль самим своим движением по участку земли уже приспособил её к движению. Следовательно, здесь уже будут все признаки дорожно-транспортного происшествия.
  • Если столкнулись 2 автомобиля, а на третий отлетела деталь и повредила его. В этом случае третий авто – тоже участник этой же аварии.
  • Если в результате взаимодействия машин пострадавших и повреждений нет, то это уже не ДТП, так как не выполнено одно из условий обозначения этого термина – вред имуществу, здоровью или жизни людей. К примеру, 2 авто ударились зеркалами, те просто сложились, но на них нет ни единой царапины или потёртости.
Читать еще:  Взыскание задолженности по алиментам после 18 лет — судебная практика

Тонкости отдельных видов происшествий

Выше мы рассмотрели стандартные довольно простые примеры столкновений транспортных средств. Но есть и более сложные, по которым сложилась неоднозначная судебная практика либо требуется разъяснение некоторых тонкостей. Давайте рассмотрим и такие примеры!

Бесконтактные ДТП

Это достаточно распространённый вид происшествий, когда между виновником и потерпевшим(и) не было прямого контакта. Давайте снова рассмотрим примеры таких столкновений:

  • виновник перестраивался, не уступив дорогу двигавшемуся в целевой полосе автомобилю, в результате чего тот, уворачиваясь, врезается в дерево, элементы дорожных сооружений, опрокидывается или сталкивается на встречной полосе с другим авто – причём, контакта между первоначальными транспортными средствами не было,
  • с таким же результатом виновник не уступает дорогу на перекрёстке или выезжая с прилегающей территории.

Как видим, почти все такие ДТП происходят в разрезе приоритета одного авто перед другим и неуступления дороги последним.

Но самое главное, выше одним из условий является участие транспортного средства в происшествии, чтобы это означало наличие факта ДТП. А в примерах выше непосредственного участия виновник в столкновении не принимал, ведь контакта не было! Но это всё равно считается именно дорожно-транспортным происшествием, потому как речь идёт всё же о взаимодействии и так сложилась судебная практика 2021 года.

Дело в том, что, помимо самого определения в ПДД, которое предписывает, что значит ДТП в принципе, есть в законодательстве также более конкретные формулировки гражданской ответственности при таких событиях. Так, часть 3 ГК РФ указывает, что взаимодействие транспортных средств может быть не только столкновением. Именно поэтому участие автомобиля в происшествии означает не обязательно наличие контакта.

Именно так считает и Верховный суд России, который в одном из своих определений указал буквально следующее:

Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия, следовательно, само по себе отсутствие факта непосредственного контакта (столкновения автомобилей) в дорожно-транспортном происшествии не изменяет характер правоотношений сторон по настоящему делу.

Но и здесь, конечно же, под одну гребёнку все дела суды никогда не ровняют. Решения, определения и иные нормативные акты Верховного суда являются обязательным для руководства нижестоящими судами, но выносить абсолютно аналогичные решения последние не обязаны, просто потому что ситуации бывают разные.

Тонкость ещё и в том, что есть пункт 10.1 ПДД, который обязывает водителя при возникновении опасности на дороге снижать скорость вплоть до полной остановки. И никаких кручений рулём и ухода в сторону и, тем более на встречную полосу. Именно такой довод чаще всего приводят виновники бесконтактных ДТП либо страховые, отказавшие в возмещении по ОСАГО потерпевшим.

Таким образом, вполне возможны и бывают в судебной практике 2021 года решения, когда судьи делают вывод: «нужно было тормозить и бить виновника, а не вертеть рулём». Чаще всего такие заключения встречаются, когда потерпевший в результате ухода от столкновения ушёл на встречную полосу движения и там столкнулся с другим автомобилем. То есть речь идёт о бесконтактных ДТП, когда в результате именно маневрирования последствия печальнее, чем предположительно были бы, если бы потерпевший оттормаживался и бил виновника.

Стоящий автомобиль на парковке

Ещё одна нередко возникающая спорная ситуация – это авария со стоящим автомобилем. С одной стороны, определение ДТП включает в себя непременное условия движения машины. И, казалось бы, логично предположить, что если машина стоит на месте, то это уже просто дорожный инцидент.

С другой же стороны, уже не совсем логичным кажется, когда ТС остановилось на дороге на красный сигнал светофора и планирует на зелёный ехать дальше по своему пути. Но в него открывает дверь рядом стоящее припаркованное авто. По букве Правил это тогда не должно считаться ДТП. Но считается, и вот почему!

Дело в том, что судебная практика 2021 года твёрдо связывает процесс движения по дороге из определения дорожного происшествия с процессом самого дорожного движения. А у последнего также есть своё определение. Так, это совокупность общественных отношений, так или иначе связанная с перемещением людей и грузов с помощью транспортных средств и без них.

Обратите внимание на последне подчёркнутое сочетание. Таким образом, авария будет считаться ДТП, если она произошла в том числе:

  • при остановке на красный сигнал, чтобы пропустить пешехода, перед знаком «Стоп», по требованию сотрудника полиции и так далее по причинам, именуемым в среде автозаконов «технической остановкой»,
  • при посадке и высадке пассажиров,
  • при погрузке и разгрузке груза,
  • и даже в случае припаркованного на стоянке автомобиля.

Так определил Высший Арбитражный суд ещё в далёком 2010 году:

В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Закона [Об ОСОАГО] под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация, связанная с движением в пределах дорог (дорожном движении).

В свою очередь, в пункте 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации . установлено, что дорожное движение – это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Данная совокупность включает в себя как собственно само движение транспортного средства, так и его остановку, высадку и посадку людей, стоянку, передвижение пешеходов, права и обязанности водителей, пассажиров и пешеходов.

Читать еще:  Повышение квалификации понятие и содержание

Однако, обратите внимание, что по прошествии более 10 лет в 2021 году суды при рассмотрении дел о стоянке автомобиля всё же больше склоняются к тому, что это не считается ДТП. Следовательно, сотрудники ГИБДД данные инциденты на практике могут и не оформить, а возмещение по ОСАГО не получить. Впрочем, когда речь идёт о парковке на придомовой территории, здесь чаще всего ОСАГО вовсе ни при чём, потому как речь идёт о пешеходах или велосипедистах, ударивших припаркованную машину.

  • В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
  • В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.

На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).

Столкновение с предметами

Как частный случай ДТП со стоящим автомобилем можно рассмотреть ситуации, когда на автомобиль падает снег, сосульки, забор, ворота, кусок крыши, штукатурки или части стены здания и прочие предметы, покрытия и результаты осадков.

Но в данном случае в судебной практике всё немного проще:

  • если автомобиль двигался перед столкновением с предметами, то это по определению ДТП,
  • если же машина стояла припаркованная, то ГИБДД отказываются выезжать на такие происшествия и предлагают вызвать участкового полиции, так как ДТП это не считается.

Какие штрафы за ДТП?

Многие водители зачастую путают административную ответственность и гражданскую. Между тем, эти 2 понятия необходимо различать:

  • административное наказание – это, собственно, наказание – штраф, лишение прав, арест и другие меры в целях пресечения нарушений данным лицом в будущем, назначается полицией или судом,
  • гражданская ответственность – это возмещение вреда при его причинении тому, кому он был нанесён, возмещается добровольно, страховой компанией по ОСАГО либо через суд.

За сам факт происшествия ни для виновника, ни, тем более, для потерпевшего никакого административного наказания нет. Но есть санкции за последствия аварии в виде вреда здоровью и за гибель людей. Давайте рассмотрим их все!

Таблица штрафов за ДТП

За что наказание?Размер санкцииНорма закона
За причинение лёгкого вреда здоровьюШтраф 2-2,5 тысячи рублей или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет12.24, часть 1 КоАП РФ
За средний вред здоровьюШтраф 10-20 000 рублей или лишение прав на 1,5-2 года12.24, часть 2 КоАП
За повреждение дорожных знаков и других сооружений в результате ДТПШтраф от 5 до 10 тысяч12.33 КоАП
За тяжкий вред здоровьюОграничение свободы до 3 лет,
либо принудительные работы до 2 лет,
либо арест до полугода,
либо лишение свободы до 2 лет.
Статья 264, часть 1 УК РФ
За тяжкий вред, если водитель был пьян или скрылся с места ДТПОграничение свободы до 5 лет,
либо лишение свободы до 3 лет.
Ч.2 ст. 264
За смерть одного человекаПринудительные работы на срок до 4 лет,
либо лишение свободы до 5 лет.
Ч.3 ст. 264
За смерть одного лица, если водитель был в состоянии опьянения либо скрылсяЛишение свободы от 5 до 12 лет.Ч.4 ст. 264
За смерть 2 и более лиц в результате происшествияПринудительные работы на срок до 5 лет,
либо лишение свободы до 7 лет.
Ч.5 статьи 264 УК
За гибель 2 и более людей, если водитель был в состоянии опьянения или скрылся с места аварииЛишение свободы на 8-15 лет.

Обратите внимание, что за вред здоровью или жизни наказывается только виновник ДТП. При этом, такой вред может быть нанесён не только пешеходу (например, когда водитель сбивает на переходе), а в том числе потерпевшему водителю-участнику аварии и даже пассажиру, находящемуся в авто водителя.

Более подробно о сроках лишения прав при ДТП мы рассказали в специальной статье об этом.

Понятие и виды транспортных средств в транспортном законодательстве. Особенности транспортных средств как объектов гражданских прав.

В ГК РФ отсутствует определение понятия — транспортное средство. В целом транспортное средство можно определить как механическое устройство, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также используемое для иных целей транспортной деятельности.

Транспортное законодательство, в первую очередь, транспортные кодексы содержат определения транспортных средств, используемых на соответствующих видах транспорта.

Так в соответствии с ВК РФ

Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

В соответствии с КВВТ

судно — самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;

В соответствии с КТМ

Под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

В соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения»

транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем

В соответствии со ст. 130 ГК РФ, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, относятся к недвижимым вещам.

Отсюда вытекает, что данные объекты, а также вещные права на них и обременения таких прав, сделки с ними подлежат государственной регистрации. Порядок указанной гос. регистрации определяется транспортными кодексами (на воздушном транспорте специальным ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними) и принятыми на их основе подзаконными актами (Правилами гос. регистрации).

Порядок регистрации зависит от типа и назначения судна.

Так, например, морские суда подлежат регистрации:

В государственном судовом реестре (большинство судов)

В Российском международном реестре судов (суда, используемы для международных перевозок)

В бербоут-чартерном реестре (Иностранные суда, взятые в аренду без экипажа отечественными фрахтователями)

в Судовой книге (маломерные суда).

Регистрирующими органами являются капитаны морских портов (для маломерных судов – Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС).

Все суда должны иметь номер (наименование), позывной сигнал, определённый набор документов.

Водным и воздушным судам предоставляется право плавания (полёта) под флагом определённого государства.

Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности.

Основным условием эксплуатации транспортных средств является их техническая пригодность (годность к плаванию, к полётам и тп).

Важные моменты закона «О самоходных машинах и других видах техники»

Как и в случае с дорожной техникой, эксплуатация самоходных машин подвластна определенным правилам.

Однако сферу самоходного транспорта обслуживает отдельный нормативно-правовой акт — ФЗ №297 «О самоходных машинах и других видах техники».

  1. Какая техника попадает под действие закона
  2. Основные положения закона
  3. Государственная регистрация
  4. Страхование техники
  5. Прохождение техосмотра
  6. ⛔️ Запрещение эксплуатации
  7. Допуск к управлению
  8. ‍♂️ Основание для прекращения права управления

Какая техника попадает под действие закона

Понятие «самоходная машина» включает в себя:

  • трактора;
  • дорожностроительная, коммунальная, сельскохозяйственная техника;
  • внедорожное автомототранспортное средство.

А также любое иное наземное безрельсовое транспортное средство, объем ДВС которого не превышает 50 куб. см — в случае с электродвигателем мощность ограничивается 4 кВт.

Также в определение включаются:

  • прицеп или полуприцеп для самоходной техники;
  • агрегат, орудие или оборудование, необходимое для расширения или дополнения функционала самоходной техники;
  • техническое устройство, задействованное в процессе переработки и производства сельхозпродукции — кроме тех, что используются на опасных объектах.

Основные положения закона

Указанный Федеральный Закон содержит в себе положения, касающиеся правил эксплуатации самоходного транспортного средства.

Государственная регистрация

Требование в постановке на государственный учет предъявляется ко всей технике, на которую предусмотрена выдача паспорта технического средства — как к комплектным ТС, так и к их основным частям кузов, рама, шасси, используемые для создания других машин.

То же справедливо для опытных моделей, предназначенных для испытаний, в ходе которых указанное ТС двигается на дорогах общего пользования.

Во ФГИС УСМТ заносятся и содержатся следующие сведения:

  • о госучете самоходной технике;
  • данные о ТС (или прицепе) и регистрационная информация;
  • сведения о собственнике и лицах, имеющих доступ к самоходной технике;
  • информация о выданном удостоверении тракториста (машиниста), включая временное;
  • записи о пройденном техосмотре.

Все записи предоставляются в обязательном порядке при востребовании.

Страхование техники

Владелец самоходной техники, в соответствии с ФЗ №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», обязан оформить полис обязательного страхования гражданской ответственности.

В случае отсутствия указанного документа (и факта оформления соответственно), собственник получит отказ при попытке поставить ТС или прицеп на государственный учет. До 22 августа 2021 года процедура обязательного страхования возможна только при наличии карты техосмотра.

Прохождение техосмотра

Самоходная машина должна проходить технический осмотр:

  • каждые полгода — если одно относится к внедорожному транспортному средству, предназначенному для перевозки пассажиров, и имеет более восьми сидячих мест, кроме водительского;
  • для остальных машин периодичность процедуры составляет 1 год.

⛔️ Запрещение эксплуатации

Эксплуатация рассматриваемого вида техники будет ограничена:

  • при выявлении неисправности или условия, которое содержится в специальном перечне;
  • если на ТС не оформлен полис страхования гражданской ответственности;
  • если самоходная машина не была поставлена на государственный учет;
  • у лица, управляющего техникой, отсутствует удостоверение, либо его временная вариация, позволяющее управлять указанным ТС;
  • среди перечня обязательных документов при себе отсутствует СоР (свидетельство о регистрации).

Запрет на эксплуатацию самоходной машины налагается должностным лицом, уполномоченным осуществлять региональный государственный контроль в сфере состояния самоходной техники и ее видов — в рамках контрольно-надзорного мероприятия.

Допуск к управлению

Удостоверение тракториста-машиниста подразумевает наличие одной из категорий:

  • А — автомототранспортное средство, не предназначенное для передвижения по дороге общего пользования или имеющее конструктивное ограничение максимальной скорости в 50 км/ч;
  • B — гусеничная или колесная машина, двигатель которой слабее 25,7 кВт;
  • С — колесная машина, двигатель которой мощнее 25,7 кВт, но его мощность меньше 110,3 кВт;
  • D — колесная машина, двигатель которой мощнее 110,3 кВт;
  • Е — гусеничная машина, двигатель которой мощнее 25,7 кВт;
  • F — самоходная сельскохозяйственная техника.

Чтобы получить удостоверение тракториста-машиниста, необходимо пройти специализированное обучение в одной из образовательных организаций, имеющих все необходимые свидетельства соответствия. Срок действия удостоверения тракториста составляет 10 лет.

👮🏻‍♂️ Основание для прекращения права управления

Основанием для отстранения от ТС и утраты права его управления может стать:

  • Истекший срок действия права на управление — соответственно недействительное удостоверение или его временный формат.
  • Медицинские противопоказания и ранее не установленные ограничения, препятствующие праву на управление самоходной машины в зависимости от ее категории — устанавливается в ходе процедуры обязательного медосвидетельствования.
  • Лишение права на управление, включая те случаи, когда удостоверение на право управления остается на руках водителя — оно также признается недействительным.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector