Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Собрание собственников земельных долей сельскохозяйственного назначения

Выдел земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения

Земля – это ценный природный ресурс, который используют для создания пастбищ, лугов, выгонов для скота. Люди обрабатывают земли сельскохозяйственного назначения с целью выращивания фруктов, овощей, злаковых культур и др.

Распространенная форма на земельные участки – общая долевая собственность, когда надел используется не одним, а сразу несколькими собственниками. Обрабатывать землю сообща сподручнее, но иногда возникает необходимость выделиться из общей массы. Например, при желании передать свой участок по наследству, оформить дарственную или заложить землю в обеспечение кредита.

Распоряжаться неосязаемой долей – проблематично, поэтому многие владельцы прибегают к выделу своей части в натуральном эквиваленте. Как это сделать в случае с землями сельхоз назначения и как определить размер доли? Давайте разбираться со всем по порядку.

Можно ли выделить земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения?

Участок плодородной почвы может принадлежать как гражданам, так и муниципалитету. В первом случае совладельцы надела имеют землю в общей долевой собственности. Стало быть, для выдела доли достаточно прийти к общему согласию, оформить документы и провести кадастровые работы.

Читайте подробную инструкцию в статье «Приватизация земельного участка«.

Долевой собственник приватизированного участка имеет право на выдел земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения (ст. ФЗ № 74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве…»). Целью выдела доли может быть расширение фермерского хозяйства, если такое действие не противоречит законодательству.

Важным условием перераспределения земли является согласие всех собственников-землепользователей (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ). Новообразованные участки не должны нарушать ничьих интересов, в противном случае выдел земельной доли признается незаконным.

Особое внимание нужно уделить следующим требованиям:

  1. Сохранение целевого статуса – земли сельхоз назначения.
  2. Соблюдение градостроительных и санитарных нормативов при выделе доли в натуральном размере.
  3. Отсутствие «клиньев» в муниципальные и иные земли, находящиеся по соседству с выделяемым участком.
  4. Возможность обозначить четкие границы участка, отсутствие двойных трактовок в кадастровых документах.
  5. Сохранение прежних условий пользования участком – наличие свободного подъезда, прохода, межевых знаков и засечек.
  6. Соблюдение интересов остальных долевых собственников земли.

Имеет ли смысл выделять долю, если при этом будет нарушено хотя бы одно из требований? Однозначно нет – в противном случае велик риск потратить деньги, но не завершить процедуру из-за отказа государственных органов.

В каких случаях выдел доли невозможен?

Земельный кодекс РФ устанавливает различные виды использования с/х земель.

Условно их можно разделить на две категории:

  • Пригодные для сельскохозяйственного производства/работ – земли под садоводство, огородничество, пастбища, лежбища, гульбища, сенокосы и др.
  • Непригодные для сельхоз обработки – земли, занятые хозяйственными постройками (амбарами, молотильнями, мельницами, складами). Одним словом, выделяются на нужды ЛПХ – личного подсобного хозяйства людей.

Вместе с тем выделение доли из земель сельскохозяйственного назначения сопровождается рядом запретов.

Согласно п.5 ст. 27 ЗК РФ, невозможно выделить долю из земель следующих категорий:

  • государственных охраняемых территорий;
  • заповедных участков;
  • территорий, отнесенных к лесному и водному фонду (леса, реки, озера);
  • изъятых из оборота наделов.

Следовательно, если нет прямого запрета на выдел доли и земля не отнесена к специальному фонду, процедура возможна. Но при условии согласования с местными властями или соглашения между совладельцами с/х земли.

Как выделить земельную долю из земель сельхоз назначения в 2021 году?

Подробное описание выдела доли из общей собственность на земельный участок представлено в ст. 254 ГК РФ.

Согласно положениям статьи, совладельцы могут воспользоваться одним из двух вариантов:

  • разрешить выдел доли одному из собственников на общем собрании;
  • решить спор в судебном порядке – если между сособственниками имеются серьезные противоречия и выдел доли в мирном русле затруднителен.

Итак, что делать при необходимости выделить доли из земель сельхоз назначения? Первым делом, определиться с конкретным способом. Ситуации бывают разные, поэтому мы рассмотрим оба варианта, а уже на их основе вы сможете выбрать для себя наиболее устраивающий.

Заключение соглашения

Нынешние владельцы земельного участка могут провести общее собрание и договориться обо всех нюансах внесудебной процедуры. Незачем ломать копья и упираться, если выдел доли не нарушает ничьих интересов и возможен с точки зрения практики.

Подробная инструкция: что делать?

Отсутствие возражений со стороны других землевладельцев обычно приводит к следующему порядку действий:

Во-первых, нужно провести общее собрание и принять взвешенное решение. Уведомление (извещение) отправляется заинтересованным лицом не позднее, чем за 10 дней до начала собрания. Извещение должны получить все совладельцы земельного участка.

Во-вторых, организовать собрание и вынести вопрос на голосование. Заседание проводится в присутствии всех долевых собственников или их представителей. Обязательное условие – ведение протокола собрания, куда заносятся все сведения о решении вопроса. Итоговый протокол должен содержать:

  • информацию о присутствующих;
  • времени и месте проведения;
  • регламенте проведения собрания;
  • вынесенных на повестку дня вопросах;
  • сведениях о количестве голосов «за», «против», а также воздержавшихся от голосования;
  • данных об участке земли и выделяемой доле;
  • принятое решение – выдел доли возможен в случае сбора свыше 50% голосов, если иное не предусмотрено законом;
  • прилагаемые документы;
  • подписи участников и организаторов.

В-третьих, согласовать межевой план с другими совладельцами. Вместе с долевыми собственниками на собрании должен присутствовать кадастровый инженер. Задача – согласовать границы участков со всеми землевладельцами, включая собственников соседних территорий (п. 3 ст. 13 ФЗ №101).

В-четвертых, подать заявку на получение кадастровых документов. Изменения нужно зафиксировать в Росреестре, чтобы придать им новый статус. Совместно с заявлением дольщики подают акт кадастрового инженера, протокол общего собрания с итоговым решением. Важно, чтобы решение было положительным, т.е. разрешением на выдел доли из общедолевой собственности на землю с/х назначения.

Наконец, подать документы на регистрацию права собственности в ЕГРН. Выдачей правоутверждающих документов занимается Федеральная служба государственной регистрации (Росреестр). Выделившийся соискатель получает выписку из ЕГРН о праве собственности, а остальные дольщики – выписки с внесенными изменениями в реестр прав.

Список документов

Разобравшись с внесудебной процедурой, самое время прикинуть, какие нужны документы?

Сотрудники Росреестра затребуют от инициатора выдела доли:

  • копию протокола общего собрания совладельцев земли с/х назначения;
  • акт кадастрового инженера – содержит разрешение на выдел доли в натуре (если такое возможно);
  • соглашение об установлении границ участка между всеми совладельцами – с недавних пор заменяет межевой план;
  • правоустанавливающие документы на землю – договор о приватизации, свидетельство о наследстве, договор дарения земли и др.;
  • копию удостоверения личности – паспорт РФ.

Задача соискателя – предоставить документы для выдачи кадастрового документа (начиная с 2016 года – кадастровая выписка из ЕГРН).

Далее, Росреестр выдает правоутверждающий документ на земельный участок – выписку из ЕГРН установленного образца.

Сроки и стоимость

Как мы выяснили, мирное решение вопроса займет гораздо меньше времени. Основные сроки приходятся на ожидание готовности документов в Росреестре. Оформление кадастровой выписки занимает от 10 дней, а выписку из ЕГРН о праве собственности выдают в течение 14 суток.

Расценки на приватизацию участков в 2021 году вы можете узнать из статьи «Сколько стоит приватизация земли«.

Затраты связаны с оплатой госпошлины за получение правоутверждающего документа. Согласно тарифам Росреестра выдел доли из земель сельхоз назначения обойдется в 350 рублей. Оплата производится в банке или через терминал по реквизитам госучреждения.

Выдел земельной доли через суд

Зачастую выдел плодородного участка из общей собственности не вызывает восторга у других совладельцев. Если остальные собственники против выдела доли в натуре, инициатор имеет полное право подать иск о принудительном выделе своей доли.

В каких случаях не обойтись без вмешательства суда:

  • земледелец не имеет документов на принадлежащую ему долю в общей собственности на землю с/х назначения;
  • некорректное указание долей, чаще в сторону занижения;
  • отсутствие согласия на выдел со стороны остальных совладельцев участка;
  • препятствия выделу со стороны государственных органов.

Разрешить спорный вопрос можно в судебном порядке – выбор судебного участка зависит от стоимости выделяемой доли. Обычно такие дела рассматриваются в городских или районных судах, реже – в мировых.

Инструкция по выделу доли

Отказ составлять соглашение о выделе доли вынуждает прибегать к судебной процедуре.

Как выделить земельную долю из земель с/х назначения через суд:

  1. Направить уведомление (извещение) собственникам земли о желании заключить соглашение.
  2. Получить обратный ответ в течение 30 дней: если ответ отрицательный – готовиться к судебному процессу.
  3. Составить исковое заявление и собрать документы.
  4. Направить иск в секретариат выбранного судебного органа (мировой или городской суд).
  5. Присутствовать на слушаниях по делу, предоставить доказательства, взаимодействовать со свидетелями.
  6. Запросить копию исполнительного листа суда на основе вынесенного постановления – вступает в силу спустя 10 дней, если стороны не подадут апелляционные жалобы.
  7. Завершить выдел доли в соответствии с судебным решением.
Читать еще:  Опекунская семья понятие характеристика
Исковое заявление о выделе доли (образец)

Истец должен подготовить грамотное исковое заявление с указанием всех существенных деталей. Рекомендуется привлекать юристов, но при желании можно составить иск собственноручно.

Ниже мы рассмотрим структуру документа, после чего вы сможете ознакомиться с образцом иска о выделе доли из земель с/х назначения.

Содержание искового заявления (структура):

  • наименование и адрес судебного органа;
  • ФИО, данные паспорта, контакты об истце и ответчике;
  • данные о свидетелях и третьих лицах (например, органе местного самоуправления);
  • информация о предмете спора – земельный участок с плодородной почвой под ЛПХ или ИЖС, его площадь, границы, кадастровый номер и др.;
  • сведения о нарушенных правах истца;
  • основание для подачи иска – положение ст. 252 ГК РФ о возможности выдела доли из общей собственности на землю;
  • данные о досудебных попытках прийти к согласию с сособственниками;
  • лаконичное требование (-я) – выделить долю из общей собственности, указать на размер доли или размер компенсации;
  • перечень приложений;
  • дата и подпись заявителя.

Исковое заявление дополняется документами на земельный участок и право собственности на долю в общем владении. Количество пакетов с документами должно соответствовать числу сторон – по одному для суда, ответчика и свидетелей (если имеются).

Сроки

Рассчитывать на скорое рассмотрение дела не стоит – прежде чем выносить решение, суд внимательно изучает документы, а в ряде случаев назначает землеустроительную экспертизу.

Мировые суды рассматривают дела в течение 1 месяца, а районные и городские – в течение 2 месяцев (минимум). Однако на практике сроки могут значительно увеличиться – в 2-3 раза.

Госпошлина

Судебные издержки по делам о выделе доли связаны с уплатой госпошлины. Расчет ведется в зависимости от цены иска: ставка зависит от стоимости конкретной доли. Так, госпошлина составит минимум – 400 рублей, максимум – 60 000 рублей (пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).

Однако в случае неправильной оценки стоимости, суд оставляет иск без движения. Об этом следует помнить и не пытаться занизить стоимость искусственным методом. Разумнее всего оплатить 300 рублей, а при отсутствии ответа со стороны суда – доплатить недостающую сумму за иск имущественного характера.

Пример:

Зубарев подал в мировой суд иск о выделе доли из земельного участка с/х назначения. Ответчиками по делу были его двоюродный брат, его сестра и племянник. Совладельцы не хотели, чтобы Зубарев создавал «отрез» плодородной почвы. Тем не менее, истец подал в суд и рассчитал госпошлину в соответствии с ценой выделяемой доли. Стоимость «отрезка» – 45 тысяч рублей.

Формула расчета: 800 рублей + 3% суммы, превышающей 20 000 рублей. Получаем сумму превышения от 45 000 – 25 000 рублей. Сумма, подлежащая оплате помимо 800 рублей – 750 рублей (3% от 25 000 рублей).

Итого, Зубарев должен оплатить за подачу иска 1 550 рублей госпошлины.

Подводя итог, следует сказать, что выдел доли из земель сельхоз назначения – процедура не из легких. Соискателю предстоит приватизировать участок, выбрать один из двух способов: внесудебный (по соглашению) или через суд. Важно соблюдать требования к совершению сделки, а также учитывать целевое использование земельного участка.

Видео по теме:

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ БЕСПЛАТНО

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7(495)128-69-80
    • Санкт-Петербург и область — +7(812)509-13-65

Особенности выдела земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

В начале 1990-х годов прошлого столетия в колхозах массово прошла приватизация земель сельскохозяйственного назначения.

Органами местного самоуправления были приняты решения о приватизации сельскохозяйственных угодий и передаче их в собственность граждан, работающих в сельскохозяйственном производстве. При этом гражданам передавалась в собственность доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

Право на указанную земельную долю удостоверялось свидетельством о праве на земельную долю.

Услуги нашего центра

Каков же порядок выделения реального земельного участка в счет земельной доли?

На сегодняшний день правовое регулирование данного вопроса изложено в Федеральном законе от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» .

Согласно общей норме закона, содержащейся в ст. 252 ГК РФ, участник долевой собственности на какое-либо имущество вправе требовать выдела своей доли из общего имущества, а при недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях такого выдела вправе требовать выдела в натуре в судебном порядке.

Однако долевая собственность на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения имеет специфическое содержание. Как правило, владелец доли в земельном массиве сельскохозяйственного назначения, не знает других участников долевой собственности. Соответственно, общий порядок выдела доли из такого участка в такой ситуации, очевидно, затруднен.

Видимо, указанное обстоятельство и способствовало законодательному оформлению несколько отличного от общего порядка выдела участка в счет земельной доли из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Нельзя сказать, что установленный порядок проще обычного, однако он решает вышеуказанную проблему неизвестности владельцу земельной доли остальных совладельцев.

П. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрел, что земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4-6 данной статьи.

Как видно, общий порядок, основанный на решении общего собрания участников долевой собственности, также закреплен законом.

Однако, как следует из п. 3 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности, но только в том случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. При этом если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется .

Как при выделе доли обойтись без решения общего собрания участников долевой собственности, сказано в п. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Сформулирована она следующим образом:

Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

Исходя из буквального толкования приведенного законоположения, следует прийти к выводу, что отсутствие решения общего собрания участников долевой собственности включает в себя в том числе и случай, когда проведение общего собрания участников долевой собственности невозможно ввиду неизвестности собственнику земельной доли других участников долевой собственности.

Таким образом, если собственник земельной доли хочет выделить в счет нее конкретный земельный участок, то ему необходимо обратиться по данному вопросу к кадастровому инженеру.

Порядок подготовки и согласования проекта межевания земельного участка регламентируется ст. 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В основном указанная процедура проводится в соответствии с требованиями ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», однако необходимо отметить некоторые нюансы.

Проект межевания земельного участка, подготовленный кадастровым инженером по обращению собственника земельной доли в случае, когда отсутствует решение общего собрания участников долевой собственности, которым утвержден проект межевания земельных участков, утверждается решением самого собственника земельной доли (п. 5 ст. 13.1 Ф Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Затем проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

Читать еще:  Можно ли не присутствовать на суде истцу

Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (п. 10 ст. 13.1 Ф Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Указанное извещение должно содержать следующие сведения:

  1. сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  2. сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  3. кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка;
  4. порядок ознакомления с проектом межевания земельных участков, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения;
  5. сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным.

Важно иметь в виду, что кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка. На практике отсутствие такого заключения может выступить поводом оспаривания результатов межевания земельного участка, выделенного в счет земельной доли.

Таким образом, с одной стороны, процедура выдела земельного участка в счет земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения имеет некоторые особенности, с другой стороны, они не носят неразрешимого характера и позволяют стать собственником отдельного земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Важно, чтобы на выделяемом земельном участке не находилось каких-либо строений и сооружений, принадлежащих третьим лицам. О том, какие это может повлечь проблемы, в одной из следующих публикаций.

Хотите высказаться или у вас есть вопрос по теме этой статьи? Напишите в комментариях!

Как оформить невостребованный земельный участок и паи сельхозназначения

Вначале девяностых годов прошедшего столетия в нашем государстве была проведена земельная реформа и все члены колхозов и совхозов стали обладателями земельных паев, статус владельца которых обосновывался Свидетельством о праве собственности на землю.

Но не все смогли надлежащим образом обрабатывать свой надел и как следствие этого – образовались невостребованные земельные доли.

  1. Что это такое
  2. Признание доли невостребованной
  3. За кем закрепляется право распоряжения
  4. Ответственность за надлежащее использование

Что это такое

Конституция нашей страны закрепляет за гражданами право на владение землей, но положения статьи 54 Земельного Кодекса РФ предупреждают об принудительном прекращении данных прав в связи с нецелевым использованием паев сельхозназначения либо использование земельного участка с нарушением законодательства. Так почему же пай получает статус «невостребованный»?

Понятие невостребованного пая дает ФЗ № 101 от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» &#8212, это доли земли, на которых не производились сельхозработы три года подряд и более, кроме площадей, прошедших госрегистрацию в соответствии с требованиями ФЗ № 218 от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости».

После внесенных в 2016 году это понятие расширилось. Теперь в данную категорию относятся земледельческие паи:

  • неузаконенные решением администрацией сельсоветов в период всеобщей приватизации сельскохозяйственных угодий,
  • после смерти собственника наследственное право как по закону, так и по завещанию не было открыто из-за отсутствия наследников либо они официально отказались от наследства без указания в чью-либо пользу, или отстранены от права наследования либо не имеют такового.

Принимая к сведению юридическую базу по аграрным вопросам, вывод получается таков, что невостребованными считаются те доли, которые продолжительное время не эксплуатировались.

Признание доли невостребованной

Обязанность по выполнению данной процедуры возложена на органы власти на местах (п. 3 ст.12.1 ФЗ № 101 от 24.07.2002 г.).

Администрация поселкового сельсовета или городского округа, включающего в свой состав земли с/х назначения, формирует список невостребованных земельных долей, которые подпадают под основания, указанные выше.

После орган местного самоуправления, в ведомстве которого расположен аграрный участок, включающий в свою общую площадь подобные наделы, официально публикует эту информацию в печатном издании областного значения, на своем интернет-сайте и вывешивает подобные списки на общественных информационных щитах населенного пункта.

Всю эту процедуру поселковый совет должен проделать не менее, чем за три месяца до даты созыва общего собрания собственников земельных паев. Затем реестр невостребованных земельных долей специалист сельского совета должен предъявить собранию собственников для утверждения.

Ежели владелец сельскохозяйственной доли посчитает, что его земля находится в данном списке необоснованно, то он должен свой письменный протест в этот трехмесячный срок направить в местный орган власти, на районе которого расположена его собственность. И на собравшемся совете обладателей земельных долей обнародовать имеющиеся у него доказательства своей правоты.

Если все-таки общее собрание признала землю собственника невостребованной, то далее решением этого вопроса будут заниматься судебные инстанции, после написания на их адрес искового заявления.

ВНИМАНИЕ! Моментом признания наделов земли невостребованными считается принятое общим собранием положительное решение в отношении выдвинутого администрацией с/с списка.

Если по прошествии четырехмесячного срока такое решение участниками общего схода не принято, то исполнительный орган местной власти правомочен самостоятельно утвердить созданный им список невостребованных земельных долей.

Кто распоряжается невостребованными земельными долями? Такой прерогативой наделяются муниципальные образования, после прохождения всех регистрационных этапов узаконивания данных земельных площадей.

За кем закрепляется право распоряжения

Как оформить невостребованный земельный участок? Муниципальные образования подают исковое заявление в суд о признании право оформления в собственность муниципалитета данных паев. После вступления в силу судебного решения о признании владельцем такой земельной площади муниципальные образования, наступает право на регистрацию полученной собственности.

Пройдя весь процесс узаконивания недвижимого имущества, администрация сельского совета имеет право распорядиться им следующим образом:

  1. выставить невостребованные земельные паи на продажу по цене не менее 15% от кадастровой стоимости земли,
  2. отдать в аренду сельскохозяйственным предприятием с целью обработки и получения прибыли.

Первый путь предусматривает обязательное информационное оповещение о возможности приобрести землю умерших, неимеющих наследников, или граждан, нежелающих ответственно распоряжаться своим имуществом.

Преобладающим правом выкупа такого участка могут воспользоваться сельхозорганизации либо крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся более полугода обработкой земельной долевой площади, в которую входила данная невостребованная земельная доля.

ВНИМАНИЕ! В случае повторного выставления на продажу земельных участков из категории «невостребованных», стоимость их уменьшается в половину.

Но перед выставлением на продажу «ничейных» долей земли, муниципальное образование проводит оценку этой территории по баллогектарам для полного уточнения стоимости. Все эти манипуляции администрация с/с проделывает за свой счет. Только потом выставляет имущество на торги.

По результатам проведенных исследований плодородность земельной доли окажется низкой, то следовательно и цена этого участка будет снижена на 20% от первоначально выдвинутой стоимости. Если и на повторных торгах после снижения цены земельный надел не был приобретен, то потом его стоимость составляет 50% (не менее) от ранее заявленных расценок.

Обо всех вариантах изменения цены на продаваемый недвижимый объект орган местного самоуправления извещает орган вышестоящей исполнительной власти.

Ответственность за надлежащее использование

Иметь в собственности земельный пай – очень ответственное законное право владения.

Собственник обязан заниматься обработкой своей земли либо отдавать ее в аренду сельхозорганизациям, которые будут обрабатывать и получать от этого прибыль, определенный процент которой выплачивается арендодателю в виде арендной комиссии.

Также такие организации несут ответственность перед владельцем земли за неправильное либо ненадлежащее использование его собственности (ст. 183 Гражданского Кодекса РФ). Перед государством сельхозкомпании несут обязанность выплаты соответствующих налоговых сборов: на полученную прибыль, земельный налог.

Читать еще:  Вызов в суд в качестве третьего лица

Положения ФЗ № 101 от 27 июля 2002 г. направлены на регулирования отношений в сфере оборота земель между собственниками и местными органами исполнительной власти.

Госучреждения, занимающиеся земельным контролем, обязаны проводить постоянную проверку состояния обрабатывания земли сельхозназначения. В случая неправильного и противозаконного использования земледельческих долей, реагировать на это незамедлительно.

Данные мероприятия проводятся с целью охватить для целевого прибыльного использования как можно большего количества земельных площадей и дать возможность сельхозкомпаниям заниматься обработкой невостребованной и, как следствие, запущенной земли.

Высшие судебные инстанции о согласии арендатора на выдел собственником земельной доли сельскохозяйственного назначения.

В последнее время увеличилось количество обращений в суд с исками о признании недействительным выдела земельного участка, произведенного участниками долевой собственности в счет принадлежащих им земельных долей сельхозназначения, признании недействительным договора аренды выделенного земельного участка, применении последствий недействительности сделки, прекращении права общей долевой собственности на сформированный земельный участок сельхозназначения, восстановлении прав на исходный участок, об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о выделенном земельном участке. Основанием предъявления подобных исков указывается – отсутствие согласия арендатора на выдел земельного участка.
Попробуем разобраться в каких случаях обоснованны подобные исковые требования, а в каких нет.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте) правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется помимо Закона об обороте Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, а также иными нормативными правовыми актами.
Общие положения, регулирующие владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности, закреплены в Гражданском кодексе РФ. Так, согласно п. 2 ст. 246 Гражданского кодекса РФ участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 Гражданского кодекса РФ. На основании п.2 ст. 252 Гражданского кодекса РФ участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
Общие правила и условия образования земельных участков определены ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, за исключение случаев перечисленных в п.4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ.
Вместе с тем о согласии арендатора на образование земельного участка стали говорить лишь с 24.10.2008 г., в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 141-ФЗ, который дополнил Земельный кодекс РФ новой главой «I.1. Земельные участки», регламентирующей порядок образования земельного участка. Ранее в Земельном кодексе РФ данная глава отсутствовала. Следовательно требование о согласии распространяется на правоотношения, возникшие после 24 октября 2008 года.
Пунктом 5 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ установлено, что особенности процедуры выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозназначения предусматриваются Законом об обороте.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона об обороте участник(и) долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозназначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли(долей), если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом РФ и Законом об обороте. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в индивидуальном порядке, установленном пп. 4-6 ст. 13 Закона об обороте.
В силу п. 5 ст. 14 Закона об обороте участник долевой собственности, выразивший на общем собрании долевиков несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли (долей) по правилам, установленным п. 4 ст. 13 Закона об обороте, и распорядиться им по своему усмотрению.
Таким образом, по смыслу указанной нормы, право на выдел земельного участка без согласия арендатора предоставлено лишь тому участнику долевой собственности, который на общем собрании участников долевой собственности голосовал против предоставления земельного участка в аренду или не был согласен с условиями заключаемого договора аренды.
Обратимся к судебной практике.
В Определении Верховного суда РФ N 32-КГ16-23, включенного в Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2017)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12 июля 2017 г.) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала на то, что, право на выдел земельного участка без согласия арендатора предоставлено лишь тому участнику долевой собственности, который на общем собрании участников долевой собственности голосовал против предоставления земельного участка в аренду. Во всех остальных случаях выдел земельного участка из арендованного земельного участка не может осуществляться без согласия арендатора.
В Конституционный Суд РФ гражданкой Ф.В. Файрушина была подана жалоба, в которой она оспаривала конституционность пункта 5 статьи 14 Закона об обороте. По мнению заявительницы, оспариваемая норма в силу своей неопределенности не соответствует Конституции РФ, в том числе ее статьям 17-19, 34-36, 46 и 55.
Однако в Определении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2017 г. № 1643-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Файрушиной Ф.В. на нарушение ее конституционных прав пунктом 5 статьи 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Конституционный Суд РФ указал, что положения пункта 5 статьи 14 Закона об обороте обеспечивают с учетом специфики этой сферы земельных и имущественных отношений необходимый баланс интересов всех участников долевой собственности, а также арендаторов земельных участков; эти положения находятся в системном единстве с общим правилом, предусмотренным пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, о необходимости при образовании земельных участков получить согласие арендаторов, которое обеспечивает защиту прав указанных лиц и соответствует требованиям статьи 17 (часть 3) Конституции РФ о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
И так, исходя из системного толкования Закона об обороте и Земельного кодекса РФ, а также исходя из судебной практики следует, что действующее законодательство содержит требования о получении арендодателем согласия арендатора на последующий выдел доли(ей) сельхозназначения из участка, уже обременённого арендой, если первоначально на общем собрании все долевики выразили согласие на передачу исходного участка в аренду и были согласны с условиями договора аренды.
Таким образом, если общее собрание собственников земельных долей проводилось после 24.10.2008, на котором все участники долевой собственности дали согласие на передачу земельного участка сельхозназначения в аренду и были согласны с условиями договора аренды, то дальнейший выдел земельного участка из него может быть произведен с согласия арендатора на изменение исходного участка.
Учитывая, что при выделе земельного участка в счет земельной доли (долей), в соответствии с п.2 ч.3 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в пакет документов, представляемых в орган регистрации прав должно быть включено согласие арендатора на образование земельного участка либо в виде отдельного документа, составленного в простой письменной форме, либо такое согласие должно содержаться в самом протоколе общего собрания.

Начальник юридического отдела И.В. Шарандина

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector