Veomo.ru

Финансовый журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система экологического законодательства рф

Система экологического законодательства.

Экологическое законодательство в силу комплексного характера экологического права представляет собой сложную систему нормативных правовых актов и включает несколько уровней и групп.

Первый уровень составляют нормативные правовые акты собственно экологического содержания, т. е. принятые с целью:

1) регулирования отношений по использованию и охране компонентов природной среды (природоресурсное законодательство);

2) охраны окружающей среды;

3) обеспечения экологической безопасности.

Природоресурсное законодательство сложилось в процессе использования природных ресурсов и основано на естественных особенностях отдельных компонентов природной среды (земли, недр, вод и т. д.). Таким образом, в эту группу входят самостоятельные, по сути, подотрасли, объединенные в экологическом законодательстве, в силу естественной взаимосвязи природных компонентов в окружающей среде:

• законодательство о недрах (горное законодательство);

• законодательство о растительном мире;

• законодательство об охране и использовании животного мира;

• законодательство об охране атмосферного воздуха;

• законодательство об охране озонового слоя.

Каждую из названных подотраслей экологического законодательства возглавляет соответствующий законодательный акт:

ü Кодекс Республики Беларусь о земле;

ü Кодекс Республики Беларусь о недрах;

ü Водный кодекс Республики Беларусь;

ü Лесной кодекс Республики Беларусь;

ü Закон Республики Беларусь «О растительном мире»;

ü Закон Республики Беларусь «О животном мире»;

ü Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»;

ü Закон Республики Беларусь «Об охране озонового слоя».

Природоохранное законодательство. Нормативные правовые акты, принятые с целью охраны окружающей среды, устанавливают специальные природоохранные инструменты и механизмы, которые в общем виде закреплены в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», создавая таким образом вместе с принятыми в развитие норм данного закона иными актами законодательства природоохранные правовые институты (подинституты).

В этой группе представлены следующие Законы Республики Беларусь:

• О государственной экологической экспертизе;

• Об особо охраняемых природных территориях;

• Об обращении с отходами.

Законодательство об обеспечении экологической безопасности. В законодательстве Республики Беларусь экологическая безопасность обеспечивается такими законами Республики Беларусь как:

• О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;

• О радиационной безопасности населения;

• О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• О промышленной безопасности опасных производственных объектов;

• О безопасности генно-инженерной деятельности;

• Об использовании атомной энергии.

Второй уровень составляют «экологизированные» нормы и нормативные правовые акты, в которых они содержатся. Экологизированные нормы представляют собой нормы иных отраслей права, регулирующие экологические отношения в комплексе с собственно экологическими нормами. Такие нормы содержатся в гражданском, уголовном, административном, финансовом, а также санитарно-эпидемическом и градостроительном законодательстве. (напр., глава 26 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Преступления против экологической безопасности и природной среды»).

Третий уровень составляют нормы международного права, регулирующие отношения по охране окружающей среды.

Конституционные основы ЭП.

Конституционные нормы являются основой развития всего законодательства, в том числе и экологического. Конституция имеет высшую юридическую силу.

Республика Беларусь объявила себя правовым социальным государством, высшей ценностью которого явля-ется человек, его права, свободы.

Так, в соответствии с нормами Конституции всем предоставлены равные права для осуществления хозяй-ственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантируется равная защита и равные усло-вия. Недра, воды, леса, земли сельскохозяйственного назначения составляют исключительную государствен-ную собственность. Но эти природные объекты и ресурсы могут быть использованы в процессе осуществле-ния хозяйственной деятельности.

Целый ряд статей Конституции касается экологических прав и гарантий граждан. Так, ст. 40 провозглашает, что каждый имеет право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы. Исходя из смысла этой статьи, гражданам предоставлено право получать любую информацию, в том числе и о состо-яния окружающей среды. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассматривать обра-щения и давать ответ по существу в определенный законом срок.

Согласно ст. 44 Конституции осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и законные интересы других лиц.

Согласно ст. 46 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и возмещение вре-да, причиненного нарушением этого права.

Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов и в целях защи-ты и улучшения условий жизни общества, а также охраны и восстановления окружающей среды.

Согласно ст. 55 Конституции охрана природы – это долг каждого человека.

Т.о. государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях за-щиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Система экологического права России

В системе экологического права России принято выделять: общую, особенную и специальную части. Общая часть — положения, обслуживающие институты особенной части. Особенная часть — институты, имеющие целевое назначение в силу специфики объекта (предмета использования или охраны) Специальная часть — экология и космос, международное экологическое право, сравнительное экологическое право.

Общая часть содержит, в том числе, такие институты как:

· право собственности на природные объекты;

· государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды;

Особенная часть включает:

· Эколого-правовой режим природных объектов: землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром

· Эколого-правовая охрана (защита) отдельных компонентов природной среды: атмосферного воздуха, защита природных объектов, в том числе ООПТ

· Эколого-правовой режим и охрана природно-антропогенных систем: эколого-правовой режим использования и охраны объектов с/х, эколого-правовой режим населенных пунктов, рекреационных и лечебно-оздоровительных зон; правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления и т. д.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды, сравнительно-правовому анализу отечественного и зарубежного экологического права.

Предмет экологического права – это общественные отношения в области взаимодействия общества и природы. От гражданского права отличается отсутствием имущественного характера в использовании и охране природных объектов, отсутствием товарных отношений в сфере природопользования;

метод экологического права — это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений. (Императивные и диспозитивные методы)

Императивные методы в форме предписаний, запретов и экологических приоритетов используются при установлении требований к использованию и охране природных объектов.

Диспозитивный метод находит выражение в форме дозволения, санкционирования принятых природопользователем решений и разрешений

Читать еще:  Заявление на лишение дееспособности в суд

4. Соотношение экологического права с другими отраслями российского права.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Иногда ее называют суперотраслью. При оценке данной отрасли важно иметь в виду, что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, — земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.

Комплексный характер отрасли экологического права определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д.

КоАП установлена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды.

Составы же экологических преступлений и ответственность за них закреплены в УК.

Экологическое право имеет также некоторые смежные с гражданским правомпредметы регулирования. Так, гражданское законодательство устанавливает основы права собственности и имущественного оборота земли и иных природных ресурсов.

5. Понятие и виды источников экологического права

Источники ЭП- нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Формы его внешнего выражения нормативные акты принятые уполномоченными органами гос. власти и МСУ, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.

Конституция, международные документы, ФКЗ, ФЗ, Акты президента, Акты правительства, НПА федеральных министерств, служб, агенств.

Законодательство субъектов: конституции , уставы; Законы субъектов, Акты глав субъектов, Акты органов исполнительной власти субъектов.

На муниципальном уровне: акты органов МСУ.

+ кодифицированные законодательные акты: ЗК, ВК, ЛК, ФЗ «об охране окружающей среды»,

Конституция-основной источник. Ст. 2 человек его права и свободы являются высшей ценностью.

Ст.42: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Ст. 9 земля охраняется и используется в РФ как основа жизни и деятельности народов проживающих на ней.

Экологические права и обязанности граждан ст.42,58

Право собственности на землю и другие природные ресурсы (ст.9, 36)

Компетенцию государственных органов в сфере природопользования и охраны окружающей среды(71, 72, 114)

Рассмотрим различные классификации источников экологического права.

1. По юридической силе:

2. подзаконные акты

2. По предмету регулирования:

3. По направленности правового регулирования:

6. Общая характеристика Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Сменил Закон РСФСР от 19.12.1991.

Структура Федерального закона включает: 16 глав

Закон об охране окружающей среды как головной акт в теоре­тическом плане с учетом специфики и сложности объекта регули­рования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права.

Устанавливаемые Законом общие правовые механизмы управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием включают:

· экологическое нормирование и стандартизацию,

· оценку воздействия планируе­мой деятельности на окружающую среду,

· экологическую сертификацию, экологический аудит,

· меры экономичес­кого стимулирования, планирование, финансирование, страхова­ние,

и некоторые другие. Данные механизмы применимы как к охране природы в целом, так и к охране отдельных природных ресурсов (объектов).

7. Субъекты и объекты экологических правоотношений.

Субъекты экологического права – это лица, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством.

Конституцией РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Из этого следует, что государство как субъект в лице своего компетентного органа является участником экологических правоотношений. Государство является субъектом экологических правоотношений и в том случае, если природные ресурсы на законных основаниях переходят в собственность юридических или физических лиц или передаются им во владение, постоянное или временное пользование (аренду).

Юридическое или физическое лицо, которое воздействует на природную среду с целью ее использования, воспроизводства или охраны также выступает в качестве субъекта экологических отношений. К таким субъектам относятся также граждане, иностранные и хозяйствующие субъекты.

Хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, которые воздействуют на природную среду, в том числе граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью, а также граждане, которые осуществляют общее или специальное природопользование.

Носителями полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды являются государственные органы.

Объекты экологических правоотношений – природные объекты. В их качестве могут выступать как отдельные природные объекты, так и естественная среда обитания в целом.

Законом предусмотрено, что в определенных условиях объектами экологических правоотношений могут быть природные комплексы – заповедники, заказники, памятники природы, лечебно-оздоровительные районы и т. д.

8. Экологические права и обязанности граждан.

Под экологическими правами граждан понимают закрепленные в законодательстве права гражданина, которые обеспечивают удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на:
— благоприятную окружающую среду;
— достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
— возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Под благоприятной окружающей средой понимают такое ее состояние, которое соответствует критериям, нормативам и стандартам, установленным в экологическом законодательстве по показателям чистоты, ресурсоемкости, экологической безопасности, видовому разнообразию и др. Другими словами, гражданин Российской Федерации имеет право на среду обитания, факторы которой не оказывают на него негативного влияния.

Согласно действующим законодательным актам граждане имеют право требовать от соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц предоставления объективной информации о состоянии окружающей среды. Эта информация должна быть достоверной, т.е. заведомо не искаженной, своевременной и полой.

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружаю-ей среды» (2002 г.) граждане имеют также право:
— создавать общественные объединения, фонды и иные щественные формирования по охране окружающей среды;
— принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по вопросам охраны окружающей среды выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении;
— предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Основные акты экологического законодательства в Российской Федерации

После принятия Конституции РФ практически полностью было пересмотрено законодательство РФ, в том числе и экологическое. Основные акты экологического законодательства приведены в табл.3.1.

Таблица 3.1 Основные акты экологического законодательства в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (1993 г.)

Природоохранное законодательство

Экологическая безопасность

Природно-ресурсовое законодательство

Действующие законодательные акты

Закон РФ «Об охране окружающей среды», 2002г

Закон РСФСР «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», 1991 (с изменениями)

Земельный кодекс, 2001

ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,1999г

Читать еще:  Как получить визу в грецию

Закон РФ «О безопасности», 1992

Закон РФ «о плате за землю», 1991 г. (в ред. Законов 1992, 1994, 1995 гг.)

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1999г

Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера», 1994 г

Водный кодекс, 1995г

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, 1993 г (в ред. Законов 1998г)

ФЗ «О радиационной безопасности населения», 1996 г

Закон РФ «О континентальном шельфе», 1995г

Закон РФ «О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата», 1994 г

ФЗ «Об использовании атомной энергии»

Закон РСФСР «О недрах», 1992 (в ред. Закона 1995 г).

Закон РФ «О ратификации Базельской конвенции ООН о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», 1994 г

ФЗ «О пожарной безо­пасности»

ФЗ «О ставках отчислений на минерально-сырьевой базы», 1995 г.

ФЗ «Об экологической экспертизе», 1995 г

ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», 1995 г.

ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», 1995 г

Закон «О животном мире», 1995 г.

ФЗ «Об уничтожении химического оружия», 1997 г

Лесной кодекс, 1997 г.

ФЗ «Об исключительной экономической зоне России», 1998 г

ФЗ «Об отходах производства и потребления»,1998 г.

Законодательные акты, нуждающиеся в разработке и/или в утверждении

ФЗ «Об экологическом страховании»

ФЗ «Об экологической безопасности»

ФЗ «О разграничении прав собственности на природные ресурсы («О федеральных природных ресурсах»)».

ФЗ «Об экологических фондах»

ФЗ «О статусе зон экологического неблагополучия»

ФЗ «О государственных кадастрах природных ресурсов»

ФЗ «Об охране водных биологических ресурсов»

ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами»

ФЗ «О растительном мире»

ФЗ «Об охоте и рыболовстве»

ФЗ «Об энергоинформационном благополучии населения»

ФЗ «О государственной политике в области обращения с радиоактивными отходами».

ФЗ «О государственном регулировании использования охраны зеленого фонда городских поселений»

ФЗ «О питьевой воде»

ФЗ «От государственном регулировании в области экологического образования»

Природоресурсовое законодательство включает нормативные акты, регулирующие охрану и использование отдельных видов природных ресурсов: Земельный кодекс РФ(2001 год), Лесной кодекс РФ(1997 год), Водный кодекс РФ(1995 год), Закон РФ «О недрах»(1992 год), Закон «Об особо охраняемых природных территориях»(1995 год), Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха»(1999 год), Федеральный закон «О животном мире»(1995 год).

В природоохранное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану окружающей среды в целом: Закон РФ «Об охране окружающей среды»(2002 год), Федеральный закон «Об экологической экспертизе»(1995 год), «О радиационной безопасности населения»(1995 год), «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами»(1997 год) и др.

Действующий земельный кодекс РФ был принят в 2001 году.

Первый земельный кодекс РСФСР был принят в 1992 г. ВЦИК. Он провозглашал собственность государства на землю и изъятие земель из гражданского оборота. Второй земельный кодекс РСФСР принят Верховным Советом РСФСР в июне 1970г. Это был кодекс периода развитого социализма, утвердившего полное господство колхозно-совхозной формы ведения сельского хозяйства. Земельный кодекс 1991 года – это кодекс отмены исключительности государственной собственности на землю и другие природные ресурсы.

Закон Российской Федерации «О недрах» 1992 г. устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр.

Данный закон устанавливает строгое лицензирование, вводит плату за пользование недр для различных целей и распределение доли доходов, получаемых недропользователем. В недропользовании много сложных и неразрешенных проблем: истощение минеральных ресурсов, утилизация отвалов пород, захоронение токсичных и радиоактивных отходов.

Основы лесного законодательства(1997 г.) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса. Воспроизводство лесов. Охрану и защиту лесов. В нем можно выделить пять групп правовых норм: лесохозяйственные (ведение лесохозяйства, воспроизводство лесов, охрана и защита лева и т.д.), лесоресурсовые (планирование и использование леса как природного ресурса), лесоземельные (использование земель лесного фонда), управленческие(компенсация органов управления лесным хозяйством), экологические, которые касаются принципов организации ведения лесного хозяйства, распределения лесов на группы по категориям защитности, охраны лесов от пожаров, незаконных порубок, от загрязнения, истощения и т.д.

Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов, определяет порядок приобретения и прекращения, прав пользователя водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на рациональное использование вод. Их охрану от загрязнения, засорения и истощения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в законе РФ об охране окружающей среды, а также в законе «Об охране атмосферного воздуха»(1999 год).

Важными общими мероприятиями охраны воздушного бассейна является установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий(ПДК,ПДВ) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

На основании и во исполнение Конституции РФ, Федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства также является нормативно-правовым актом. Постановления Правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы:

К первой группе относятся те законы, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений. Например, Положение о министерстве охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1993 г.

Третья группа постановлений Правительства РФ включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экономических отношений. Таким актом следует считать постановление Правительства от 4 ноября 1993 г. о создании российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях.

Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами. Например, Минприроды России издает нормативные приказы, инструкции и положения по вопросам охраны окружающей среды и использование природных ресурсов.

Немаловажную роль играют нормативные правила – санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т.д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т.д.

Формирование экологического законодательства, отвечающего современным задачам обеспечения устойчивого развития и экологического оздоровления, началось в Нижегородской области в 1995 году с принятием Устава Нижегородской области, который закрепил конституционные экологические приоритеты для региона. В пятой главе Устава отражены основы экологической и социальной политики области. В статье 19 главы 5 отмечается, что «земельные, водные, лесные и другие природные ресурсы используются и охраняются в области как основа жизни настоящего и будущего поколений ее жителей». В области обеспечивается обязательность государственной экологической экспертизы. Законами области и иными нормативными правовыми актами устанавливаются лимиты, экологические стандарты и нормативные платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, предоставляются налоговые и кредитные льготы при внедрении природоохранных и ресурсосберегающих технологий.

В Нижегородской области не должна допускаться деятельность, последствия которой могут повлечь ухудшение экологической ситуации. Перечень экологически опасных видов деятельности и источников экологической опасности в Нижегородской области устанавливается решением органов государственной власти. Все виды экологически опасной деятельности могут осуществляться только на основании лицензии. Экологически опасные объекты на территории Нижегородской области должны в обязательном порядке иметь сертификат экологической безопасности объекта.

Читать еще:  Понятие и особенности правового регулирования экологического аудита

Система экологического законодательства рф

За последние 60 дней ни разу не выходила

Статистика

  • Выпуски
  • Статистика

Вводная лекция. Рассматривается понятие экологического права и его предмет, система и структура экологического права России. Приводятся основные принципы экологического права России.

1. Сущность экологических проблем. Причины возникновения, пути решения

Раскрытие темы предлагаю начать с обсуждения не правовых, а мировоззренческих вопросов, касающихся современного экологического кризиса.

  • Существует ли современный экологический кризис? На современный кризис есть различные точки зрения — от алармистских настроений о том, что экологическая катастрофа необратима и вскоре уничтожит человечество, до нигилистических взглядов, сводящихся к отрицанию каких-либо экологических проблем современности. Какой точки зрения придерживаетесь Вы? Предлагаю вернуться к этому вопросу после рассмотрения первого вопроса сегодняшней лекции.
  • На сколько уникален современный экологический кризиса? С одной стороны, экологические кризисы на планете происходили и до появления человека (например, кризис, который был вызван изменением состава атмосферы при появлении фотосинтезирующих организмов), и в различные исторические эпохи развития человеческого общества. Это позволяет утверждать некоторым авторам, что кризисы — это всего лишь поворотные точки в эволюции жизни на Земле, поэтому не надо их опасаться. Отличается ли современный кризис от экологических проблем, с которыми сталкивались люди в другие эпохи?
  • В чем основные причины, корни кризиса: в экологическом несовершенстве технологий или в изъянах мировоззрения, ценностей, картины мира?

Современный экологический кризис имеет глубокие исторические корни. Имеются широко известные исторические примеры экологических кризисов, противоречий между развитием человеческого общества и природы. С момента обособления человека от мира природы он стремился быть более независимым от природного окружения, стихии. Орудия труда, с помощью которых человек преобразует окружающий его мир, постоянно совершенствовались. В настоящее время уровень развития технологий сделал человечество сопоставимым с геологическими силами по масштабу возможных воздействий на природу.

Уникальность современного кризиса — в масштабах и скорости происходящих изменений в биосфере Земли. При таких масштабах воздействий и скоростях изменений экосистемы практически не имеют шансов адаптироваться к новым условиям, что обуславливает продолжающуюся гибель многих видов и неспособность человека в достаточной мере адаптироваться к специфической среде обитания, которую он для себя создает.

Основные причины современного экологического кризиса:

  • ограниченность ресурсов неограниченный рост потребления
  • высокий уровень развития технологий низкий уровень экологической и общей культуры, в том числе правовой культуры
  • рост населения
  • возрастание агрессивности среды вследствие ее химического, физического, биологического загрязнения

Остановимся на тех путях решения, которые предполагают определенную роль экологического права:

1. Формирование нового эколого-правового мировоззрения. Идеи концепции устойчивого развития, то есть ограничения потребления в интересах последующих поколений. Значительная регуляторная роль должна принадлежать экологическому праву и правовой культуре.

2. Государственная экологическая политика. В государственной экологической политике в качестве механизмов должны использоваться правовые средства: нормирование, экологическая экспертиза, сертификация, лицензирование и т.д. Государственная экологическая политика должна предусматривать:

  • независимость органов экологического надзора (контроля);
  • экономическое стимулирование;
  • уменьшение доли сырья в экспорте, ресурсо- и энергосбережение, борьба с браконьерством и т.п.

3. Формирование современного экологического законодательства.

  • отсутствие «пробелов»
  • механизмы, обеспечивающие реализацию правовых экологических требований, в т.ч. страхование экологических рисков;
  • гармонизация с международным экологическим законодательством

4. Создание оптимальной системы государственных органов управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Разделение хозяйственно-эксплуатационых и контрольно-надзорных полномочий государственных органов.

5. Финансирование природоохранных мероприятий.

6. Привлечение к охране природы широкой общественности, участие общественных экологических организаций в процессе принятия экологически значимых решений.

7. Экологическое образование.

2. Место экологического права в системе национального права России

Экологическое право — система правовых норм, регулирующих общественные отношения по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды, собственности на природные ресурсы, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, конкретных правоотношений в данных сферах.

Экологическое право как отрасль права регулирует экологические общественные отношения. Цель регулирования — достижения гармоничных отношений между обществом и природой.

Экологическое право — комплексная отрасль, включает в себя целый ряд природоресурсных подотраслей (лесное право, горное право, фаунистическое право и т.п.).

Предмет экологического права: общественные отношения по поводу

  • собственности на природные объекты и ресурсы;
  • охраны окружающей среды;
  • природопользования;
  • защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Связь экологического права с другими отраслями права.

Взаимодействие с гражданским правом. Нормы гражданского права применимы к ряду правоотношений, возникающих по поводу вещных прав на природные ресурсы. Например, к договорам аренды лесного участка, купли-продажи лесных насаждений применимы нормы гражданского права в той части, в какой особенности этих договоров не урегулированы лесным законодательством. В гражданском праве на первый план выходят имущественные правоотношения, в то время как в экологическом праве в первую очередь рассматривается экологическая ценность природных ресурсов.

Взаимодействие с уголовным, административным правом. В экологическом законодательстве содержатся диспозиции составов экологических преступлений, экологических административных правонарушений, санкции за которые соответственной предусмотрены уголовным и административным правом. И наоборот содержащиеся в Уголовном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях составы экологических правонарушений (преступлений) являются бланкетными, то есть отсылают к соответствующим источникам экологического права.

Взаимодействие с налоговым и бюджетным законодательством — в части экологических платежей, налогов за пользование природными ресурсами.

3. Система и структура экологического права России

В системе экологического права России принято выделать: общую, особенную и специальную части.

Общая часть — положения, обслуживающие институты особенной части.

Особенная часть — институты, имеющие целевое назначение в силу специфики объекта (предмета использования или охраны)

Специальная часть — экология и космос, международное экологическое право, сравнительное экологическое право.

Общая часть содержит, в том числе, такие институты как:

  1. право собственностии на природные объекты;
  2. право природопользования;
  3. государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды;
  4. эколого-правовая ответственность

Особенная часть включает:

1. Эколого-правовой режим природных объектов: землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром

2. Эколого-правовая охрана (защита) отдельных компонентов природной среды: атмосферного воздуха, защита природных объектов, в том числе ООПТ

3. Эколого-правовой режим и охрана природно-антропогенных систем: эколого-правовой режим использования и охраны объектов с/х, эколого-правовой режим населенных пунктов, рекреационных и лечебно-оздоровительных зон; правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления и т.д.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector