Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовое регулирование права собственников земельных участков

Конституционно-правовое регулирование права частной собственности граждан на земельные участки

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 16.03.2020 2020-03-16

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Кузьма, И. В. Конституционно-правовое регулирование права частной собственности граждан на земельные участки / И. В. Кузьма. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68076/ (дата обращения: 04.09.2021).

В статье проведён анализ основных конституционных положений, связанных с реализацией права частной собственности граждан на земельные участки. Особо отмечены ограничения, связанные с предоставлением в частную собственность земельных участков, рассмотрены основания таких ограничений, а также система гарантий в контексте реализации рассмотренного права.

Ключевые слова: частная собственность, исключительное право, земельные участки, система гарантий, государственные и муниципальные нужды, гражданский оборот.

Статья 36 Конституции РФ [1] регламентировала, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности земельные участки, а владение, пользование и распоряжение землей и иными природными ресурсами должно реализовываться такими собственниками свободно, без нанесения ущерба природной среде, не нарушая законные права и интересы других лиц.

Наличие права на землю на конституционном уровне и последующее предоставление системы гарантий, связанных с реализацией такого права, — это основа формирования земельно-правового устройства Российской Федерации. При этом, провозглашенное в государстве многообразие форм собственности (в первую очередь, частной) закреплено в Основном законе страны как один из основополагающих принципов [8].

Условно все действующие гарантии, направленные на защиту частной собственности граждан на земельные участки на конституционном уровне, можно дифференцировать на административные и судебные.

На уровне административного судопроизводства граждане имеют право обращения в случае нарушения своих прав к специально уполномоченным органам и должностным лицам. С конституционно-правовой точки зрения в данном случае основой защиты таких прав выступают нормы ст. 33 Конституции РФ и Закона № 59-ФЗ [6].

Для реализации системы защиты частной собственности граждан на земельные участки в системе органов исполнительной власти созданы специальные органы, которые уполномочены на проведение государственного земельного надзора [7] и являющиеся основными органами власти на уровне государства, основная деятельность которых прямо направлена на защиту земельных прав граждан и одновременное поддержание земельного правопорядка в Российской Федерации.

Помимо административного порядка защиты своих земельных прав, граждане достаточно активно пользуются и судебной защитой.

В целом действующая система гарантий земельных прав не ограничивается обращением в специально уполномоченные органы и суды. Среди конституционно-правовых гарантий в данном контексте следует выделить и возможность граждан обращения к Уполномоченному по правам человека, правозащитные организации и т. д.

Несмотря на это, факт обращения гражданина за защитой своих земельных прав к вышеуказанным субъектам правозащитной деятельности не может полноценно гарантировать ему полное восстановление нарушенного права, так как только государственные органы власти и местного самоуправления правомочны на принятие соответствующих решений, являющихся императивными для последующего исполнения, и, таким образом, предоставить должным образом гарантии в процессе восстановления нарушенного права.

В целом, конституционное право частной собственности граждан на земельные участки в Российской Федерации носит характер позитивного права и не может рассматриваться как право абсолютное.

По мнению А. С. Шириновкой ограничение права на землю, регламентированное на конституционном уровне, — это возможные пределы реализации законного права на конкретный земельный участок, которые определяются действующими нормативно-правовыми актами либо принятыми на их основании актами исполнительных органов государства (местного самоуправления) [12].

Можно констатировать, что на сегодняшний день имеются значительные проблемы в правовом регулировании процесса вовлечения земель в гражданский оборот, которые находятся в собственности государства или его муниципалитетов, при этом имеется законодательно закреплённая возможность оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимости [5].

Среди основных причин в данном случае можно выделить плохую информированность субъектов права о возможности реализации своих прав в отношении пользования земельными участками, непрохождение должным образом процедуры оформления прав на недвижимое имущество и др.

В Российской Федерации законодательное регулирование порядка предоставления гражданами земельных участков в частную форму собственности установлено на государственном, региональном и местном уровнях.

Так, нормами федерального права (в первую очередь Земельного кодекса РФ [2], далее ЗК РФ) определены основы законодательного регулирования вышеуказанной процедуры, в частности — Закон № 137-ФЗ [4], Закон № 218-ФЗ [3], и иных нормативных актах регламентированы непосредственные критерии процесса приобретения права частной собственности на землю.

В законодательных актах подзаконного характера развиваются нормы ЗК РФ относительно порядка предоставления земельных участков в частную собственность, находящихся в собственности Российской Федерации, а те, которые находятся в собственности муниципалитетов — в нормативных актах субъектов РФ.

Основания для отказа в предоставлении земельных участков физическим лицам определены на уровне ст. 39.16 ЗК РФ, перечень которых закрыт. Отметим, что достаточная ясность в формулировки и закрытость перечня для последующего отказа являются важными гарантами в процессе соблюдения прав физических лиц на собственность землей и защитой их от незаконного усмотрения органов государственной власти и местного самоуправления [10].

Среди наиболее распространенных оснований для отказа можно выделить невозможность или затруднительность подтверждения своего исключительного права на приобретение права собственности на землю без законодательно установленного проведения торгов (абз. 6 ч. 2 ст. 39.3, 39.20 ЗК РФ).

В соответствии с данными нормами законодательства собственник объекта недвижимости обладает исключительным правом на приобретение права собственности за земельный участок, на котором конкретный объект недвижимого имущества расположен [11].

Еще одной причиной, связанной с отказом от предоставления земельных участков физическим лицам в частную собственность является несоразмерность испрашиваемого земельного участка (п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ). В данном случае под несоразмерностью понимается значительное превышение площади испрашиваемого участка по сравнению с размером земельного участка, необходимого для должной эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимого имущества, либо осуществлении определенного вида хозяйственной деятельности.

Учитывая, что более 90 % площади всех земель в России находится в собственности государства и его муниципалитетов, возможно, наиболее рациональным и эффективным вариантом будет в процессе разработки норм градостроительного проектирования в субъектах РФ и установлении предельных размеров земельных участков в градостроительных регламентах руководствоваться нормами предоставления земель, тем более что в соответствии с ними сложились существующие в настоящее время размеры земельных участков [9].

Земельные участки достаточно часто подлежат изъятию в связи с нуждами государства и муниципальных образований, поэтому в нормах отраслевого законодательства целесообразно рассматривать данный факт как обременение земли, влекущее при этом ограничение права собственности.

Читать еще:  Алименты 70 процентов в каких случаях назначит суд

С конституционно-правовой точки зрения возможность изъятия земельных участков для нужд государства и муниципалитетов является конституционным ограничением права собственности граждан, ввиду того, что только нормы Конституции РФ могут установить изъятия из этого принципа. При этом, нормы Конституции РФ не только регламентируют возможность лишения права собственности, но и устанавливают особые механизмы такого порядка лишения.

Данная правовая норма, регламентированная на уровне Конституции РФ, можно определить, как основной ориентир для последующего становления и развития отраслевого права, регулирующего порядок изъятия земельных участков для нужд государства и его муниципальных образований. При этом, гипотеза такой нормы права полноправно можно трактовать как гарантию реализации права частной собственности на землю.

При этом, на сегодняшний день в нормах действующего российского законодательства остаются определенные пробелы и коллизии, даже несмотря на попытки государства модернизировать регулирование порядка предоставления земельных участков с последующим оформлением на них прав. Так, в первую очередь, это относится к перечню оснований для отказа в предоставлении земли в частную собственность. Весьма часто физические лица также сталкиваются и с проблемами правового и практического характера, с которыми процесс приобретения земельных участков становится затруднительным, невыгодным, либо вовсе невозможным для них ввиду наличия разного рода причин.

Таким образом, нормы Конституции РФ регламентируют право частной собственности граждан на землю и как принцип и как право. При этом конституционное право на земельные участки можно назвать однородным по своему содержанию, но носящее характер конституционного, так как гарантируется не только нормами отраслевого законодательства, но и, собственно, Конституцией РФ.

Регламентация в основах российского конституционного строя принципа, в основе которого лежит право частной собственности на земельные участки, можно назвать основной гарантией конституционного права частной собственности граждан на земельные участки.

Право частной собственности граждан на землю может быть ограничено, однако сам конституционный принцип, который закрепляет многообразие форм собственности на землю в государстве, не подлежит ограничению и является главной гарантией реализации такого права.

Все нормы, закрепленные в Конституции РФ, предоставляют гарантии реализации права частной собственности на землю и ограничивают его реализацию только в рамках ограничений только экологического и (или) имущественного характера. Нормы Конституции РФ, которые гарантируют законное право собственности, его реализацию и ограничения права образуют определенного рода конституционную правоспособность собственников земельных участков.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 25 декабря 1993. № 237.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
  3. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29. Ст. 4344.
  4. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации Земельный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4148.
  5. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 27. Ст. 2881.
  6. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
  7. Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 2. Ст. 514.
  8. Аверьянова Н. Н. Конституционно-правовое регулирование земельных отношений в Российской Федерации: Монография. М.: Изд-во Юстицинформ, 2017. 264 с.
  9. Багаутдинова С. Р. Правовое регулирование и практические аспекты предоставления права частной собственности на землю // Экологическое право. 2018. № 6. С. 20–27.
  10. Згонников П. П. О проблемах становления и реализации права частной собственности на землю // Правовые вопросы недвижимости. 2016. № 1. С. 1–3.
  11. Иванов А. А. О презумпции права государственной собственности на землю в России // Закон. 2016. № 6. С. 35–41.
  12. Шириновская А. С. Право на землю в Российской Федерации (конституционно-правовые основы): Монография. Москва: Юрлитинформ, 2014. С. 89.

§ 7. Правовое регулирование земельных правоотношений

В соответствии с п. 1 ст. 9 земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Любые решения по использованию природных ресурсов должны приниматься с учетом интересов местного населения.

Пункт 2 ст. 9 устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Современным законодательством не предусмотрено существование иных форм собственности. Данный открытый перечень был весьма актуален при подготовке текста Конституции в 1993 г., однако сейчас перечень форм собственности носит законченный характер.

Пункт 1 ст. 36 устанавливает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В настоящее время существует расширительное толкование данной нормы, согласно которому к объединениям граждан относятся юридические лица, в том числе коммерческие. В противном случае прямое действие данной статьи привело бы к тому, что использовать земельные участки могли бы только некоммерческие объединения граждан и физические лица без статуса индивидуального предпринимателя.

Пункт 2 ст. 36 устанавливает две конституционные обязанности: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».

Пункт 3 ст. 36 относит условия и порядок пользования землей к предмету регулирования федерального закона.

Подпункт «в» п. 1 ст. 72 относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Данная норма реализуется по следующим правилам:

а) законодательство субъектов Федерации не может противоречить федеральному законодательству;

б) в случае отсутствия федеральной нормы субъект Федерации вправе закрыть данный пробел путем принятия регионального акта;

в) после принятия федерального закона региональное законодательство должно быть приведено в соответствие с федеральными нормами.

Читать еще:  Мировой суд принял решение без моего присутствия

2. Федеральное земельное законодательство состоит из двух групп законов.

К первой группе относятся нормативные акты земельного законодательства.

Ко второй группе относятся нормативные акты иных отраслей права. Поскольку земельное право — комплексная отрасль, большая группа правоотношений регулируется нормами других отраслей. Это такие законы, как Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Лесной кодекс, Водный кодекс, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ «О недрах» и др.

3. Федеральные подзаконные акты в настоящее время представлены постановлениями Правительства РФ, которыми регулируются такие процедуры, как мониторинг, государственный земельный контроль, порядок ведения ЕГРП и др.

Указы Президента РФ играли большую роль в регулировании земельных отношений до принятия Земельного кодекса РФ.

4. Региональное законодательство до вступления в силу Земельного кодекса РФ заполняло пробелы федерального земельного законодательства крайне неоднородно. Складывалась крайне разноплановая земельная политика субъектов Федерации в весьма существенных земельных правовых вопросах — от форм собственности до участников земельных правоотношений. После принятия Земельного кодекса РФ была начата активная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральными нормами. Данная работа на сегодняшний день практически завершена.

Правовое регулирование аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

В числе гражданско-правовых сделок важнейшее значение для возникновения прав на землю имеетдоговор аренды земельных участков, который является самостоятельным видом землепользования, производным от права собственности и имеющей свои экономические и юридические особенности.

Правовое регулирование аренды земельных участков осуществляется на основе Главы 34 ГК РФ, содержащей общие положения об аренде и специальные правила об аренде отдельных имущественных объектов.

В п. 2 ст. 607 ГК РФ содержится особая оговорка о том, что законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. Наличие такой оговорки вполне закономерно, так как в специальном законодательстве должны найти отражение особенности земли как природного ресурса, недвижимого имущества, объекта права собственности и иных прав на землю

Легальное определение договора аренды как двусторонней сделки дано в ст. 606 ГК РФ. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение или во временное пользование.

К участникам арендных отношений ГК РФ (ст. 608) относит арендодателей: собственника, лиц, управомоченных законом или собственником сдавать имущество в аренду, и арендаторов. Арендодателями земельное законодательство признает собственников земельных участков (земельных долей), лиц, имеющих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения.

К видам договора аренды земельных участков ЗК РФ (ст. ст. 22, 38) и Федеральным законом об обороте земель (ст. ст. 9-10) отнесены договоры аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные гражданам и юридическим лицам в аренду на торгах (конкурсах, аукционах), предметом которых является право на заключение договора аренды;

договоры аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, переданные гражданам и юридическим лицам в аренду из фонда перераспределения земель в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

договоры аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с множественностью лиц на стороне арендодателя, переданного в аренду сельскохозяйственным организациям и крестьянскому (фермерскому) хозяйству в соответствии с требованиями земельного законодательства;

договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, переданному сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству без проведения торгов.

В ГК и других законах выделяются договоры аренды земельного участка, принадлежащего гражданам и юридическим лицам на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, на котором находятся здания, строения и сооружения.

Максимальный срок аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, – 49 лет (п. 3 ст. 9 закона об обороте земель).

Это совершенно новое и важное положение для земельного законодательства, обеспечивающего максимальную продолжительность арендных отношений и защиту земельных прав сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Ранее, как известно, действовало преимущественное право покупки арендованного земельного участка сельскохозяйственного назначения субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием), ограничивающее права арендатора.

Новое законодательство отменяет эти ограничения и закрепляет гарантии возобновления договора аренды, которые могут активно применяться для защиты прав и законных интересов добросовестных арендаторов и являются важным стимулом в эффективном использовании земель сельскохозяйственного назначения.

Закон об обороте земель (в ред. от 29 декабря 2010 г.) предусматривает три варианта предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Первый вариант-это процесс проведения торгов (конкурсов, аукционов) и продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение аренды договоров аренды таких земельных участков в соответствии с правилами, установленными ст. 38 ЗК РФ.

Торги проводятся в тех случаях, когда подано два и более заявления на предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков.

Второй вариант-предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) в соответствии с правилами, установленными ст. 34 ЗК РФ. Эти правила применяются лишь в тех случаях, когда имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду.

Третий вариант – предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности.

Управление и распоряжение таким земельным участком осуществляется органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 11 ЗК РФ.

На основании решения органа местного самоуправления такой земельный участок передается в порядке, установленном п. 5 ст. 10 закона об обороте земель (в ред. от 29 декабря 2010 г.) использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или в аренду без проведения торгов.

Регулируя процедуру продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение аренды договоров аренды таких земельных участков, п.2 ст. 10 закона об обороте земель возлагает на исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязанность информировать предварительно и заблаговременно через средства массовой информации граждан и юридических лиц о наличии предполагаемых для такой передачи в аренду земельных участков.

Читать еще:  Акт о последствиях залива нежилого помещения

Сообщение об этом публикуется в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что решение о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца со дня опубликования сообщения не поступили иные заявления.

Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляется в соответствии с требованиями ст.22, 30, 30.1, 30.2, 38, 38.1,38.2. ЗК РФ, ст. ст. 447-449 ГК РФ, ст. 10 Закона об обороте земель 2002 г.

В рассматриваемой сфере действуют также Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договора аренды таких земельных участков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002г. №808 (с изм. от 29 декабря 2008 г.).

Помимо этого действуютнормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие приобретение на торгах земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду.

Согласно ст. 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

В настоящий момент времени действует Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Общая характеристика правового регулирования земельных отношений по русскому праву

Древнерусское государство . Права князя на захваченную землю. Феодальной собственностью наделялись подчиненные князя. Общинная собственность на землю (земля, занятая двором; леса, сенокосы и выгоны; пахотная земля). Основной источник права — «Русская Правда» (единственная земельная норма — штраф за порчу межевых знаков).

Период феодальной раздробленности . Князь собственник земель, не мог управлять ими единолично, стал передавать часть земель в управление своим потомкам. Особенности феодального землевладения, обусловленные местной спецификой. Новая форма феодального землевладения — поместье (в отличие от вотчины носило условный характер и требовало несения службы князю). Новгородская и Псковская судные грамоты. Псковская судная грамота (землевладение: наследственное (вотчина) и условное (кормля или право пожизненного пользования), определялись способы приобретения права собственности).

Период татаро-монгольского ига . Хан — собственник земель. Князья — данники Золотой Орды.

Период образования централизованного государства . Разрозненные княжества объединились под предводительством Московского княжества. Власть Московского князя распространилась на все присоединенные земли, князья — вассалы московского князя. Судебник 1497 года (преступление — нарушение границ феодальной земельной собственности).

Период сословно-представительной монархии . Царские земли — дворцовые (принадлежали царю и его семье) и черно-тягловые (принадлежали царю как главе государства). Статус земель отражался на положении крестьян. Передел земельной собственности между феодальной знатью и служилыми людьми: территория страны разделена на опричнину (княжеско-боярские земли) и земщину (обычные земли). Передел земельной собственности превратил поместье в основную форму землевладения. Попытка ограничения церковного землевладения — без результата. Формирование юридического порядка возникновения прав на землю: пожалование и передача недвижимости. Судебник 1550 года (усилены наказания за земельные правонарушения). Соборное Уложение 1649 года (ограничивало приобретение земель церковью, определяло правовой режим поместного и вотчинного землевладения, содержало нормы о залоге и сервитуте).

Период абсолютной монархии . Установлен единый режим вотчинного и поместного землевладения. Право собственности на земельный участок предполагало право собственности на недра и леса, находящиеся на нем. Подчинение церкви государству, ее вхождение в состав государственного аппарата — секуляризация земель (их изъятие в пользу государства). Не было изменений в общинном землепользовании. Указ Петра, Жалованная грамота дворянству Екатерины.

19 век — начало 20 века . Формирование буржуазных отношений — вовлечение земель в гражданско-правовой оборот и установление его четких правовых механизмов. Установлена система вещных прав на землю. Земельная реформа 1861 г. Сохранена помещичья собственность на землю, крестьяне наделялись землей в пользование за выполнение повинностей, а после ее выкупа — в собственность.

Столыпин Петр Аркадьевич — реформа 1906 года — упразднение общинного порядка землепользования в общинах, где переделы не проводились в течение последних 24 лет, признание крестьян частными собственниками земли. Апрель 1905 года — Указ «О даровании населению облегчений по уплате долгов» — аннулировались долги по ссудам на продовольствие. Ноябрь 1905 года — манифест «Об улучшении благочиния и облегчении положения крестьянского населения» — уменьшил выкупные платежи со всех категорий крестьян на 50%, а с января 1907 года — отменили выкупные платежи.

1906 год — «Указ об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий» — отменялась подушная подать, круговая порука и направление неплательщиков на заработки.

09.11.1906 — Указ Столыпина «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» — свободный порядок выхода из общины и закреплялись наделы в собственность в любой время.

14.06.1910 — выход из общины стал обязательным; крестьян6ин мог потребовать объединения надельных участков в единый отруб и даже выселиться на отдельный хутор; создавался фонд из части казенных и императорских земель; для покупки этих земель Крестьянский банк давал денежные ссуды; из-за земельного «голода» в стране правительство поощряло переселение крестьян за Урал (давало дополнительные ссуды).

Цель реформы — сохранить помещичье землевладение и одновременно ускорить буржуазную эволюцию с/х, создать в деревне прочную социальную опору правительства в лице сельской буржуазии. Из общины чаще выходили кулаки, а бедняки уходили в города или становились с/х рабочими.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector