Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовая ответственность в сфере охраны здоровья граждан

Ответственность в сфере охраны здоровья

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2021)

Статья 98. Ответственность в сфере охраны здоровья

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021).

УК РФ Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Возможно ли На основании ст. 6.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях – Неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, — влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей — привлечь арендодателя к ответственности, если другие арендаторы курят в общественных местах. Знак запрещающий курить есть.

Я уже несколько лет наблюдаюсь в нескольких поликлиниках, согласно статье 21 закона Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год, т.е. нельзя обслуживаться одновременно в нескольких поликлиниках. Правда, что Поликлиника несет ответственность за прикрепленное население?

Нашел информацию: В том случае, если Вы не хотите менять медицинское учреждение первичной медико-санитарной помощи (поликлинику) и при этом желаете обращаться за плановой первичной медицинской помощью к специалистам из другого медицинского учреждения, специалисты последнего могут оказывать Вам плановую медицинскую помощь на возмездной (платной) основе.

Я обслуживаюсь бесплатно везде. Выходит что я нарушаю закон. Какая ответственность за это грозит? Можно ли приплести сюда статью 159.5. Мошенничество в сфере страхования? Спасибо!

Поскольку в 2014 г. мой льготный пенсионный стаж составлял более 30 лет, я обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары, Чувашской Республики с целью назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях и организациях здравоохранения.

РЕШЕНИЕМ РАЙОННОГО СУДА БЫЛО УДОВЛЕТВОРИТЬ МОИ ТРЕБОВАНИЯ И НАЗНАЧИТЬ ДОСРОЧНУЮ трудовую ПЕНСИЮ.

В Калининский районный суд г. Чебоксары поступила апелляционная жалоба от УПФ РФ (ГУ) в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии на вышеуказанное решение, в которой заявлено требование об отмене состоявшегося решения.

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТМЕНИЛ РЕШЕНИЕ КАЛИНИНСКОГО ВЕРХОВНОГО СУДА О НАЗНАЧЕНИИ ДОСРОЧНОЙ ПЕНСИИ.

Я ПРОШЛА ИНСТАНЦИИ ОТ РАЙОННОГО СУДА ДО ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОТКАЗОМ НАЗНАЧЕНИИ ПЕНСИИ.

ПОСЛЕДНЕЕ РЕШЕНИЕ БЫЛО ВЫНЕСЕНО 12 ОКТЯБРЯ 2015 Г.

ОСНОВАНИЕМ ОТМЕНЫ БЫЛО: ООО «ЖЕНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР»,ООО «КЛИНИКА ЛМС»,ЗАО»КОНЦЕРН «МОСКВА ГРУПП» НЕ ЯВЛЯЮТСЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ.

ПО СМЫСЛУ ПОДПУНКТОМ 20 ПУНКТ 1 СТАТЬИ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 17 ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА №173-ФЗ «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРАВО НА НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИИ РАНЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОБЩЕУСТАНОВЛЕННОГО ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА СВЯЗАНО НЕ С НЕ ЛЮБОЙ РАБОТОЙ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ЛИШЬ С ТАКОЙ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРОЙ СОПРЯЖЕНО С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ ВОЗДЕЙСТВИЯМИ РАЗЛИЧНОГО РОДА ФАКТОРОВ, ПОВЫШЕННЫМИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ НАГРУЗКАМИ, ОБУСЛОВЛЕННЫМИ СПЕЦИФИКОЙ И ХАРАКТЕРОМ ТРУДА, В ЧАСТНОСТИ С ЛЕЧЕБНОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ИМЕННО В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, А НЕ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, К КАКОВЫМ ОТНОСЯТСЯ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ, ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО.

МОГУ ЛИ Я ПОВТОРНО ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ НА НАЗНАЧЕНИЕ ДОСРОЧНОЙ ПЕНСИИ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД.

Ст.228 часть 1. На судебном заседании заявлено ходатайство о прекращении уголовного дела на основании ст. 25.1 УПК РФ, указав, что преступление относится к категории преступлений небольшой тяжести, Н.В. привлекается к уголовной ответственности впервые, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 19 (ред. от 29.11.2016). В удовлетворении ходатайства отказано.

— из постановления суда — «Подсудимая Н.В. загладила причиненный преступлением вред путем покупки детских игрушек для муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ряжский детский сад №10» на общую сумму 21378 рублей, в связи с чем имеются все основания для прекращения данного уголовного дела по основанию, предусмотренному ст. 25.1 УПК РФ»

— из постановления суда «Государственный обвинитель Ратников Д.Н. полагает, что ходатайство удовлетворению не подлежит, поскольку преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 228 УК

РФ, направлено против здоровья населения и общественной нравственности, поэтому действия по дарению игрушек детскому саду не связаны с заглаживанием вреда от преступления и не делают инкриминируемое Н.В. преступление менее общественно опасным»

— из постановления суда » Суд установил, что Н.В. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, отнесенного к главе 25 УК РФ «преступления против здоровья населения и общественной нравственности», в связи с чем оказание подсудимой помощи воспитанникам МДОУ «Ряжский детский сад № 10» в получении игрушек не может расцениваться как принятие мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступления законных интересов общества и государства, поскольку дарение игрушек детскому саду не восстанавливает законных интересов общества и государства в сфере охраны здоровья населения и общественной нравственности.

В связи с изложенным, основания для принятия судом решения о прекращении уголовного дела в отношении Н.В. на основании ст. 25.1 УПК РФ. в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, отсутствуют.

ВОПРОС: кому нужно оказать помощь, чтобы загладить вину?

Уважаемые юристы я это моя жалоба на врача (Извините за подробности) главному врачу поликлиники я убрала все фамилии но я думаю суть ясна у меня вопрос Я ХОЧУ СОСТАВИТЬ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ МОРАЛЬНОГО УЩЕРБА мне сказали нужен адвокат а денег у меня не на адвоката 3 ноября меня пригласили в администрацию больницы. Может кто то из вас сможет мне помочь Основанием обращения с жалобой явилось то, что 27 октября 2020 я была записана на прием на 8-30 к Врачу Гинекологу, но она заболела и меня переписали на 13-00 к другому врачу гинекологу он мужчина на прием я пришла в 13-00 с результатами УЗИ Он посмотрел УЗИ задал вопросы, спросил сколько лет стоит спираль я ответила 11 лет и критических дней нет уже 2 года и пояснила ему, что усов у спирали уже нет он сказал проходите на осмотр я и предположить не могла, что меня ждёт дальше Он взял анализ мазка и попросил медсестру принести крючок и ещё инструменты я не понимая, что происходит ему сказала, что первую спираль мне удаляли в стационаре под наркозом ОН меня наверно не услышал или не хотел слушать ему кто то позвонил и он разговаривал по телефону пришла медсестра и тут началось без анестезии Он пытался удалить спираль которая стоит 11 лет я сначала стонала от боли потом начала уже кричать и слёзы и боль и я понимала, что мне становится плохо от адской боли я руки попыталась приблизить к низу живота Он сказал грубо РУКИ НА ЖИВОТ ПОЛОЖИТЕ. Медсестра Наталья меня успокаивала, но это ещё не всё я кричу и плачу, а Он спрашивает меня вы не помните какая у вас спираль стоит со слезами на глазах и болью я ответила не помню еще какое-то время он меня мучил я плакала и кричала и он убрал инструменты ощупал мой живот и ушёл. Со мной осталась Наталья успокаивала и предложила немного полежать после я встала с кресла корчась от боли оделась и вышла к Он дал мне рецепт на свечи и таблетки сказал, что спираль удалят после пандемии и это не срочное дело все плановые операции отменены и я вышла из кабинета. Тогда возникает вопрос ЗАЧЕМ ОН МЕНЯ МУЧИЛ. Со слезами в коридоре меня ждала моя дочь 11 лет и ещё посетители консультации дочь была напугана и смотрела на меня чуть не плача. Оказалось мои крики от боли слышно было всем в коридоре. В шоковом состоянии я приняла обезболивающую таблетку и ушла из консультации.

Читать еще:  Приватизация квартиры за и против

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации » Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2020) Во первых ВРАЧ должен был спросить моего согласия письменно. Этого сделано не было. Второе длительное ношение ВМС и отсутствие усов требует инвазивной методики, то есть проникновение в матку спец. Инструментом, после расширения цервикального канала, и удаление спирали крючком и это всё должно происходить в стационаре, под наркозом, при помощи оптического прибора, вводимого в матку, чтобы не слепую искать, а видеть точное местоположение спирали. Я, считаю и настаиваю ВРАЧ А.А были нарушены стандарты Министерства здравоохранение по оказанию медицинской помощи. Статья 98. Ответственность в сфере охраны здоровья.

Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Соблюдение прав граждан, в том числе застрахованных лиц, в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья являются основными принципами охраны здоровья.

Защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья относится к полномочиям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Права и обязанности гражданина в сфере охраны здоровья регламентированы главой 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В первую очередь, это право на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Кроме того, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

Пациент имеет право на:

  • медицинскую помощь
  • выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации и на выбор врача с учетом согласия врача. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации. Лечащий врач предоставляет информацию о состоянии здоровья пациента
  • профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям
  • получение консультаций врачей-специалистов
  • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами
  • получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов, а также на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы
  • получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях
  • защиту сведений, составляющих врачебную тайну
  • отказ от медицинского вмешательства. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель гражданина имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения в соответствии со статьей 20 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  • возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи
  • допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав
  • допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации

Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние.

Граждане имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе (статья 28 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации (статья 98 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 г № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованные лица в сфере ОМС имеют право на:

  • бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
    • на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования
    • на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования
  • выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления
  • замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию
  • выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования
  • выбор врача (с учетом его согласия) путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации
  • получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи
  • защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования. Основным документом, обеспечивающим защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиту прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»
  • возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации
  • возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи
  • защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования
Читать еще:  Что делать, если просрочена миграционная карта

Права и ответственность граждан в сфере охраны здоровья

Глава IV. Права граждан в сфере охраны здоровья

Статья 16. Право граждан Донецкой Народной Республики на охрану здоровья

  1. Граждане Донецкой Народной Республики обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающейсреды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению качественной и доступной медицинской и медико-социальной помощи.
  2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежностей к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
  3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 19. Право граждан на медико-социальную помощь

  1. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имею право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
  2. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
  3. Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами, зубными протезами. Категории граждан, имеющих это право, определяются законодательством Донецкой Народной Республики.
  4. Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе повторную, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях.
  5. Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.
  6. Граждане имеют право на пособие по временной нетрудоспособности при карантине, в случае отстранения их от работы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их, в случае карантина ребенка в возрасте до семи лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным.

Глава X. Права граждан при оказании медицинской и медико-социальной помощи

Статья 59. Права и ответственность пациента

  1. Пациент несет, прежде всего, индивидуальную ответственность за состояние своего здоровья.
  2. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья, проходить медицинские осмотры в объеме и сроки в соответствии с установленными нормами и правилами, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила внутреннего распорядка для пациентов в учреждениях здравоохранения.
  3. При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
    • уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
    • выбор врача, а также выбор учреждения здравоохранения;
    • обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
    • проведение по его просьбе консилиума и консультаций специалистов;
    • облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
    • сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе, и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
    • информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
    • отказ от медицинского вмешательства;
    • получение информации о своих правах, обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
    • получение медицинской помощи в рамках утвержденных программ гарантированных объемов бесплатной медицинской помощи, а также получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования и других программ;
    • возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
    • допуск к нему нотариуса, адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
    • допуск к нему священнослужителя, а в учреждении здравоохранения на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает внутренний распорядок данного учреждения.
  4. В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу учреждения здравоохранения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.

Статья 60. Право граждан на информацию о состоянии здоровья

  1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в учреждении здравоохранения информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
  2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших совершеннолетия и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.
  3. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
  4. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
  5. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются республиканским органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
  6. Информация, касающаяся результатов судебной экспертизы медицинского профиля, направляется органу (лицу), назначившему экспертизу. Порядок ознакомления с этой информацией регулируется законодательством Донецкой Народной Республики.

Ответственность медицинских работников: общие положения

  • 39243

Здоровье и жизнь граждан являются одним из основных элементов, защищаемых российской Конституцией (статья 41). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Ошибки медицинских работников могут привести к нарушению прав граждан на здоровье и жизнь. В этой связи российское законодательство устанавливает ответственность медицинских работников за их неправомерные действия и/или бездействия.

Согласно федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статья 98) медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Читать еще:  Специальный страховой стаж понятие виды юридическое значение

Юридическая ответственность медицинских работников за профессиональные правонарушения включает в себя

Материальная ответственность

Материальная ответственность предусмотрена «Трудовым кодексом Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – «Трудовой кодекс»).

Согласно статье 233 Трудового кодекса материальная ответственность медицинского работника наступает за ущерб, причиненный им медицинской организации в результате виновного противоправного поведения работника (действий или бездействия), если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами.

Однако работник обязан возмещать медицинской организации только прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Например, если работник в результате своего противоправного поведения поломал медицинское оборудование, то работник должен возместить медицинской организации стоимость этого оборудования, однако не возмещает те денежные средства, которые медицинская организация могла бы получить, используя это оборудование и получая вследствие этого денежные средства за услуги от пациентов.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность возникает за дисциплинарные проступки. Под дисциплинарными поступками понимаются нарушения служебной и трудовой дисциплины.

Трудовой кодекс устанавливает возможные виды дисциплинарных проступков в сфере трудовых отношениях. К этим проступкам в том числе относятся появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, опоздание на работу, прогул, невыполнение распоряжений главного врача и т.д.

За дисциплинарные проступки к медицинским работникам может быть применена ответственность в виде (статья 192 Трудового кодекса):

  • замечания;
  • выговора;
  • увольнения по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания или негативные последствия.

Например, при появлении на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения работник отстраняется от работы (статья 76 Трудового кодекса).

При возложении дисциплинарной ответственности должны соблюдаться следующие правила:

  • не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (статья 192 Трудового кодекса);
  • до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от медицинского работника письменное объяснение (статья 193 Трудового кодекса);
  • дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни медицинского работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверкипозднее двух лет со дня его совершения (статья 193 Трудового кодекса);
  • за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (статья 193 Трудового кодекса);
  • приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется медицинскому работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания (статья 193 Трудового кодекса);
  • дисциплинарное взыскание может быть обжаловано медицинским работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (статья 193 Трудового кодекса).

Административная ответственность

Административная ответственность медицинских работников установлена «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – «Административный кодекс»).

Административная ответственность возникает при противоправном действии (бездействии) медицинского работника.

Обязательным элементом возникновения административной ответственности является наличие вины.

Пункт 2.2. Административного кодекса предусматривает следующие формы вины: умысел и неосторожность:

  • Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;
  • Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Административный кодекс предусматривает в том числе следующие правонарушения, которые могут повлечь административную ответственность медицинского работника, действующего в своем качестве как медицинский работник или как должностное лицо медицинской организации:

  • Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (статья 6.1 КоАП РФ);
  • Незаконное занятие народной медициной (статья 6.2 КоАП РФ);
  • Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 6.3 КоАП РФ);
  • Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (статья 6.8 КоАП РФ);
  • Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (статья 6.16 КоАП РФ);
  • Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий (статья 6.28 КоАП РФ);
  • Невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности (статья 6.29 КоАП РФ);
  • Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (статья 6.30 КоАП РФ).

Вышеуказанные нарушения медицинских работников влекут наложение на них штрафа. В некоторых случаях административной ответственности подлежит именно медицинский работник, выступающий как лицо, выполняющее профессиональные функции, в других случаях – должностные лица медицинской организации (например, главный врач, главная медсестра, зав. отделением, др.). С 1 января 2014 года медицинские работники стали субъектами, к которым может быть применено административное наказание в виде дисквалификации.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность наступает, если присутствуют следующие три признака:

  • совершение правонарушения;
  • причинение вреда пациенту;
  • причинно-следственная связь между правонарушением и причиненным вредом.

По общему правилу гражданско-правовую ответственность несут медицинские организации за вред, причиненный их работниками при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (статья 1068 ГК РФ).

Медицинская организация, однако, после возмещения вреда гражданину получает право получить выплаченную сумму с медицинского работника (право обратного требования (регресса)) (статья 1081 ГК РФ), которая в лучшем случае ограничена прямым реальным ущербом и не может представлять собой упущенную выгоду. Ответственность работников ограничена трудовым законодательством и представлена в двух формах: полная и ограниченная материальная ответственность. Если же между медицинской организацией и медицинским работником был заключен не трудовой договор, а договор гражданско-правового характера, то ответственность работника не ограничивается рамками трудового законодательства и медицинская организация имеет шансы полноценного регресса.

Более подробно вопросы гражданской ответственности освещены в статье «Гражданская ответственность медицинских работников».

Уголовная ответственность

Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом.

В составе преступления традиционно выделяют следующие четыре признака:

  • объект – это общественное отношение, которое защищается Уголовным кодексом;
  • объективная сторона – это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление преступления (в частности, действие/бездействие, причинно-следственная связь; время, место, обстановка и другие детализирующие данные);
  • субъект – физическое лицо, совершающее преступление (медицинский работник);
  • субъективная сторона – психическое отношение лица к совершаемому им общественному опасному деянию (вина, мотив и цель). Вина лица может быть в виде умысла (прямого или косвенного) или неосторожности (преступное легкомыслие или преступная небрежность).

Уголовный кодекс предусматривает широкий перечень оснований, при которых может возникнуть ответственность медицинского работника. Это и причинение вреда здоровью, и неоказание помощи больному, и незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, и незаконное осуществление медицинской деятельности.

Виды нарушений при уголовной ответственности перекликаются с видами нарушений Административного кодекса, однако они имеют более общественно опасный характер, поэтому при уголовной ответственности санкции в отношении медицинского работника более жесткие.

Мера уголовного наказания за совершения преступления может быть разной – от денежного штрафа до лишения свободы.

Более подробно вопросы уголовной ответственности освещены в статье «Уголовная ответственность медицинских работников».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector