Veomo.ru

Финансовый журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Российское законодательство в области предпринимательства

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Под законодательством в данном случае понимается совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. Виды нормативно-правовых актов в зависимости от юридической силы.

1. Нормативно-правовые акты федерального уровня:

а) Конституция РФ – закрепляет основополагающие начала предпринимательского права; обладает высшей юридической силой. Содержит нормы предпринимательского права (ст. 8, 34);

б) Гражданский кодекс рФ – содержит определение предпринимательской деятельности, нормы о правовом статусе ее субъектов, правовом режиме их имущества, об обязательствах, возникающих из договоров. Гражданский кодекс РФ объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность; «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 23 ГК);

в) федеральные законы (законы РФ) определяющие:

– состояние рынка (ФЗ «О рынке ценных бумаг»);

– правовое положение субъектов предпринимательской деятельности (ФЗ «Об акционерных обществах»);

– регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (ФЗ «О рекламе»);

– содержащие требования к порядку осуществления предпринимательской деятельности (ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности»);

– иные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);

г) подзаконные нормативно-правовые акты:

– указы Президента РФ (не должны противоречить законам);

– постановления Правительства РФ (принятые на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ);

– акты федеральных органов исполнительной власти (издаются в случаях и пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК)).

2. Нормативно-правовые акты органов власти и управления субъектов РФ (изданные в пределах их компетенции):

а) акты органов законодательной власти;

б) акты органов исполнительной власти.

3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (изданные в пределах их компетенции).

В случае противоречия между названными актами действует акт, обладающий большей юридической силой.

Локальные акты – принимаются органами управления коммерческой организации в целях регулирования своей деятельности и обязательны для исполнения в организации (уставы юридических лиц и т. д.).

Нормы международного права (ст. 2, 5, 6 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации») применяются к предпринимательским отношениям непосредственно, если для их применения не требуется издание внутригосударственного акта.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, применяются правила международного договора.

Обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 лет назад, 25 декабря 1990 года, председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин подписал закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

История предпринимательства в современной России

С конца 1920-х годов и до начала перестройки в 1986 году в Советском Союзе предпринимательская деятельность относилась к незаконным или нежелательным видам деятельности и часто подлежала административному или уголовному наказанию.

19 ноября 1986 году Верховный Совет СССР принял закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», призванный поставить под контроль государственных органов развивавшийся в стране «подпольный» частный бизнес. Данный закон разрешал вести предпринимательскую деятельность в области кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также других видах деятельности, основанных исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Наемный труд по- прежнему был запрещен.

Дальнейший этапом легализации частного бизнеса было принятие 26 марта 1988 года закона «О кооперации в СССР», который стал законодательной базой для развития малого предпринимательства в стране.

Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности

Окончательно частная предпринимательская деятельность в России с использованием наемного труда была узаконена 25 декабря 1990 года законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», подписанным председателем Верховного Совета РСФСР Борисом Ельциным. Документом были определены правовые, экономические и социальные основы создания предприятий, их организационно-правовые формы, права и ответственность субъектов предпринимательства, а также меры госзащиты, поддержки и регулирования предпринимательства в России.

Поправки в закон вносились вплоть до 1993 года, большинство его статей утратили силу после введения в действие в 1994 года первой части Гражданского кодекса РФ. Окончательно он был отменен федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», который подписал 21 марта 2002 года президент РФ Владимир Путин.

Читать еще:  Соседи захламили общий коридор что делать

Предпринимательство сегодня

В настоящее время предпринимательство в РФ регулируется Гражданским кодексом, нормами трудового, финансового права, другими областями законодательства.

В России действуют 2,1 млн предприятий малого бизнеса (по данным на конец 2014 года), в которых работают 11,7 млн человек. Число средних предприятий — 13,7 тыс. (по данным на 2013 год), в них работают 1,6 млн человек. В индивидуальной предпринимательской деятельности заняты 5,4 млн человек (по данным на конец 2013 года). На долю среднего и малого бизнеса приходится около 25% от общего оборота всех российских компаний (по данным на 2013 год). Основная часть этих фирм занимается оптовой и розничной торговлей.

В июне 2012 году была учреждена должность Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, ее занимает Борис Титов.

Российское законодательство в области предпринимательства

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VI.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

§ 42. Предпринимательство. Юридические лица. Формы предприятии

Создание правовых условий для не противоречащей закону предпринимательской деятельности, которая в советское время считалась серьёзным нарушением и даже преступлением, является одной из важнейших задач гражданского права. В Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности (ст. 34).

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на производство и реализацию товаров и услуг с целью получения прибыли, личного дохода. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на Свой риск под ответственность своего имущества в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, регулирует гражданское законодательство. Сегодня государство придаёт большое значение развитию малого бизнеса.

Гражданский кодекс РФ определяет право гражданина заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими лицами в качестве одного из элементов гражданской дееспособности.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в различных организационно-правовых формах. Их перечень приводится в Гражданском кодексе РФ. Так, по российскому законодательству выделяются следующие организационно-правовые формы предприятия:

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счёт вкладов учредителей (участников), а также произведённое и приобретённое хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Акционерное общество – это общество, уставный капитал которого разделён на определённое число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Производственным кооперативом (артелью) признаётся добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Производственный кооператив – это коммерческая организация.

Унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на правах ведения или оперативного управления.

Эти предприятия финансируются из соответствующих бюджетов (государственного, субъекта РФ, местного), а также используют собственные доходы и другие источники. Доходы от деятельности таких фирм поступают в бюджет государства, города или района. Работники унитарных предприятий получают зарплату.

К некоммерческим организациям Гражданский кодекс РФ относит: потребительские кооперативы; общественные и религиозные организации (объединения); фонды; учреждения, организации, созданные собственниками для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые ими полностью или частично; объединения юридических лиц (ассоциации или союзы), созданные в целях координации предпринимательской деятельности юридических лиц. Ведущий правовой признак этих организаций заключается в том, что они в качестве основной цели своей деятельности не преследуют извлечения прибыли. Они могут заниматься и коммерческой деятельностью, но только в случае, если доход от неё служит достижению целей, ради которых они созданы. Например, спортивный фонд, занимающийся также коммерческой деятельностью, полученную прибыль обязан потратить на развитие спортивной базы, подготовку спортсменов и другие подобные цели.

Читать еще:  Лишение недееспособности через суд

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение предпринимательской деятельности.

2. Классифицируйте организационно-правовые формы, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями.

3. Охарактеризуйте и сравните хозяйственные товарищества и общества: их сходство и отличия.

4. Рассмотрите особенности акционерного общества. Приведите примеры АО.

5. Что такое производственный кооператив (артель)?

6. Охарактеризуйте унитарное предприятие.

7. Объясните, какие организации относятся к некоммерческим.

8*. Систематизируйте в таблице информацию о коммерческих юридических лицах.

9. Составьте схему «Некоммерческие юридические лица».

10. Проанализируйте государственную правовую политику в области предпринимательства.

Рыночная система есть система свободного предпринимательства. Каждая экономическая система должна давать ответ на следующие вопросы: 1. Сколько товаров и услуг следует производить? 2. Что надо производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества? 3. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? 4. Кто должен получить эту продукцию? 5. Каким образом система адаптируется к изменениям? В рыночной системе эти вопросы решаются без какого-либо принуждения или централизованного руководства. Рыночная система – это сложный механизм координации, действующий через систему цен и рынков, механизм связи, служащий для объединения действий миллионов различных индивидуумов. Это не система хаоса и анархии. Она обладает определённым внутренним порядком и подчиняется определённым закономерностям.

Информация к размышлению

Лицензирование отдельных видов деятельности вводится в целях проведения единой государственной политики в этой области, обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Эти положения закреплены законодательно в нашей стране. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в ней вида деятельности в течение установленного срока и определяет условия его осуществления.

Перечень лицензируемых видов деятельности включает прежде всего те, которые представляют наибольшую потенциальную опасность для потребителя. Например, медицинская, фармацевтическая и ветеринарная деятельность, эксплуатация инженерных систем городов, перевозка грузов и пассажиров, операции с ценными бумагами, деятельность негосударственных пенсионных фондов и др.

Осуществление лицензируемых видов деятельности без лицензии запрещено. Предприятие в этом случае может быть ликвидировано в установленном порядке, и незаконно полученные доходы подлежат изъятию в государственный бюджет. Основные положения этой процедуры определяют документы, которые необходимо представить в соответствующие органы на получение лицензии: заявление о выдаче лицензии; учредительные документы; свидетельство о государственной регистрации; документ об оплате рассмотрения заявления; справка налогового органа о постановке на учёт. Лицензия выдаётся отдельно на каждый вид деятельности. Передача её другому лицу запрещена. В лицензии указываются: наименование органа, выдавшего лицензию; наименование и юридический адрес предприятия, получившего лицензию; вид деятельности, по осуществлению которой выдаётся лицензия; срок действия лицензии; условия осуществления данного вида деятельности; регистрационный номер лицензии и дата выдачи.

Лицензия не относится к сведениям, составляющим коммерческую тайну предприятия, и должна быть предоставлена на ознакомление потребителю по его первому требованию.

Исследуем документы и материалы

Конституция Российской Федерации
(Извлечения)

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Сложности предпринимательской деятельности в настоящее время. Примеры из жизни.

2. Производственная артель: опыт российской истории и современность.

Темы для проектов и рефератов

1. Унитарное предприятие: виды, особенности деятельности.

2. Российское законодательство в области предпринимательства.

Законодательство Российской Федерации о малом и среднем предпринимательстве. Основные положения.

Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства: к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования); 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек; 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в вышеназванных пунктах 2) и 3). Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки.

Читать еще:  Понятие аналогичный товар по закону

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: 1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; 2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; 3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; 4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; 5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; 6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; 7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта; 8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Дата добавления: 2014-12-10 ; просмотров: 4299 ;

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector