Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Повышение квалификации понятие и содержание

Повышение квалификации – что это такое и кому необходимо?

Современный мир вокруг стремительно меняется. Меняется темп нашей жизни, появляются новые идеи, и мы не можем не реагировать на эти изменения. Давайте сегодня разберемся, что означает повышение квалификации и в каких случаях его необходимо проходить.

Статья 76 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ определяет повышение квалификации как «программу, направленную на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации».

В соответствии со статьёй 2 того же закона N 273-ФЗ, квалификация – это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Таким образом, делаем вывод, что после прохождения курсов повышения квалификации мы получаем новые, актуальные знания и навыки, которые сможем применить в рамках основной профессии и как следствие — увеличить свою ценность на рынке труда. Итак, с понятием, что такое повышение квалификации и для чего оно нужно, мы разобрались.

Главное условие – курсы повышения квалификации может пройти только тот, кто уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании. Если вы находитесь в процессе обучения – документ о прохождении курсов повышения квалификации выдадут после окончания основной учёбы. Об этом подробно мы рассказывали в предыдущей статье «Кто может обучаться по программам повышения квалификации и профпереподготовки».

Какой выбрать формат обучения?

Курсы повышения квалификации можно пройти в нескольких форматах: оффлайн или онлайн. Онлайн (или дистанционное обучение) сегодня имеет гораздо большую популярность, т.к. мы экономим время, финансы, при этом получаем образования без отрыва от работы и доступность.

Рассмотреть преимущества курсов повышения квалификации предлагаю на примере Санкт-Петербургского центра дополнительного профессионального образования :

  1. полностью дистанционное обучение. Без посещения лекций, без отпусков во время сессии. Все, что вам нужно, это компьютер и интернет;
  2. возможность пройти обучение в ускоренном темпе за ту же цену;
  3. возможность рассрочки оплаты за обучение;
  4. минимальный пакет документов для зачисления. Для начала обучения вам нужен лишь скан паспорта и диплома;
  5. ежедневное взаимодействие и консультирование в процессе всего периода обучения;
  6. контроль процесса обучения на всех стадиях– от момента зачисления до получения оригинала документа на руки;
  7. документы можно забрать в удобное для Вас время в офисе или получить почтой бесплатно.

Обязательно ли повышение квалификации?

Суть курсов повышения квалификации, как мы поняли, в том, чтобы работник мог подтвердить свой профессиональный уровень, либо подтянуть свои знания. Для этого Министерство труда и занятости РФ внедрило профессиональные стандарты, где перечислены все требования по подготовке специалиста. Познакомьтесь с реестром профстандартов. Именно профессиональные стандарты предписывают проходить повышение квалификации.

Если квалификация сотрудника это набор определенных умений, то стандарт это установленная Правительством характеристика трудовых возможностей работника, которая оценивает уровень его подготовки.

В России существует ряд профессий и специализаций, для которых эта процедура является обязательной. Все остальные специалисты могут проходить курсы повышения квалификации либо по желанию, либо в случае необходимости.

Какие специалисты обязаны повышать квалификацию?

Это педагогические работники, медицинские работники, специалисты горной промышленности, государственные гражданские служащие, судьи и прокуроры, должностные лица в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, работники железнодорожного транспорта.

Самым ярким примером можно считать профессиональные стандарты в медицине и педагогике. Так, врачам каждые пять лет необходимо проходить курсы повышения квалификации по своей специальности, а любой учитель или воспитатель детского сада должен подтверждать свои знания не раз в пять лет, как, например, медработники, а каждые три года (установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Иными словами, документы о повышении квалификации имеют еще и сроки годности – пять и три года, соответственно. Поэтому процедура повышения квалификации носит регулярный характер.

На примере работников образования, от которых требуют постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования технологий современного образования, можно сказать, что все это возможно лишь при непрерывном обучении и повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень».

Но при этом, хочу отметить, создание условий и организация дополнительного профессионального образования Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

Полное руководство по повышению квалификации работников

Уровень профессиональной подготовки работника является значимым фактором для деятельности предприятий. На законодательном уровне определен механизм увеличения квалификации, который направлен на освоение новых знаний и умений работниками в области своей профессии.

В чем суть повышения профессиональных возможностей работника

Согласно положениям ст. 195.1 ТК квалификацией трудящегося признается совокупность знаний и умений, которые необходимы для исполнения служебных обязанностей.

ТК РФ Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

С определением квалификация тесно взаимосвязано еще одно понятие из трудового законодательства – профессиональный стандарт.

При создании стандартов для выполнения трудовых функций учитывается профессия работника и его должность. Таким образом, у работодателя появляется возможность дифференцировать трудящихся по степени возрастания профессиональных достоинств.

Почему работники хотят повысить квалификацию

Высокий уровень компетентности это не только возможность отличится среди своих трудовых товарищей, но и гарантия того, что в случае массовых увольнений у более высококлассного специалиста будет больше шансов обойти сокращение.

Для определенных категорий кадров процедура повышения трудовых навыков является обязательной.

Остальные трудящиеся стремятся выйти на новый уровень профессиональных возможностей по следующим причинам:

Читать еще:  Обязанности подростка в семье по российскому законодательству

    Желание получить карьерный рост.

Что означает повышение квалификации? Ответ в видео:

Поскольку трудовое законодательство в качестве инициатора проведения процедуры повышения квалификации определяет работодателя, то необходимость в получении новых умений может быть обусловлено снижением производительности труда.

Как составить инструкцию по охране труда? Смотрите тут.

В данном случае руководство самостоятельно определяет то, кто из работников должен освоить новую программу.

Виды обучения

Уровень профессиональной подготовки кадров находится на разных стадиях развития, отсюда руководство предприятия может выбрать для каждого сотрудника определенный вид повышения квалификации.

Итак, в зависимости от целей, на которые рассчитана программа приобретения новых знаний в области трудовой деятельности работника, руководство может использовать следующие виды повышения квалификации:

  1. Включение определенного специалиста в исследовательскую группу, которая в рамках научной стажировки участвует в различных конференциях и семинарах, посвященных изучению и совершенствованию знаний в области определенной профессии. Как правило, на стажировку отправляют более опытных кадров, которые уже имеют высокую подготовку.
  2. Различные образовательные программы, которые проходят в вузах профильного характера. Длительность такого рода обучения составляет не более 20 часов занятий.
  3. Участие сотрудника в научно- исследовательских мероприятиях вместе с представителями иностранных государств.
  4. Направление работника в высшее учебное заведение в рамках индивидуальной стажировки. Работодатель правомочен самостоятельно выбрать сотрудника, который, по его мнению, должен повысить набор теоретических и практических знаний для успешного выполнения трудовых обязанностей.
  5. Участие в специализированных вебинарах для освоения новой программы в производственной деятельности.

Формы

Перечисленные виды повышения квалификации можно провести в рамках следующих форм:

    Краткосрочная программа, в ходе которой специалист посещает различные лекции, семинары и учебные программы.

Обязательно ли проходить повышение

Трудовое законодательство достаточно ясно толкует вопрос обязательного прохождения мероприятий по повышению квалификации работника.

Как взять больничный, если находишься в отпуске? Узнаете по ссылке.

Итак, согласно нормам ст. 196 ТК решение по поводу необходимости в получении дополнительного профессионального образования или переподготовки кадров принимает исключительно работодатель.

Отказ от получения новой квалификации может стать основанием для расторжения договора.

При установлении формы квалификационных мероприятий, а также в рамках подготовки трудящегося к образовательным программам работодатель обязан согласовывать все действия с представительным органом работника.

Цели повышения квалификации. Фото: ppt-online.org

В отношении трудящихся отдельных сфер деятельности распространяется правило обязательного обучения. Например, научно-педагогических состав, осуществляющий образовательную деятельность в высших учебных заведениях, обязан пройти аттестацию не менее 1 раза за 5 лет трудовой деятельности.

Какие гарантии сохраняются за сотрудником

Когда в «кулуарах» трудового коллектива заговаривают о предстоящих мероприятиях по получению дополнительных знаний или совершенствованию уже имеющихся навыков, большинство граждан переживают по поводу зарплаты.

Некоторые даже задумываются: «а не уволят ли после курсов?». Переживать преждевременно не стоит, поскольку ст. 187 ТК защищается представителей рабочего коллектива.

В частности, законодатель отметил, что в случае направления определённых кадров на курсы повешения квалификации, руководство обязано сохранить их месячный доход, а также должность.

Зачем повышать квалификацию сотрудников? Смотрите видео:

Если обучение связано с выездом в обособленное подразделение, оплата производится в рамках командировки и рабочее место соответственно сохраняется.

Заключение

Обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки кадров лежит в основе современного предприятия любого типа. Поскольку процедура увеличения багажа знаний рабочего пересекается с исполнением его служебных обязанностей, законодатель сохраняет за тружеником весь комплекс материальных гарантий.

Повышение квалификации сотрудников: зачем, почему и как

Основа успеха любой компании – это, прежде всего, люди, их знания и умения. Даже специалистам самого высокого уровня время от времени требуется повышать свою квалификацию и узнавать что-то новое. Что уж говорить о молодом поколении, которое (как и все в молодости) только думает, что знает.

Однако сегодня у поколения миллениалов есть нечто большее, чем просто уверенность в себе. Смартфоны дали людям доступ к знаниям всего человечества и мгновенным советам специалистов с любой части света. Конечно, перспектива пойти на тренинг уже не кажется такой уж необходимостью.

Так как же вам мотивировать своих молодых сотрудников, с гибкими мозгами и энергией «через край» повышать свою квалификацию? Давайте сперва разберемся, для чего это нужно вам.

Согласно исследованиям компаний ANA и McKinsey, 89% маркетологов уверены в том, что регулярные тренинги и программа повышения квалификации сотрудников являются одним из составляющих успеха компании в целом. Почему тогда бюджет на обучающие программы всегда выделяется менеджерами «скрепя сердцем» и одним из первых сокращается в кризис?

К сожалению, не все понимают, почему тренинги – это так важно. Но реальность такова: типичный сотрудник сильно изменился за последнее время. Хорошей зарплаты уже недостаточно: люди хотят работать с удовольствием и чувствовать свою сопричастность к общему делу.

Современные работники чувствуют свою значимость только в том случае, если менеджер серьезно занимается их профессиональным развитием. Никто не хочет проработать всю жить на одном месте, делая одно и то же. И чем умнее ваши сотрудники, тем больше они хотят узнать что-то новое. Программа постоянного повышения квалификации сделает для вас лояльных и продуктивных сотрудников.

Многие из ваших молодых коллег готовы «прыгать выше своей головы», дайте вы им такую возможность. Однако доверить им по-настоящему сложную и ответственную работу без соответствующей подготовки просто невозможно.

Командные тренинги могут помочь еще и с общим настроением в компании. Возможность роста и обучения на рабочем месте традиционно позволяют сотрудникам почувствовать себя счастливыми – они знают, что нужны здесь и сейчас, а завтра спрос на их умения и знания только возрастет. Поддержка и менторство старших товарищей помогает чувствовать свою сопричастность и чувствовать себя комфортно в команде. А сильный командный дух выливается в высокие продажи и хорошую репутацию компании, как среди клиентов, так и среди специалистов.

Более того, правильные тренировочные программы помогают обмениваться мнениями о текущем положении компании «без купюр». Возможность спросить CEO о чем угодно напрямую и действительно получить ответ – дорогого стоит для современных сотрудников.

Читать еще:  Приватизация квартиры что это значит

Если кратко, то вот 10 причин, почему вам стоит регулярно обучать своих сотрудников:

  1. Технологии и рынок меняются очень быстро – ваши сотрудники должны быть на передовой технического прогресса
  2. Тренинги увеличивают лояльность и удовлетворенность работой
  3. Тренинги помогают увеличить эффективность работы
  4. Тренинги формируют корпоративную культуру и репутацию.
  5. Тренинги мотивируют ваших сотрудников
  6. Обучение позволяет отвлечься от рутинных рабочих процессов
  7. Тренинги держат сотрудников в форме и помогают чувствовать сопричастность к общему делу
  8. Обучение сотрудников – это хороший задел на будущее
  9. Программа обучения сотрудников повышает стоимость компании в глазах потенциальных инвесторов
  10. Это просто весело, особенно если вы купите всем пиццу.

«Прокачивать» профессиональные навыки своих коллег можно по-разному. Но стоит помнить, что ключ к успеху – это персонализация. Обучаясь тому, что интересно именно ему, сотрудник будет выкладываться на полную. Возможно даже стоит проводить курсы, которые напрямую не связаны с профессиональными обязанностями того или иного слушателя. Так, например, ваши сотрудники смогут разговаривать на одном языке с коллегами из других подразделений.

Форма учебного процесса может быть любой. Традиционные курсы повышения квалификации, онлайн или офлайн семинары, конференции, видео-руководства и даже личный коучинг и консалтинг – все средства хороши. Для повышения эффективности обучения, стоит рассказать коллегам, как работает человеческий мозг и что можно сделать, чтобы учиться стало легко.

Но перед тем, как вы решите кто и чему будет обучать ваших сотрудников, нужно узнать их получше. Лично. Нет смысла обучать тому, что все и так знают, только для галочки. Мало кому из нас нравилось изучать обязательные, но неинтересные предметы в школе. Не стоит повторять этого и во взрослой жизни – вот 6 советов о том, как обучать ваших сотрудников эффективно:

  1. Убедитесь в том, что ваши сотрудники не знают чего-то важного

Новые знания должны быть полезными. Лучше потратить время на поиск того, что может пригодиться конкретно вашей команде, чем тратить десятки часов на обучение бесполезных или уже известных истин. Сегодня у каждого есть энциклопедия в кармане (Google) и закрыть небольшие пробелы в образовании можно за считанные минуты.

  1. Узнайте, на каком уровне знаний ваши сотрудники и на каком они хотят быть

Можно провести тесты, просто понаблюдать или спросить напрямую: чему они хотят научиться, на какой должности видят себя через несколько лет. Не стесняйтесь спрашивать и узнавать все, что может помочь в персонализации программы обучения.

  1. Помните, люди учатся по-разному

То как обучать так же важно, как и то, чему учиться. Кому-то нравится строго следовать пошаговым инструкциям и делать акцент на теории, кому-то самому искать решения незнакомых задач. Тем, кому нужно больше свободы в обучении с удовольствием посмотрят видеокурс. Те, кто любят порядок и структуру, по достоинству оценят личную работу с тренером, четкое расписание и систему оценок. Конечно, персонализация выйдет дороже, но в результате все затраты окупятся.

  1. Следите за последними трендами в обучении

Метрики, анализ данных и машинное обучение уже сейчас могут помочь вам знать, какой конкретно сотрудник нуждается в том или ином тренинге. Так вы можете корректировать свои планы на обучение сотрудников и разрабатывать программы, которые действительно работают, а не висят мертвым грузом в бюджете.

  1. Контролируйте прогресс ваших сотрудников

Совершенно не обязательно постоянно проводить серьёзные тестирования. Достаточно нескольких вопросов на понимание и проверки домашней работы обучающихся. Если программа обучения провалилась, обязательно выясните, что пошло не так. Обратная связь очень важна, если вы не хотите повторять ошибки раз за разом.

  1. Относитесь к обучению серьезно

Не стоит делать это для галочки. Отмечайте успехи ваших сотрудников, мотивируйте их на новые достижения, организуйте вечеринку с пиццей для всех, наконец.

Индустрия обучения сильно изменилась за последнее время. Больше не нужно начинать обучение с чистого листа каждый раз, когда к вам в компанию приходит вчерашний выпускник. Даже самые молодые специалисты полны энергии и жажды знаний. Они готовы познавать новое под присмотром старших коллег и сами по себе. Более того, они готовы учить других каким-то специфическим знаниям без какой-либо корыстной мысли. На их стороне последние технологии, а в карманах – доступ к самой большой энциклопедии человечества.

У людей сегодня гораздо больше свободы, чем раньше, и они с радостью ей пользуются. Никто не удивляется маркетологу со степенью по физике элементарных частиц и начинающему разработчику, который ещё вчера был литературным критиком. Эксперты Itransition постоянно учатся новому и проходят сертификации от мировых лидеров в этой области. Все понимают, что это в их интересах – получить новую степень как можно быстрее. Вообще способность быстро обучаться и находить ответы на любые вопросы в сжатые сроки ценится у нас гораздо больше, чем диплом о высшем образовании.

Обучение сотрудников – это прямой (пусть и не совсем очевидный) путь к высоким ROI и лояльности как работников, так и клиентов.

Обучение и повышение квалификации персонала: основные понятия и сущность

Обучение персонала имеет целью повышение адекватности качеств рабочей силы требованиям рабочих мест, обеспечение развития работников и более эффективное использование их потенциала, расширение кругозора и повышение удовлетворенности трудом, обеспечение продвижения по службе, задействование факторов интереса к труду, обеспечение потребности предприятия в кадрах за счет внутреннего рынка труда. Формы и методы обучения достаточно многообразны, имеют различия для разных категорий работников, при их выборе должны учитываться личностные особенности работника и сложившаяся ситуация.

Получить высокие результаты в управлении организацией можно только в том случае, если люди, которыми вы руководите, обладают соответствующими знаниями и умениями.

Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач. Основными методами управления профессиональным развитием персонала являются: профессиональное обучение; подготовка резерва руководителей; развитие карьеры.

Читать еще:  Договор аренды нежилого помещения с двумя арендаторами

Профессиональное обучение – процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации.

Обучение нацелено на развитие способностей для выполнения работником соответствующих функций, а развитие направлено на повышение мастерства работников с тем, чтобы они могли продвигаться по служебной лестнице и эффективно решать стоящие перед ними задачи в будущем.

Обучение –это и образование, и подготовка, ознакомление с новым, технология изменений, повышение квалификации, информирование (передача — трансляция информации), приведение в соответствие предъявляемым требованиям, поддержание минимально необходимого профессионального и квалификационного уровня персонала. Обучение – как инструмент управления:этофильтр, мотивация, проявление заботы о персонале, средство знакомства с работниками, канал распространения информации на предприятии, средство для решения возникающих вопросов.

Решение учить — не учить, зависит от трех факторов:

· Если все стабильно, ничего не меняется – учить (учиться) не надо.

· Если окружающая среда изменчива — обучение необходимо.

· Кого, чему, как, когда и где обучать зависит во многом от отношения к проблеме — затраты или инвестиции.

Можно выделить два взгляда на квалификацию предприятия:

— квалификация определяется уровнем квалификации самого неквалифицированного работника;

— квалификации определяется уровнем квалификации высшего руководителя.

Компании обучают и развивают персонал,потому, что:

— знания, навыки, умения, способности, потенциал сотрудников становятся основным капиталом предприятия;

— закрепление сотрудников на предприятии снижает издержки, связанные с текучестью персонала (затраты на привлечение, отбор, адаптацию, входное обучение);

— многократное использование знаний, навыков и умений специалистов в течение длительного периода времени окупает инвестиции, направленные на эти цели;

— способность человека адаптироваться к изменяющимся социально — экономическим условиям и предъявляемым требованиям позволяет ему накапливать знания, умения, способности и преобразовывать их в опыт успешной деятельности;

— сочетание этого опыта с культурой и традициями предприятия позволяет создавать, сохранять и передавать следующим поколениям сотрудников философию бизнеса. Тем самым процесс воспроизводства бизнеса получает свое дальнейшее развитие и продолжение.

Профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий в себя несколько этапов (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Модель обучения и развития

Управление процессом профессионального обучения начинают с постановки ряда вопросов и формулирования ответов на них. Эти вопросы можно объединить в четыре группы. Данный этап является очень важным при планировании программ профессионального обучения и развития.

Вопросы, на которые следует ответить в первую очередь:

1. наш бизнес завтра — что это такое? (определить сферу деятельности, описать рынок, клиентов и т.д.);

2. какие функции и виды деятельности составляют этот бизнес? (какие из них необходимы и достаточны);

3. какие профессиональные и квалификационные навыки, способности и умения требуются для успешного выполнения этих функций и деятельности?

4. какими личными качествами и особенностями должны обладать люди, которых мы должны будем привлечь к нашему бизнесу?

5. сколько людей необходимо и достаточно для осуществления этого бизнеса?

6. когда они должны быть готовы к выполнению функций и осуществлению деятельности?

Вопросы, на которые следует ответить во вторую очередь:

1. какое количество людей имеется в нашем распоряжении?

2. какими профессиональными и квалификационными навыками, способностями и умениями они обладают?

3. какими личными качествами и особенностями они обладают?

4. соответствуют ли имеющиеся в нашем распоряжении человеческие ресурсы предъявляемым требованиям?… И если нет, то:

5. способны ли имеющиеся сотрудники к обучению и хотят ли они этого?

Вопросы, на которые следует ответить в третью очередь:

1. предпочитает ли предприятие инвестировать средства в обучение имеющегося персонала, либо в привлечение, отбор и найм готовых специалистов?

2. имеются ли программы обучения или их следует поискать вне предприятия?

3. имеются ли собственные специалисты по обучению, либо их следует поискать вне предприятия?

4. имеются ли помещения, технические средства обучения и т.п., либо их следует поискать вне предприятия?

5. в какое время будет осуществляться обучение? (с отрывом от производства или без, в дневное или вечернее время, в рабочее время, или во время отдыха и т.п.)

6. как руководство будет стимулировать обучение сотрудников и сколько оно готово потратить на эти цели? (принуждение, обучение необходимое условие, конкурс на участие в программах обучения, перспектива карьеры, повышения зарплаты и т.п.)

7. на каких условиях предприятие будет обучать сотрудников? (за счет предприятия, предоставление ссуды, за счет сотрудника с последующей компенсацией; гарантирование занятости, предоставление стипендии и т.п.)

Вопросы, на которые следует ответить в четвертую очередь:

1. какие результаты планируется получить в ходе обучения?

2. как будут оцениваться эти результаты? (процедура, тесты, экзаменационные вопросы и т.п.)

3. кто будет оценивать эти результаты? (обучаемый, педагог, эксперт, комиссия)

4. как будут использоваться результаты обучения и оценки?

5. как мы можем использовать сам факт обучения?

Тренинг профессиональных навыков (периодическое повышение квалификации) – это систематический процесс изменения трудового поведения работника для достижения целей организации.

Такая форма развития персонала применяется в следующих случаях:

1) для пополнения недостающих знаний;

2) для исправления недостатков в выполнении работниками должностных обязанностей;

3) доведения до автоматизма навыков работы в кризисных ситуациях;

4) закрепления навыков работы при решении особо важных для организации задач (обслуживание клиентов, качество продукции и т.д.)

Повышение квалификации и обучение кадров позволяет решить задачи как в интересах организации (повышение эффективности труда, включая его качество), так и в интересах человека (повышаются качество жизни, возможности для реализации своих способностей). Работник становится более конкурентоспособным на рынке труда.

Обучение кадров производится:

1) входное обучение:

— при поступлении человека в организацию;

2) текущее, в т.ч. упреждающее:

— при перемещении на новую должность, работу, изменении объема полномочий;

— когда у работника будут выявлены недочеты, при некачественном исполнении им рода обязанностей;

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector