Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Права и гарантии безработного гражданина

dvorkin

Личный блог и сайт обо всем на свете

Понятие, права, обязанности, социальные гарантии безработных

Безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в комитете по труду, занятости и социальной защите горисполкома, управлении (отделе) по труду, занятости и соц.защите городского, районного исполкома в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется по их месту жительства органами по труду, занятости и социальной защите при личном обращении. При регистрации безработный гражданин в день обращения представляет в комитет по труду, занятости и социальной защите горисполкома, управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городского, райисполкомов документы. Порядок регистрации граждан безработными и снятия с учета безработных определяется Положением о порядке регистрации граждан безработными и снятия их с учета.

Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане: ♦ не достигшие 16-летнего возраста; ♦ которым в соответствии с законодат-м назначены пенсия по возрасту, за выслугу лет или профессиональная пенсия;♦ отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения; ♦ проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях МВД РБ; ♦ представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для регистрации их безработными; ♦ обучавшиеся за счет средств респуб-го и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодат-м об образовании срока.

Одна из основных задач органов по труду, занятости и социальной защите – подыскать безработному подходящую работу. Подходящей считается работа (кроме оплачиваемых общественных работ), которая соответствует профпригодности безработного, с учетом уровня его профессиональной подготовки, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового места работы.

Подходящей не может считаться работа, если: – она предоставляется за пределами максимальной удаленности от места жительства безработного; – отказ от нее обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами; – условия труда на рабочем месте не соответствуют требованиям по охране труда; – предлагаемый заработок на 10 и более % ниже среднего заработка, исчисленного за два последних календарных месяца по последнему месту работы (службы) гражданина.

По истечении шести месяцев со дня регистрации в качестве безработного в случае невозможности предоставления безработному работы по профессии (специальности) подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности) с учетом способностей безработного, состояния его здоровья, опыта работы по прежней профессии (специальности), должности и доступных для него средств обучения. В определенных случаях требования к подходящей работе понижаются.

Правовой статус безработного, кроме определения, включает в себя также его права и обязанности. К правам безработных можно отнести право на:

♦ бесплатную профориентацию, психологическую поддержку, профподготовку, переподготовку и повышение квалификации; ♦ получение пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении; ♦ компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность;♦ бесплатный медосмотр при приеме на работу и направлении на обучение;♦ возможность участия в оплачиваемых общественных работах;♦ содействие в организации предпринимательской деятельности.

Наряду с правами законодательством установлен и ряд обязанностей безработных:

♦ самостоятельно подыскивать работу и информировать об этом органы по труду, занятости и соцзащите по их требованию;♦ являться по вызову органов по труду, занятости и соцзащите для получения направления на работу (учебу);♦ в течение 3 рабочих дней обратиться к нанимателю, который указан в направлении органов по труду, занятости и соцзащите;♦ информировать органы по труду, занятости и соцзащите о временном выезде

Понятие безработного, его права и обязанности. Социальные гарантии и компенсации безработным гражданам.

Безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегис3рован в органе по труду. В целях поиска подходящей работы ищет работу и готов к ней приступить.

Закон устанавливает права всех граждан в области занятости. Специальной статьи, содержащей права и обязанности безработного нет, но их можно выделить из текста закона.

Безработные имеют право на:

1) бесплатную профориентацию

2) получение пособия по безработице

3) бесплатного медосмотра при приеме на работу

4) содействия в предпринимательской деятельности

Обязанности:

1) самостоятельно подыскивать работу

2) в течение 3-х дней обратиться к нанимателю, указанному в направлении

Читать еще:  Как взыскать неустойку с алиментов

3) явится по вызову для получения направления на работу, учебу

4) выполнять месячные нормы участия в оплачиваемых работах

Снятие с учета безработного происходит в случаях:

1) зачисления на переподготовку

2) подача заявления об отказе от услуг органов по труду

3) неявка более 3 месяцев в орган по труду без уважительной причины, после последнего посещения и повторно сможет зарегис3роваться после 12 месяцев

4) попытка получить пособие обманным путем

5) назначение пенсии по возрасту

6) смерть гражданина

7) переезд в другую местность

Виды гарантий и компенсаций безработным:

— выплату в установленном порядке пособия по безработице;

— оказание в некоторых случаях материальной помощи безработному и членам его семьи;

— выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовке;

— возмещение расходов и получение иных компенсаций в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы по направлению государственной службы занятости;

— возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

-оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности.

19. Понятие, стороны и содержание ТД. Отличие ТД от гражданско-правовых договоров, связанных с применением труда.

ТД — это соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), по которому работник обя­зуется выполнить работу по определенной 1 или не­скольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному рас­писанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обуслов­ленную ТД работу, обеспечивать условия труда, предусм.зак-вом о труде, локаль­ными нормативными актами и соглашениями сторон, свое­временно выплачивать работнику заработную плату.

Под содержанием любого договора понимаются его ус­ловия. Они определяют права и обязанности сторон. Раз­личают 2 вида условий ТД:

Условия ТД смо3 в 12 вопросе!

Законом установлено, что условия договора, ухудшаю­щие положение работника, считаются недействительны­ми и не подлежат государственной защите.

Сторонами ТД являются:

гражданин (работник) — лицо, состоящее в трудо­вых отношениях с нанимателем на основании заключен­ного ТД;

наниматель — юридическое или физическое лицо, которому зак-вом предоставлено право заклю­чения и прекращения ТД с работником. Наниматель также должен обладать трудовой правосубъектностью. ТД может заключаться с одним или несколькими нанимателями, причем независимо от формы собственности.

ТД следует отличать от гражданско-правовых договоров (договора подряда, поручения, авторского договора и других), смешение этих понятий может повлечь за собой неправомерное применение законодательства. ТД представляет собой соглашение между работником и нанимателем по осуществлению и обеспечению трудовой функции, а гражданско-правовой договор является соглашением об установлении, применении или прекращении гражданских прав и обязанностей. ТД и гражданско-правовой договор по-разному заключаются, изменяются и прекращаются и влекут различные правовые последствия.

Законодательство о труде является более льготным для работника, распространяется на лиц, заключивших трудовой, а не гражданско-правовой договор. При выполнении гражданско-правового договора не действуют гарантии, установленные зак-вом о труде. Основное различие между ТД и гражданско-правовым договором состоит в предмете договора. Предмет гражданско-правового договора – результат труда, предмет ТД – сам труд работника в процессе производства по определенным должностям и специальностям.

Гражданско-правовой договор применяется для выполнения определенной работы и по достижению этой цели договор считается исполненным и прекращает свое действие. Гражданско-правовой договор применяется для выполнения определенных, чаще всего разовых работ. По ТД работник состоит с нанимателем в длительных отношениях и обязан выполнять любую работу в пределах своей профессии, специальности, квалификации.

При заключении гражданско-правового договора процесс труда исполнителя не регламентируется, подрядчик сам организует свою работу, определяет время начала и окончания работы, распределяет время работы и ее продолжительность по своему усмотрению. По ТД работник в процессе выполнения трудовой функции подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, установленного у нанимателя, обязан соблюдать режим рабочего времени, начинать работу в установленное время и заканчивать работу не ранее времени, указанного в правилах внутреннего трудового распорядка.

По гражданско-правовому договору устанавливается только конечный срок выполнения задания. По ТД работник обязан выполнять определенную меру в определенный промежуток времени. При заключении договора подряда подрядчик отвечает за конечный результат труда и может привлекать других лиц для выполнения работы по данному договору. При заключении ТД работник обязуется выполнять обязанности лично. По договору подряда ответственность перед заказчиком несет подрядчик, заключивший договор. При ненадлежащем исполнении трудовых обязанностей работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности и другим видам ответственности. По гражданско-правовому договору оплачивается конечный результат труда. По ТД выполнение работником трудовых в производственном коллективе в зависимости от фактически затраченного количества и качества труда.

В гражданско-правовом договоре имеет место равенство сторон, а в ТД преобладает отношение подчинения работника нанимателю.

38 (21.2). Понятие безработного. Гарантии и компенсации безработным

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Читать еще:  Заинтересованное лицо в суде кто это

В качестве заработка не учитываются (выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации).

Безработными также могут быть (впервые ищущие работу, уволенные с производства, демобилизованные из Вооруженных Сил, молодежь по окончании учебного заведения).

Акты МОТ признают безработным лицо, не имеющее работы, ищущее ее и готовое к ней приступить (реальных безработных больше, чем зарегистрированных).

Гражданин признается безработным со дня предъявления им необходимых документов (решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы).

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными.

Не признаются безработными граждане:

1) не достигшие 16 лет;

2) которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости, в том числе досрочно, пенсия, по предложению органов занятости, или пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости от 2 вариантов подходящей работы;

4) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок для регистрации их в качестве безработных;

5) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

6) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

7) перечисленные в ст.2 Закона РФ «О занятости населения в РФ» (граждане, считающиеся занятыми).

Права и гарантии, определяющие правовой статус безработного:

1) гарантии и компенсации работникам, высвобождаемым из организации (при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации; руководителю, его заместителю и главному бухгалтеру при расторжении ТрД в связи со сменой собственника имущества организации);

2) выплата пособий зарегистрированным безработным в установленном порядке (пособие по безработице имеют право получать граждане, зарегистрированные органом службы занятости как безработные по любым основаниям, и впервые ищущие работу; решение о выплате пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным);

3) выплата стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению органов службы занятости (уволенным; впервые ищущим работу; утратившим способность к выполнению прежней работы);

4) возможность участия в оплачиваемых общественных работах, организуемых местными органами самоуправления (органы исполнительной власти субъектов РФ, органы МСУ по предложению и при участии органов занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение общественных работ в организациях, находящихся в их собственности и по договорам в других организациях);

5) компенсация затрат по переезду в другую местность на новую работу по предложению органа службы занятости (производится в соответствии с ТрЗ как компенсационные выплаты по переезду на работу в другую местность – по месту прежней работы выплачивается выходное пособие; сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства (не более 2 месяцев); может быть в порядке исключения сохранен на 3-й месяц);

6) выплата в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности в размере причитающегося пособия по безработице (кроме того выплачиваются пособия по беременности и родам безработным женщинам);

7) оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты (дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания).

Дополнительные социальные права и гарантии, а также помощь при потере работы могут быть предусмотрены коллективным договором и социально-партнерскими соглашениями.

Понятие безработного. Гарантии и компенсации безработным

Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер. Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы.

Читать еще:  Можно ли платить алименты ребенку, а не жене

В свою очередь орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов службы занятости и учебных заведений предоставить безработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.

При отсутствии подходящей работы, а также при прохождении профессионального обучения по направлению органов службы занятости безработные граждане имеют право на получение пособия по безработице или заменяющей данное пособие стипендии. В свою очередь органы службы занятости обязаны обеспечить их выплату.

В ст. 12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам гарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством. Выплата указанных компенсаций обеспечивается соответствующим органом службы занятости, предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.

Безработный гражданин имеет право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинское свидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию и освидетельствованию безработных граждан.

Органы службы занятости обеспечивают возможность заключения безработными гражданами срочных трудовых договоров для выполнения общественных работ.

Перечень прав безработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим, он может быть расширен в региональном законодательстве, а также в актах органов местного самоуправления. Такие акты могут издаваться с соблюдением общих рассмотренных нами правил.

В Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» исчерпывающим образом определены обязанности безработного гражданина.

Безработный гражданин обязан являться в органы службы занятости в установленные сроки для получения предложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации. Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службы занятости в состоянии опьянения. Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет органам службы занятости привлечь гражданина к установленным законодательством мерам ответственности. Как видно из сказанного, у безработного гражданина гораздо больше прав, а у органов службы занятости – корреспондирующих этим правам обязанностей. Однако зачастую на практике права безработных граждан остаются нереализованными.

Такое положение обусловлено тем, что безработному гражданину весьма сложно добиться от должностных лиц органов службы занятости выполнения своих обязанностей. Судебные процедуры защиты прав безработных граждан далеко не всегда эффективны. В связи с чем должны существовать дополнительные процессуальные механизмы по контролю завыполнением работниками органов службы занятости своих должностных обязанностей, которые напрямую связаны с правами безработных граждан.

По всей видимости, такие механизмы следует связывать с деятельностью общественных организаций, в частности правозащитных организаций, в том числе профсоюзов.

Безработными признаются трудоспособные граждане, ко-торые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в орга-нах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ст. 3 Закона о занято-сти).

Не могут быть признаны безработными граждане:

– не достигшие 16-летнего возраста;

– которым в соответствии с законодательством РФ назна-чена трудовая пенсия по старости (или ее часть), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по госу-дарственному пенсионному обеспечению;

– отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от других вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом (что крайне важно) гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка по одной и той же специальности или профессии) дважды;

– не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходя-щей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;

– осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

– представившие в службу занятости документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector