Veomo.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Целостность государства понятие ее обеспечение

Понятие, сущность, черты, признаки и свойства государства

Рассмотрим понятие, сущность, черты, признаки и свойства государства.

Государство – это система, которая имеет свою структуру и направлена на решение определенных задач.

С определенного этапа развития общества государство является необходимой формой его организации, обязательным условием для его наличия и функционирования.

В современном понимании государство представляет собой властную систему, которая организует общество в интересах человека.

Для обеспечения своего эффективного функционирования государство должно быть целостным как в организационном, так и в территориальном плане. Государство является своеобразной оболочкой, которая сохраняет целостность определенного общества.

Сложность государства как социального явления предопределяет наличие большого количества различных его определений. В современной литературе государством признается форма организации политической власти в обществе, которая обладает суверенитетом и управляет обществом на основе права при помощи специального механизма.

Государство – это публично-правовая и суверенная организация власти, которая обеспечивает общие интересы населения и является гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Понятие «государство» употребляется в узком и широком смысле.

В узком смысле под понятием «государство» подразумевается особая политическая организация, совокупность государственных органов, аппарат публичной власти.

В широком смысле под понятием «государство» подразумевается государственно-организованная социальная общность, которая расположена на определенной территории. В данном случае уместно использование понятия «страна».

Людской субстрат государственного аппарата должен быть профессионально подготовлен, учитывать всю совокупность экономических, политических, социальных и иных свойств текущей реальности.

Людской субстрат – это состав государственного механизма, однако государство имеет и структуру, которая отражает принятый способ взаимосвязи между элементами системы. Структура государства характеризуется относительной самостоятельностью. Так, человеческий состав может изменяться, а структура системы государства сохраняться в прежнем виде.

В научной литературе для характеристики сущности государства используют два основных подхода:

1) по вертикали – отличие государства от властных органов общинно-родового строя;

2) по горизонтали – отличие государства от иных политических объединений общества.

В литературе существуют различные подходы к пониманию сущности государства. Характеристика сущности государства является важным этапом изучения его понятия. Сущность государства выделяется из ряда иных его признаков своей философской природой, сложностью и неоднозначностью.

К важнейшим чертам государства относят то, что оно представляет собой целостное, общественное, политическое явление.

От органов власти первобытного общества государство отличает следующие черты и признаки:

признак публичной власти. Публичной (общественной) является любая власть, однако в данном случае имеется в виду то, что государство как субъект и носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), т.е. власть организована по принципу «субъект – объект»;

– в родовом обществе люди управлялись непосредственно, так как были объединены кровным родством. В государственно-организованном обществе непосредственно управляются социальные процессы, которые происходят на государственной территории;

признак государственной казны. С её наличием связаны такие явления как налоги, государственные займы и кредиты, совокупность которых характеризует экономическую деятельность государства, а также обеспечивает его нормальное функционирование.

Суверенность – это свойство (признак), которое отличает государство от остальных политических организаций. Суверенитет государства представляет собой единство двух черт: независимости государства за его границей и верховенства государства внутри страны.

Суверенитет (верховенство государственной власти) формирует и иные признаки государства, которые отличают его от других политических организаций. Так государство:

– распространяет свою власть на всю территорию страны в рамках её границ;

– имеет устойчивую и длительную юридическую связь с населением в форме подданства или гражданства;

– обладает правом разрабатывать и принимать властные общеобязательные правила, т.е. юридические нормы;

– имеет монополию на легальное применение силы в отношении населения;

– обладает специфическими средствами воздействия (армия, полиция, тюрьмы и т. п.).

Свойство независимости государства вовне ограничивается свойством суверенитета других государств.

Глава 1. Понятие и проблемы целостности государства

Делись добром 😉

  • Введение
  • Глава 1. Понятие и проблемы целостности государства
  • 1.1 Понятие и содержание целостности государства
  • 1.2 Проблемы государственной целостности России
  • Глава 2. Роль государства в обеспечении национальной безопасности
  • 2.2 Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
  • 2.3 Обеспечение национальной безопасности в современных условиях
  • Заключение

Похожие главы из других работ:

1. Проблемы построения правового государства

Одной из целей политико-правовой трансфор-мации России является формирование правового государства и гражданского общества. Несмотря на известные продвижения в этом направлении.

2.3 Проблемы эффективности государства

Государство играет важнейшую роль в формировании и изменении институциональной структуры экономики той или иной страны. Чтобы выявить влияние государства на процесс формирования институтов.

2.1.4 Принцип территориальной целостности (неприкосновенности) государств

Этот принцип появился в теории международного права с закреплением его в Уставе ООН в 1945 г.

4. принцип территориальной целостности государств;
2.2 Проблемы социального и правового государства

В итоге Россия на некоторое время вообще лишилась социальной элиты. Для любого общества это трагедия, ибо без продуктивной элиты общество и государство существовать и продуктивно развиваться не способны.Г. Моска полагал.

3.6 Принцип территориальной целостности
1.10 Принцип территориальной целостности государств

Устав ООН запрещает угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости государств. В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии содержания п. 4 ст.

3.1 Понятие и проблемы становления России как социального государства

Понятия «социальное государство» и «социальное правовое государство» как политическое и государственно-правовое установление впервые в мировой конституционной практике было закреплено в ст.20 и 28 Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 г.

1.1 Понятие и проблемы становления социального государства

Понятия «социальное государство» и «социальное правовое государство» как политическое и государственно-правовое установление впервые в мировой конституционной практике было закреплено в ст.20 и 28 Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 г. См.

Читать еще:  Трудовой договор с иностранным гражданином для ип
§3. Правовое обеспечение национальной безопасности в сфере защиты территориальной целостности и государственного единства России

Защита территориальной целостности и государственного единства Российской Федерации требует четкого понимания конституционных норм о носителе государственного суверенитета в Российской Федерации и их неукоснительного соблюдения.

1. Понятие, проблемы типологии государства

Проблемы типологии государств и правовых систем с тех пор, как в поле зрения ученых — юристов и философов попали данные феномены, всегда занимали их внимание. Для того чтобы «получить законченное представление о существе государства».

Глава I. Понятие федерального вмешательства. Федеральное вмешательство в системе обеспечения государственного единства и целостности Российской Федерации
§ 2 Роль федерального вмешательства при обеспечении территориальной целостности Российской Федерации

Для достижения целей устойчивого развития Российской Федерации необходимо решение многих задач в экономической, экологической, социальной сферах, в области науки, образования, безопасности, международных отношениях.

1.1 Понятие и содержание целостности государства

Для государства как определенной общественно-политической системы есть такая правда, которая единовременно придает ему и жизненную силу, и «вечность».

1.2 Проблемы государственной целостности России

В связи с событиями в Чечне в период 1-й и 2-й Чеченский кампаний, событиями августа 2008 в Северной Осетии, повысился интерес депутатов Государственной Думы Российской Федерации к вопросам укрепления территориальной целостности России.

Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан

Фо́рма госуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.

Соотношение типа и формы государства определяет сущность двух этих категорий. В соответствии с тем, что тип государства – это его содержание, а его форма – средство выражения, можно выделить следующие соотношения: 1) тип государства обусловливает экономическую базу и политическое содержание государственной власти, при этом форма государства напрямую зависит от данного содержания и устанавливается им; 2) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации; 3) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д. Соотношение формы и типа государства применительно к конкретным типам государства выглядит следующим образом. Рабовладельческий тип государства:

1) монархия существовала в форме восточной деспотии, при которой ничем не ограниченная государственная власть принадлежала монарху-деспоту. Правитель осуществлял единоличное управление страной, используя насильственный военно-бюрократический аппарат. Такие тип и форма государства сложились, например, в древнем Египте, Ассирии и т. д.;

2) республика существовала в рабовладельческих городах-государствах Древней Греции в двух видах:

– аристократическая республика, например Спарта, где большая часть населения была отстранена от участия в выборах в высшие государственные органы;

– демократическая республика, например Афины, в которых для формирования высших органов власти привлекались широкие слои населения.

Феодальный тип государства:

1) монархия в феодальном государстве имела три формы:

– раннефеодальная – сформировалась в процессе завоевания территорий. Глава государства, монарх, в это время являлся лишь первым среди равных, поэтому его власть носила только номинальный характер;

– сословно-представительная – формируется в более поздний период. При этой форме монархии власть главы государства, хотя уже и была формально полноправной, но при реализации управления он опирался на собрание представителей аристократии, господствующего класса;

– абсолютная – сложилась в эпоху абсолютизма, в ней уже отсутствовали органы, которые ограничивали безраздельную власть монарха;

2) республика. В феодальном государстве существовала в форме независимых, экономически развитых торговых городов-республик, господство которых установилось над прилегающими к ним территориями. Такими городами-республиками были, в частности, Венеция, Новгород.

Буржуазный тип государства:

1) монархия – конституционная, ограниченная статьями основного закона государства. К ним относится, в частности, Англия;

2) республика существует в двух формах: парламентская и президентская.

Социалистический тип государства – к нему, в частности, можно отнести социалистические республики: СССР, КНР и др. В современной юридической литературе бытует мнение, что достаточно четкого соотношения между формой и типом государства не существует, потому что у государств одного типа можно встретить разные формы государства, и наоборот.

Форма правления — система организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, компетенция, взаимоотношение между собой и с населением (старейший элемент: учёными он стал выделяться ещё в Древней Греции);

Форма государственного устройства — система территориальной организации государства (активно изучается начиная с XVII—XVIII вв.);

Государственный (политический) режим — методы осуществления государственной власти (наукой стал выделяться только в начале XX в.).

6. Понятие формы правления. Особенности различных видов монархий и республик.Форма правления — элемент формы государства, который определяет — систему организации высших органов государственной власти; — порядок образования данных органов и сроки их деятельности; — их компетенцию, порядок их взаимоотношений. Основными видами форм правления являются: — монархия; — республика. Мона́рхия — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству. Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную монархию. Для абсолютной монархии характерно отсутствие представительных учреждений народа, сосредоточение всей государствен ной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, контролирует сбор налогов и расходует их по своему усмотрению. Карательная функция также находится в его руках. В дуалистической монархии существуют два политических учреждения: монарший двор (институт монархии), формирую щий правительство, и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает. Монарх имеет сильное влияние на парламент: может наложить вето на принимаемые им законы, издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а то и распускать парламент. Парламентарной монархии (ее иногда называют конституционной) свойственно ограничение власти монарха как в законодательной, так и в исполнительной сфере. Несмотря на то что формально главу правительства и министров назначает монарх, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Монарх здесь фигура скорее символическая, являющаяся своего рода данью традиции, нежели власт ная. Он царствует, но не правит (Япония, Швеция, Великобритания). Монархии : Великобритания; Испания; Голландия; Люксембург; Дания; Андорра, Монако, Ватикан, Саудовская Аравия; Кувейт; Таиланд; Малайзия; Япония. Марокко.. Респу́блика — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный или иной не выборный способ передачи власти. Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Президентская республика создает благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует государственную власть. ( США, Россия, Франция) Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет всю полноту ответственности за свою деятельность. Президент формально наделяется большими полномочиями, но на практике он не оказывает серьезного влияния на осуществление государственной власти, как, например, в Германии. (Италия, Финляндия, Турция и др.). (Германия, Австрия, Индия, Польша) Народная республика. Подразумевается, что государство действует в интересах подавляющего большинства населения и, таким образом, республика является подлинно народной республикой (Донецкая, Луганская, Алжирская, Китайская).

Читать еще:  Царапают машину во дворе что делать

научная статья по теме ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общеизвестно, что федеративная форма государственного устройства обладает свойствами, которые способствуют развитию демократии, прав и свобод человека и гражданина. Именно поэтому во всем мире не только возрастает число федераций, но и отдельные черты федеральной формы государственного устройства воспринимаются рядом унитарных государств.

По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ. Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ч. 3 ст. 5) в числе основ конституционного строя.

Принципы российского федерализма определяют исходные начала развития Федерации, юридические рамки федеративных отношений. По мнению В.О. Лучина, конституционные принципы «аккумулируют, обобщают наиболее важные, социально значимые явления и процессы материальной и духовной жизни общества, дают им оценку и вводят их в рамки принятых в государстве нормативов» [1].

Мы рассмотрим один из принципов российского федерализма — принцип государственной целостности, а также практику его реализации по отношению к российской действительности.

К основам конституционного строя Российской Федерации относится ее государственная целостность. Это означает, что Россия не является простым соединением образующих ее частей, а представляет собой единое государство, в котором: обеспечиваются целостность и неприкосновенность территории; существует единое гражданство; гарантируются единое экономическое пространство и использование единой денежной единицы; устанавливается верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории; действуют федеральные органы государственной власти и провозглашается единство систем государственной власти; государственные образования рассматриваются как находящиеся в составе Федерации, территория каждого из них является неразрывной частью территории России; вопросы федеративного устройства отнесены к исключительной прерогативе Российской Федерации; отсутствует, как и в других федеративных государствах, право выхода субъектов из Федерации (ст. 4, 6, 8, 11, 15, 65, 67, 71, 75 и др.) [2].

В Российской Федерации действует немалое количество федеральных законов, основной целью которых является защита независимости и государственной целостности.

Например, в ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г. основанием для введения военного положения на территории Российской Федерации является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии. Агрессией признается «применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации».

В случаях, предусмотренных ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г., обеспечение государственной целостности приобретает характер защиты конституционного строя. Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

К таким обстоятельствам относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и т.д. [3].

Неотъемлемой частью государственной целостности Российской Федерации является суверенитет. Характеристикой суверенитета выступает его единство. Единство суверенитета означает, что его субъектом, носителем являются народ, нация и государство. Суверенитет един и неделим. Это категория не дробная: либо суверенитет есть в полном объеме, либо его нет совсем. Дозирование суверенитета исключено. На наш взгляд, всякое дозирование суверенитета есть свидетельство его отсутствия у государства. Именно поэтому нам очень трудно согласиться с выдвигаемой некоторыми политиками и учеными «теорией ограниченного суверенитета».

Читать еще:  Пришел штраф за платон что делать

Существенным проявлением суверенитета Российской Федерации является верховенство на всей ее территории Конституции и федеральных законов.

В практике работы Конституционного Суда РФ по рассмотрению вопросов федеративных отношений весомое место занимают дела о соответствии Конституции РФ конституций (уставов) и законодательных актов субъектов Федерации [4].

Например, в постановлении Конституционного Суда от 1 февраля 1996 г. № 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Читинской области Суд определил место устава субъекта РФ, признав, что он занимает высшее место в иерархии нормативные актов, принимаемые субъектом РФ. Но это не означает его верховенства по отношению к Конституции РФ и федералыным законам, которым он не может противоречиты [5].

Нарушение принципа верховенства Конституции России и федералыных законов в конституционном (уставном) законотворчестве субъектов Федерации выражается тогда, когда в противовес ст. 4 и ст. 71 Конституции РФ властные структуры на местах пытаются приниматы нормативные правовые акты, относящиеся к исключителыной компетенции Российской Федерации, — в области регулирования прав и свобод человека, установления единой государственной границы, обеспечения целостности территории России в соответствии с нормами международного и националыного права [6].

В ряде решений Конституционного Суда РФ прослеживается четкая правовая позиция, связанная с обеспечением единства правового пространства России. Конституционный Суд в постановлении о проверке конституционности отделыных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодателыных (пред-ставителыных) и исполнителыных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 7 июня 2000 г. сделал ряд выводов, имеющих существенное значение для понимания природы российского федерализма и единства правового пространства России.

Во-первых, Конституция РФ и федеральные законы обладают верховенством и прямым действием на всей территории Российской Федерации, включающей территории всех субъектов Федерации; они не нуждаются в ратификации или подтверждении в иной форме.

Во-вторых, в иерархии правовых актов Российской Федерации Конституция РФ занимает доминирующее положение, следователыно, никакие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не могут ей противоречиты.

В-третьих, законы и другие правовые акты, принятые до вступления в действие Конституции РФ, подлежат применению лишь в части, ей не противоречащей.

В-четвертых, Конституция РФ и федеративный договор не одинаковы по своей юридической силе, приоритетом обладает Конституция, следователыно, федеративный договор также действует лишь в части, не противоречащей Конституции. При этом приоритет положений Конституции имеет место при определении как статуса субъектов Федерации, так и предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов [7].

На наш взгляд, для предотвращения различных коллизий (когда властные структуры на местах пытаются принимать нормативные правовые акты, относящиеся к исключителыной компетенции Российской Федерации) необходимо более четко отразить в Конституции РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 71 и ст. 72 Конституции РФ).

Например, в ст. 71 и в ст. 72 встречаются предметы ведения, относящиеся и к предметам ведения Российской Федерации и к предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов, в частности, п. «в» ст. 71 и п. «б» ст. 72 — защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств. По нашему мнению, необходима отдельная статья, которая подробно перечисляла бы перечень предметов ведения субъектов РФ.

Следует еще раз подчеркнуть, что органы государственной власти РФ и органы государственной власти ее субъектов обязаны действовать строго в пределах своей компетенции, установленной Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации, законами Российской Федерации [8].

В целях обеспечения государственной целостности РФ, прав и свобод человека и гражданина российское законодательство предусматривает меры федерального вмешательства. Хотя Конституция РФ и не содержит нормы, прямо предусматривающие возможность осуществления федерального вмешательства, ряд ее положений могут рассматриваться в качестве конституционно-правовой основы института федерального вмешательства.

Очевидно, совершенно прав И.Н. Барциц, указывающий, что «основанием применения мер федерального вмешательства является нарушение требований федеральной Конституции, тех ее положений, которые гарантируют сохранение целостности государственного устройства страны и единство ее правового пространства» [9].

Д.В. КАМШОВА, Ш.Б. МАГОМЕДОВ

1. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации. М., 2002. С. 11.

2. Taeadoe Г.Т. Конституционные принципы российского федерализма // Социалыно-политический журнал. 1995. № 6. С. 34.

3. Анненкова В.Г. Российский федерализм: конституционные принципы построения, механизм обеспечения единства государства, ответственносты субъектов Федерации. Саратов: ГОУ ВПО «Поволж. акад. гос. службы им П.А. Столыпина», 2004. С. 14.

4. Баглай М.В. Конституционное правосудие в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Государство и право. Юридические науки»

  • ОЦЕНКА АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ Г. СТЕРЛИТАМАКА ПО ДИНАМИКЕ БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ РЕЗИСТЕНТНОСТИ

ГОЛОЩАПОВ А.П., КАМИЛОВ Ф.Х., СОЦКОВА В.А. — 2011 г.

ГОЛОЩАПОВ А.П., КАМИЛОВ Ф.Х., СОЦКОВА В.А. — 2011 г.

АБАКАРОВА Н.С., АЛИЕВ К.М., ИБРАГИМОВ Х.О., КАМИЛОВ И.К. — 2014 г.

АРСЛАНОВ Р. К., ДАУНОВ М. И., КАМИЛОВ И. К., МОЛЛАЕВ А. Ю. — 2010 г.

БАБАЕВ А. Б., КАМИЛОВ И. К., МУРТАЗАЕВ А. К. — 2007 г.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector