Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды толкования норм налогового законодательства

Лекция 6. Нормы налогового права

Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права.

Нормы налогового права – это установленные государством и муниципальными образованиями правила поведения, порождающие налоговые правоотношения, за нарушения которых (правовых норм) предусмотрены меры государственного принуждения.

Источниками объективации норм налогового права являются нормативные правовые акты и судебные прецеденты.

Нормы налогового права обладают следующими признаками:

> нормы налогового права есть правила поведения, гарантированные государством;

> они возлагают на участников отношений юридические обязанности и предоставляют им субъективные права;

> эти нормы имеют общеобязательный характер, т. е. обращены ко всем участникам регулируемых ими общественных отношений, а не к конкретным индивидам;

> налоговая норма всегда выражена либо в нормативном правовом акте, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления, либо в постановлении Конституционного Суда РФ;

– налоговые нормы, являясь разновидностью финансово-правовых норм, прежде всего являются средством реализации публичных, а не частных интересов.

– нормы налогового права почти не имеют своего прототипа в общественной жизни,

– нормы налогового права отличаются от других норм в системе права своей нестабильностью, динамичностью.

– нормы налогового права являются обязывающими, т. е. регулируют отношения, главным образом, через установление обязанностей для субъектов налогового права.

– среди норм налогового права имеются и управомочивающие,

– регулируют не все, а только те отношения, которые возникают по поводу собирания государством и муниципальными образованиями денежных средств,

– нормы налогового права регулируют отношения с участием весьма специфичного круга субъектов.

Нормы налогового права имеют структуру, в которой выделяются:

Во-первых, санкции норм налогового права имеют денежный характер. Ими предусматривается пеня и штраф. Во-вторых, санкции норм налогового права имеют правовосстановительный и карательный (штрафной) характер. К правовосстановительным санкциям относится пеня, а к карательным штрафным санкциям – штраф, а в некоторых случаях и пеня. В-третьих, чаще всего правовосстановительные и карательные санкции норм налогового права применяются одновременно. В-четвертых, денежные средства, получаемые в результате применения санкций норм налогового права зачисляются в бюджеты (государственные и муниципальные), в государственные внебюджетные фонды.

Норма налогового права не тождественна статье акта налогового права. Как правило, все элементы, из которых состоит норма, содержатся не в одной статье акта налогового права, а размещаются в разных статьях.

Например, ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формулировке опущена, но подразумевается) и диспозицию налоговой нормы, определяющую порядок учета налогоплательщиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой налоговой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.

6.2. Виды норм налогового права

Нормы налогового права весьма многообразны, что отражает сложный и комплексный характер налогово-правового регулирования.

Их можно классифицировать:

1. В зависимости от функций, выполняемых налоговым правом, его нормы могут быть подразделены на регулятивные и охранительные.

К регулятивным нормам относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Регулятивные нормы налогового права в зависимости от их юридического содержания подразделяются на:

– обязывающие – устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия;

– управомочивающие – предусматривают возможность субъекта действовать в рамках требований налоговой нормы, но по своему усмотрению;

– запрещающие – устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в этой норме.

К охранительным нормам налогового права относятся те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за налоговые правонарушения, а также за нарушение банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

2. В зависимости от операции, которую они выполняют в процессе правового регулирования – специализированные нормы:

– общие (общезакрепительные) – фиксируют определенные элементы регулируемых отношений;

– оперативные – определяют вступление в силу налогово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т. д.;

– коллизионные – указывают на законы, порядок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив);

– нормы-дефиниции – закрепляют признаки финансово-правовой категории;

– нормы-принципы – определяют основные начала законодательства о налогах и сборах.

3. По объему действия на общие и специальные.

Общие нормы распространяются на целый ряд тех или иных отношений, а специальные – на определенный вид отношений в пределах данного рода.

4. По территории действия различают налоговые нормы, охватывающие:

– всю территорию Российской Федерации;

– территорию соответствующего субъекта РФ;

– территорию соответствующего муниципального образования.

Соответственно, первые содержатся в нормативных правовых актах органов власти федерального уровня, вторые – в нормативных правовых актах субъектов Федерации, а третьи – в нормативных правовых актах муниципальных образований.

Также нормы налогового права подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы налогового права устанавливают объекты налогообложения, налоговые ставки, льготы по отдельным видам налогов, общие требования к реализации норм налогового права и т. д.

Процессуальные нормы налогового права устанавливают порядок реализации материальных норм.

К примеру, процессуальными являются налоговые нормы, определяющие порядок принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, порядок осуществления налоговыми органами налогового контроля.

6.3. Нормы-принципы и нормы-дефиниции в налоговом праве

В механизме правового регулирования налоговых отношений нормы-принципы и нормы-дефиниции выступают нормами общего содержания. Они устанавливают общие определения для налогового права либо исходные начала (принципы) налогообложения соответственно.

Нормы-дефиниции и нормы-принципы не формулируют деталей налогово-правового регулирования, а содержащиеся в них правила поведения не находят четкого выражения в налогово-правовом акте. Это нормы, которые определяют правовые принципы, понятия, категории, имеющие юридическое значение. Поэтому их обязательно следует учитывать при применении любых соответствующих им конкретных норм налогового права. Правило поведения в такой норме выражено в самых общих чертах и может быть выведено лишь после соответствующего анализа.

Принцип построения системы налогов и сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права и формирующее различные подходы к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.

Нормы принципы обладают значительной спецификой в структуре механизма налогово-правового регулирования. Им присущ базовый характер, поскольку, являясь предписаниями основополагающего характера, нормы-принципы определяют цели и функциональную направленность всех иных налогово-правовых норм.

Нормы-принципы носят абстрактно-обобщающий характер. Они регулируют ключевые аспекты налоговой сферы и представляют собой обобщающие правовые категории. Также они конкретизируются посредством иных правовых норм. Именно эта особенность норм-принципов налогового права делает их незаменимыми при толковании иных правовых норм законодательства о налогах и сборах и разрешении коллизионных ситуаций в сфере налогообложения.

Нормы-принципы имеют стабильный характер, обладают устойчивостью, что позволяет им выполнять роль долговременных правовых ориентиров в системе налогового законодательства.

В НК РФ нормы-дефиниции содержатся в основном в ст. 11, однако используемые в законодательстве о налогах и сборах понятия и термины не ограничиваются приведенными в указанной статье. Одной из задач части 1 НК РФ является формирование понятийного аппарата налогового законодательства, поэтому термины и понятия определены и в соответствующих статьях первой части.

Статья 11 НК РФ предусматривает следующие способы формирования понятийно-терминологического аппарата:

– использование в НК РФ понятий и терминов, ранее определенных в других отраслях законодательства в том значении, в каком они применяются в этих отраслях. Часть 1 ст. 11 НК РФ содержит положение о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено в НК РФ.

– использование специфических понятий и терминов законодательства о налогах и сборах в значениях, определяемых в НК РФ. Такие понятия, как «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налогооблагаемая база» и др., должны иметь единообразное определение, которое следует закреплять именно в НК РФ и распространять на все принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые правоотношения.

Понятие и виды толкования норм права

  • Толкование норм права: понятие
  • Функции толкования
    • Познавательная
    • Конкретизационная
    • Регламентирующая
    • Правообеспечительная
    • Сигнализаторская
    • Виды толкования норм права
  • Виды толкования норм права по субъектам
    • Официальное толкование норм права
  • Виды толкования норм права по объему
  • Акты толкования норм права
  • Неправильное толкование норм права
Читать еще:  Можно ли платить алименты без исполнительного листа

Толкование норм права: понятие

Приведем понятие толкования норм права: это особый вид деятельности государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений, направленный на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащейся в них государственной воли.

Толкование правовых норм производится в целях их наиболее правильной реализации, совершенствования и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений.

Процесс толкования норм права состоит из двух взаимосвязанных частей:

  • уяснение – внутренний мыслительный процесс толкующего субъекта (интерпретатора), цель которого — понимание и объяснение правовой нормы для самого себя. На этом этапе интерпретатор исследует саму норму, ее правовые связи (т.е. ее взаимосвязь с другими правовыми нормами), ее внеправовые связи с другими общественными явлениями;
  • разъяснение – передача интерпретатором смысла правовой нормы другим заинтересованным лицам.

Функции толкования

Рассмотрим основные цели, которые преследует толкование правовых норм как вид деятельности.

Познавательная

В ходе уяснения интерпретатор сам для себя раскрывает содержание и смысл правовой нормы, в ходе разъяснения эти знания передаются заинтересованному кругу лиц.

Конкретизационная

В процессе толкования правовые нормы уточняются с учетом обстоятельств конкретной ситуации, после сопоставления с иными нормами законодательства.

Регламентирующая

По итогам толкования после получения официальных разъяснений от компетентных субъектов условно завершается процесс регулирования общественных отношений. Например, правоприменитель в дальнейшем должен использовать не только нормы законодательства, но и соответствующие официальные разъяснения, рекомендации, положения, т.е. акты толкования.

Правообеспечительная

Часть актов толкования предназначены для обеспечения единства правоприменительной практики.

Сигнализаторская

Толкование (а, значит, и анализ) норм права позволяет выявить их неточности и прочие недостатки технического и юридического характера. В дальнейшем эти недостатки могут быть исправлены законодателем или дополнены, например, актами официального толкования.

Вывод! Основная цель толкования норм права так или иначе сводится к установлению истинного значения и смысла правовой нормы, обеспечению максимально эффективного использования и правильного применения их на практике.

Виды толкования норм права

Толкование норм права может подразделяться на различные виды по ряду признаков. Мы рассмотрим самые основные из них.

Виды толкования норм права по субъектам

В зависимости от статуса интерпретатора толкование норм права по субъектам делится на официальное и неофициальное.

Официальное толкование норм права

Этот вид толкования отличается тем, что дается компетентными государственными органами или должностными лицами (их полномочие толковать закрепляется в нормативных актах). Официальное толкование норма права обладает обязательным характером для прочих субъектов, является юридически значимым и вызывает правовые последствия. В свою очередь делится на:

  1. Нормативное – разъяснения носят общий характер и могут в дальнейшем быть применены к неограниченному количеству случаев, возникающих на практике. Такого рода толкование норм необходимо при неясности или неоднозначности выражения воли законодателя, систематических ошибках использования содержания правовых норм правоприменителями и т.д. Нормативное толкование дифференцируется на:
    • аутентичное (авторское) – собственное толкование нормы права органом, такую норму издавшим;
    • легальное (разрешенное, делегированное). Что является легальным толкованием норм права? Это разъяснение нормы права компетентным органом по поручению субъекта, издавшего толкуемую норму права, или в случае, когда такое полномочие предоставлено компетентному органу законодателем. Например, ст. 126 Конституции РФ дает право Верховному Суду РФ разъяснять вопросы судебной практики и т.д.;
  2. Казуальное – разъяснения относятся к одному конкретному случаю и обязательно для применения лишь в этой конкретной ситуации. Необходимость толкования такого рода возникает, если правоприменитель неверно применил нормы права в определенном споре. Хотя казуальное толкование норм обязательно применять только в описываемом конкретном случае, в иных спорах при подобных обстоятельствах такое разъяснение может быть использовано правоприменителем по аналогии.

Обратите внимание! Официальное толкование также может быть подразделено по субъектам на:

  • судебное – дается судами;
  • административное – производится исполнительными органами (например, разъяснения Минтруда, ФАС, ФНС, Минфина и т.д.).

Неофициальное толкование норм права – осуществляется субъектами, не обладающими официальным статусом и полномочиями толковать нормы права. Такое толкование не имеет юридических последствий и дается в форме рекомендаций, советов и т.д. Делится на следующие подвиды:

  1. Обыденное – может быть дано любым субъектом без официального статуса, включая любого гражданина, физлица, в обыденной жизни.
  2. Профессиональное – дается лицами, имеющими специальные знания или образование (например, юристы, адвокаты, специалисты узкого профиля и т.д.).
  3. Доктринальное — производится научно-исследовательскими организациями, учеными в научных статьях, профессиональной литературе, при экспертизе проектов законов и т.д. Основой для выделения данного подвида толкования служит не степень знания норм права, а профессиональная деятельность интерпретатора.

Неофициальное толкование может быть как письменным, так и устным.

Виды толкования норм права по объему

В зависимости от объема толкование подразделяется на следующие виды.

  1. Буквальное толкование норм права – означает полное соответствие словесного выражения нормы права с ее действительным смыслом. Большинство правовых норм толкуется буквально;
  2. Распространительное – содержание толкуемой нормы оказывается шире ее текстуального выражения. Другое название — расширительное толкование норм права. Например, ст. 19 Конституции РФ. Текст нормы гласит, что все равны перед законом и судом. Слово «закон» здесь нужно толковать в расширенном смысле, т.к. иные подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства и т.д. также имеются в виду);
  3. Ограничительное — содержание нормы права оказывается уже ее текстуального выражения. Например, ст. 167 Уголовного кодекса РФ, устанавливающая ответственность за умышленное уничтожение или повреждение имущества. Сила данной нормы не охватывает случаи умышленного уничтожения или повреждения военного имущества, т.к. в этом отношении имеется специальная статья 346 УК РФ.

Виды по способам толкования норм права

  1. Грамматическое толкование – производится на основе грамматического анализа текста нормы, статьи, такую норму содержащей, текста нормативного акта. Сначала уясняется значение всех слов текста, далее устанавливается смысл предложений, а затем – всего текста;
  2. Логическое толкование – в его основе лежит установление смысла нормы с использованием законов логики. Для сравнения, грамматическое толкование преследует целью установление буквального смысла текста, логическое же – выявление смысла, который законодатель намеревался выразить в тексте нормы. Например, к необходимости расширительного толкования нормы интерпретатор может прийти как раз по итогам логического анализа текста;
  3. Систематическое толкование – смысл нормы уясняется путем сопоставления текса конкретной нормы с иными нормами законодательства. Например, могут быть выявлены специальные нормы по отношению к общей, поэтому ограничивается сфера применения анализируемой нормы и т.д.;
  4. Историко-политическое толкование – базируется на том убеждении, что истинный смысл правовой нормы не может быть установлен без понимания сути порождающих ее правоотношений. Правильное и полное практическое применение нормы невозможно без выяснения ее политического, социального и экономического содержания;
  5. Специально-юридическое толкование – представляет собой изучение технико-юридических приемов выражения воли законодателя. От грамматического данный способ отличается тем, что в нём толкуются не отдельные слова и выражения, не их сочетания, а целые юридические понятия;
  6. Телеологическое (целевое) толкование — уяснение цели принятия именно данной нормы;
  7. Функциональное — учет условий и факторов, при которых реализуются нормы.

Акты толкования норм права

Акт толкования норм права – это официальный документ, направленный на установление смысла и содержания норм права. Акты толкования издаются компетентными госорганами, имеют обязательный характер, формально закреплены, их реализация обеспечивается государством, публикуются в официальных источниках.

У таких документов есть свои специфические признаки:

  • не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;
  • не имеет самостоятельного значения и должен действовать в комплексе с толкуемыми нормами;
  • обращен к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;
  • носит государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями.

Акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям, в т.ч.:

  1. По внешней форме:
    • устные (это могут быть разъяснения как представителя уполномоченного органа, так и комментарии любого физлица, например);
    • письменные (постановления пленумов ВС РФ, официальные письма компетентных госорганов, разъяснения в учебниках и др.);
  2. По юридической значимости:
    • акты нормативного толкования — распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер (например, постановления пленума ВС РФ и др.);
    • акты казуального толкования — относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными. Например, акты судов апелляционной или кассационной инстанций, отменяющие решения нижестоящих судов, разъясняют, в чем ошибки применения правовых норм последними в конкретных случаях;
  3. По субъектам толкования:
    • аутентичные — акт принимает и толкует один и тот же субъект. Например, министерство издает приказ и толкут его в форме рекомендаций по исполнению;
    • легальные — норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, ВС РФ толкует законы, принимаемые парламентом и др.);
  4. В зависимости от сферы права, которой относится толкуемая норма:
    • уголовно-правовые (например, постановления пленума ВС РФ по уголовным делам);
    • административно-правовые (например, постановления пленума ВС РФ по вопросам, возникающим у судов при применении особенной части КоАП РФ);
    • гражданско-правовые (например, постановления пленума ВС РФ по вопросам применения некоторых норм ГК РФ);
    • конституционно-правовые (например, определения Конституционного суда) и др.;
  5. В зависимости от органов, дающих толкование:
    • акты органов госвласти (постановления Правительства РФ, разъяснения от ведомств);
    • акты судебных органов (постановления пленума ВС РФ, определения КС РФ, акты судов различных инстанций);
    • акты органов прокуратуры (информационные письма и обзоры практик Генпрокуратуры) и др.
  6. В зависимости от характера толкуемых норм:
    • материальные (например, разъяснения в отношении применения норм ГК РФ);
    • процессуальные (например, разъяснения в отношении применения норм ГПК РФ).
Читать еще:  Как взыскиваются алименты, если ребенок — инвалид

Неправильное толкование норм права

Неправильное толкование норм права, как правило, влечет негативные правовые последствия минимум для одной из сторон спорных правоотношений. Учитывая, что правоприменители могут опираться на существующую практику, даже единичная ошибка в толковании той или иной нормы, ранее допущенная иным правоприменителем, может стать общераспространенной.

Так, неверное истолкование закона считается неправильным применением норм материального права и выступает одним из оснований для отмены или изменения решения суда (п. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 1 ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ и др.).

Итак, сегодня мы рассмотрели, что такое толкование норм права, из каких процессов состоит эта процедура. Мы изучили виды и способы толкования, их основное предназначение.

Виды толкования норм налогового законодательства

14.2. Виды толкования нормативно-правовых актов

Говоря о видах толкования, следует учитывать, что речь идет о видах двух связанных, но разных явлений:
а) о видах результатов уяснения;
б) о видах разъяснения.
Результат толкования-уяснения по своему объему может быть: 1) буквальным; 2) ограничительным и 3) распространительным (расширительным).
Результат толкования бывает буквальным (адекватным), когда действительный смысл нормативного акта (воля законодателя) и буквальный текст полностью совпадают друг с другом, то есть использование всей совокупности способов толкования дает практически тот же результат, что и первоначальное (грамматическое, языковое) толкование текста закона.
Ограничительное толкование имеет место, когда действительный смысл, содержание нормы уже ее текстового оформления, то есть конечный результат уяснения по объему уже грамматического толкования.
Распространительное толкование — когда конечный результат толкования (подлинная воля законодателя) по объему шире буквального текста.
Толкование-разъяснение делится на виды в зависимости от субъекта, дающего это разъяснение. По этому признаку оно может быть официальным или неофициальным.
Официальное толкование:
а) дается уполномоченным на то органом;
б) формулируется в специальном акте;
в) формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.
Официальное разъяснение может быть: 1) нормативным и 2) казуальным.
Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм: оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должно, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.
В свою очередь официальное нормативное толкование-разъяснение классифицируется на: а) аутентичное; б) легальное.
Аутентичное дается тем органом, который издал данный акт (основанного на первоисточнике, авторского). В Российской Федерации подобные разъяснения могут издаваться Государственной Думой, Президентом и другими правотворческими органами.
Если официальное нормативное разъяснение дается уполномоченным на то органом, то оно называется легальным (разрешенным, делегированным). Оно должно производиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. В Российской Федерации правом издавать официальные разъяснения наделены, в частности, все высшие судебные органы.
Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативно-правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.
Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется на: а) обыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни); б) профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами — адвокатами, юрисконсультами и т.д.); в) доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях и т.п.

Система налогового права. Нормы налогового права, виды норм. Источники налогового права.

Система налогового права. В настоящее время налоговое право представляет стройную систему, состоящую из следующих уровней:

• основ налогового права (общей теории налогового права);

международного налогового права, которое включает универсальные положения и принципы налогового права, признанные и получившие соответствующее правовое закрепление на международном уровне;

• национального налогового права, которое составляют положения теории налогового права, признанные и подтвержденные нормами правовой системы государства и действующие на территории отдельно взятого государственного образования. Например, на этом уровне можно выделить российское налоговое право;

• регионального налогового права, которое включает положения теории налогового права, признанные и получившие правовое закрепление на региональном или местном уровне и действующие в территориальных рамках этого региона, при этом не являясь общеобязательными на территории всего государственного образования.

Нормы налогового права, являясь разновидностью юридических норм, обладают следующими общими признаками:

• нормы налогового права есть правила поведения, гарантированные государством;

• нормы возлагают на участников отношений юридические обязанности и предоставляют им субъективные права;

• нормы имеют общеобязательный характер, т. е. обращены ко всем участникам регулируемых ими общественных отношений, а не к конкретным индивидам;

• налоговая норма всегда выражена либо в нормативном правовом акте, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

Особенности норм налогового права:

• являются средством реализации публичных, а не частных интересов;

• почти не имеют своего прототипа в общественной жизни;

• отличаются от других норм в системе права своей нестабильностью;

• в подавляющем большинстве случаев они являются обязывающими;

• особый порядок их действия во времени.

В структуре норм налогового права выделяются гипотеза, диспозиция и санкция.

Норма налогового права не тождественна статье акта налогового права. Как правило, все элементы, из которых состоит норма налогового права, не содержатся в одной статье акта налогового права, а размещаются в разных статьях. Например, ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формулировке опущена, но подразумевается) и диспозицию налоговой нормы, определяющую порядок учета налогоплательщиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой налоговой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.

Все нормы налогового права делятся на:

1) в зависимости от функций, выполняемых налоговым правом:

2) в зависимости от того, какую операцию они выполняют в процессе правового регулирования (специализированные нормы):

3) по объему действия:

4) по территории действия, действующие:

• на всей территории РФ;

• на территории соответствующего субъекта РФ;

• на территории соответствующего муниципального образования.

Источником налогового права может считаться нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Читать еще:  Образец заявления о взыскании неустойки по алиментам

Источники налогового права — это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.

Содержанием источников налогового права являются правовые нормы, регулирующие вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Источники налогового права призваны выполнять две взаимосвязанные задачи:

• они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества; в результате осуществления государством и органами местного самоуправления правотворческой функции и образуются источники налогового права;

• они представляют собой форму существования налоговых норм, т.е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях; форма источника налогового права содержит знания о действующем законодательстве, регулирующем налоги и сборы.

Свойства источников налогового права (как и любого другого):

• общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;

• законность, заключающаяся в наличии юридической силы (источник налогового права должен быть издан в пределах компетенции соответствующим государственным или муниципальным органом, соответствовать актам вышестоящих органов, надлежащим образом опубликован (обнародован).

Характерные черты источников налогового права

Источники налогового права регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права.

Источники налогового права принимаются только теми органами государства или местного самоуправления, правотворческая компетенция которых прямо предусмотрена НК РФ. Вопросы, регулирующие налогообложение, не могут выноситься на референдум.

Налоговое право, являясь кодифицированной подотраслью финансового права, регулируется не только НК РФ. Источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства. Согласно п. «и» ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении федерального центра и субъектов РФ.

К источникам налогового права можно отнести:

а) международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения;

б) международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с различными странами);

в) международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения;

г) решения международных судов о толковании международных соглашений;

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании;

специальное налоговое законодательство:

а) федеральное (НК РФ и ФЗ, принятые на основании и в соответствии с ним);

б) региональное (законы субъектов РФ, вводящие на территории соответствующих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы);

в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;

общее налоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ), Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ) и др.);

подзаконные нормативные правовые акты о налогообложении:

а) акты органов общей компетенции (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные правовые акты);

б) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ;

акты по вопросам налогообложения судебных органов:

а) акты органов конституционной юстиции (постановления и определения КС РФ и конституционных судов субъектов РФ);

б) акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов (решения Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, решения по делам о налоговых спорах, обзоры судебной практики).

влияние судебной практики на регулирование налоговых отношений достаточно велико. Характеризуя роль судебных актов в регулировании налоговых правоотношений, Г.В. Петрова отмечает, что «роль судебной практики в настоящее время сводится как к выявлению смысла большинства налоговых законов, учитывая их несовершенство, так и к выработке новых подходов, развивающих нормы налогового законодательства»

Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет за Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации право давать разъяснения по вопросам судебной практики. Аналогичное право закреплено и за Верховным Судом Российской Федерации. Таким образом, две высшие судебные инстанции Российской Федерации вправе давать руководящие разъяснения практике применения законодательства. Обобщая судебную практику и давая соответствующие разъяснения, Высший Арбитражный Суд РФ и Верховный Суд РФ, по сути, осуществляют толкование норм права, конкретизируя положения законодательства и восполняя пробелы правового регулирования.

По мнению А.В. Мицкевича, «если Верховный или Высший Арбитражный Суд защитил те или иные интересы, требования или поведение как законные или отверг как незаконные, то он тем самым дал основание к новому пониманию и применению данных правовых норм». Тем самым осуществляется нормативное толкование, то есть толкование, носящее общий характер, обязательный для применения нижестоящими судами. Подобные акты высших судебных инстанций фактически формулируют новое правило поведения неопределенного круга лиц. Оно рассчитано на многократное применение, выражает волю государства, направленную на регулирование общественных отношений именно таким образом, и соответственно обеспечено возможностью государственного принуждения. Сформулированные в результате нормативного толкования правила обладают всеми признаками нормы права, а следовательно, акты высших судебных инстанций, в которых приводится нормативное толкование, следует отнести к источникам права. «Акты судебного нормативного толкования — это акты нормативные (содержат нормы в нормах)», — отмечает профессор В.В. Оксамытный. Таким образом, нормативные акты судов относятся к источникам налогового права.

Вместе с тем огромное влияние на правоприменительную практику оказывают и иные судебные акты, не имеющие нормативного характера. В процессе осуществления правосудия судебные инстанции, применяющие конкретные нормы к конкретным правоотношениям, осуществляют толкование нормы права, которое в теории права именуется казуальным толкованием. В данном случае имеется в виду такое толкование, которое не содержит формальной обязанности для нижестоящих судов следовать такой трактовке нормы. Несмотря на отсутствие некой обязательности для нижестоящих судов, рассматривающих аналогичные дела, применять норму именно в том понимании, в котором ее излагает вышестоящая инстанция, решения вышестоящих судов являются, в известной степени, образцом для подражания для нижестоящих судов, которые, опасаясь отмены своих решений при пересмотре дела, начинают применять норму права в соответствии с позицией вышестоящих судебных инстанций.

Вместе с тем такая судебная практика не формулирует новые нормы, и, во всяком случае, в подобных судебных актах не выражается воля государства, направленная на такое регулирование общественных отношений. Значит, не умаляя значения актов судебных инстанций, осуществляющих казуальное толкование норм, следует признать, что к источникам права данные акты не относятся.

Среди конкретных документов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, имеющих огромное значение для нормативного регулирования налоговых отношений, следует выделить следующие акты:

— Постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации «;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»;

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

В этих актах судов содержится нормативное толкование норм налогового права, предопределяющих последующую складывающуюся правоприменительную практику.

Неоценимое значение для формирования налогового законодательства и для всего нормативно-правового регулирования налоговых отношений имеют акты Конституционного Суда Российской Федерации. Проверяя соответствие федеральных законов, конституций субъектов Российской Федерации, уставов и законов субъектов Российской Федерации нормам Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд выявляет и формулирует конституционные принципы налогообложения, которые впоследствии воплощаются в актах законодательства о налогах и сборах. Иными словами, общеобязательность содержащихся в решениях Конституционного Суда РФ норм, их универсальность и многократность применения правил, выражающих правовую позицию суда, обусловливают отнесение решений КС РФ к источникам налогового права.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Система налогового права. Нормы налогового права, виды норм. Источники налогового права.

Система налогового права. Нормы налогового права, виды норм. Источники налогового права.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector