Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административная ответственность несовершеннолетних в рф

Административное право, права и обязанности несовершеннолетних в РФ

Административные правонарушения – это действия или бездействия граждан противоправного характера, влекущие за собой административную ответственность. Эта ответственность наступает для граждан с 16 лет.

Если административное правонарушение совершают дети в возрасте от 14 до 16 лет, то ответственность за них несут их родители, попечители или опекуны.

Согласно российскому законодательству, к категории «несовершеннолетних» относятся дети, которые на момент административного правонарушения, было 14 лет, но не исполнилось 18.

Административные правонарушения несовершеннолетних граждан, за которые следуют наказание:

  • хулиганство;
  • мелкие хищения и кражи;
  • употребление наркотиков и психотропов;
  • распитие алкогольных напитков в общественных местах;
  • нахождение в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах;
  • уклонение от мероприятий воинского учёта, медицинского обследования;
  • вандализм – несанкционированное разрисовывание надписями и рисунками стен домов и других зданий, осквернение могил и памятников, умышленная порча общественного транспорта и т. п. (вандализм для несовершеннолетних предусматривает и уголовную ответственность).

Государственные органы, которые имеют полномочия заниматься делами о правонарушениях несовершеннолетних:

  • органы МВД;
  • специальные комиссии по делам несовершеннолетних;
  • судьи (мировые и федеральные).

Виды административной ответственности (наказаний) по отношению к несовершеннолетним:

  • предупреждение;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • извинение потерпевшему в публичной или другой форме;
  • назначение несовершеннолетнего в специальные лечебно-воспитательные учреждения;
  • передача несовершеннолетних под надзор родителей либо других лиц, которые их заменяют;
  • помещение несовершеннолетних в специальные школы, специальные ПТУ в случае достижения ими 11-летнего возраста и совершения особо опасных действий для общества (или систематического нарушения общественных правил поведения).

Последний вид наказания может назначаться комиссией по делам несовершеннолетних условно и на ограниченный срок (до года).

Из 10 видов наказаний Административного кодекса РФ, по отношению к несовершеннолетним правонарушителям преимущественно применяется лишь 2 – административный штраф и предупреждение.

Штрафы преимущественно назначаются в случае наличия у несовершеннолетнего правонарушителя своего собственного заработка либо имущества. Во всех остальных случаях административный штраф налагается на родителей несовершеннолетнего (либо других его законных представителей).

Комиссиями по делам несовершеннолетних могут приниматься решения и об освобождении от административной ответственности при использовании других мер воздействия в соответствии с федеральным законодательством по защите прав несовершеннолетних.

К лицам, не достигшим совершеннолетия, административный арест по закону не применяется.

Источники административного права по отношению к несовершеннолетним:

  • КоАП РСФСР;
  • федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • положение о комиссиях по делам несовершеннолетних.

Комиссии должны рассматривать административные дела несовершеннолетних только по месту их жительства.

Административное наказание не может быть наложено на несовершеннолетних либо их родителей, если прошло более 2-х месяцев после совершения административного правонарушения. В случае длящегося продолжительное время правонарушения, наказание не может быть наложено после 2-х месяцев с момента его обнаружения.

В соответствии с законом, признаётся смягчающим обстоятельством тот факт, что правонарушение совершил несовершеннолетний.

Виды принудительного воздействия на несовершеннолетних, подозреваемых в административном правонарушении:

  • Административное задержание (отличается от ареста) – непродолжительное ограничение свободы несовершеннолетнего при исключительных обстоятельствах. Это задержание по закону не может быть больше 3-х часов. При этом сотрудники правоохранительных органов обязаны сразу же уведомить о факте задержания несовершеннолетнего его родителей или других представителей.
  • Доставление – принудительное сопровождение несовершеннолетнего в пункт охраны правопорядка для составления протокола, если его на месте по определённым причинам невозможно составить (к примеру, во время массовых беспорядках, драках и т. п.).
  • Личный досмотр несовершеннолетнего и его вещей при обязательном присутствии не менее 2-х понятых.

Документальное оформление административного правонарушения несовершеннолетних:

  • протокол, фиксирующий факт административного правонарушения и всех сопутствующих обстоятельств его совершения;
  • постановление – итоговый документ и своего рода приговор по делу об административном правонарушении несовершеннолетнего лица.

При наказании в виде штрафа либо предупреждения, постановление выносится сразу же на месте. В таком постановлении отображается назначения наказания. Каждый имеет право на обжалование постановления в период до 10 дней с момента вручения либо получения копии постановления.

Повторное осуществление противоправной деятельности несовершеннолетним

При повторном административном правонарушении предусмотрено ещё более тяжкое наказание. Но если наказание было исполнено, то через год уже нельзя указывать о факте повторного совершения правонарушения.

Административная ответственность несовершеннолетних

Эксперты кафедры конституционного и муниципального права Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС отмечают, что административное правонарушение — это деяние менее опасное, чем преступление. Это не преступление, а проступок.

Административные проступки — это посягающие на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления деяния, за которые установлена административная ответственность, предусмотренная КоАП РФ (безбилетный проезд в общественном транспорте, нарушение противопожарных правил, мелкое хулиганство и т.д.).

Административные правонарушения влекут такие виды взыскания, как: предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест; лишение специального права (например, на управление автотранспортом) и др.

Эти взыскания применяются к лицам, совершившим следующие виды административных правонарушений: жестокое обращение с животными; повреждение транспортных средств общего пользования; групповые передвижения с помехами для дорожного движения; повреждение телефонов-автоматов, распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах; мелкое хулиганство; нарушение правил дорожного движения; нарушение порядка обращения с оружием; правил пограничного режима и др.

Административная ответственность наступает по достижении 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ). Не все административные наказания, предусмотренные КоАП РФ, могут применяться к несовершеннолетним. К несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, применяются виды административного наказания в виде предупреждения и административного штрафа. К несовершеннолетним не может применяться административный арест.

В соответствии с ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершённом лицом в возрасте до 18 лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Читать еще:  Как получить кадастровый паспорт земельного участка

Решая вопрос о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности в виде штрафа, комиссия выясняет, есть ли у него самостоятельный заработок, так как при отсутствии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей. Необходимо учитывать, что заработок — это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с качеством его труда по установленным нормам или в соответствии с заключённым трудовым договором. Например, пенсия или стипендия, получаемая несовершеннолетним, заработком не является. Чаще всего несовершеннолетние, совершившие административные правонарушения, не имеют самостоятельного заработка, и штраф за них выплачивают их родители. Но это не означает, что несовершеннолетний освобождается от ответственности. В данном случае на родителя перекладывается только обязанность по уплате административного штрафа.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Согласно положениям ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ при опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. Законный представитель присутствует при опросе несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14 лет только в случае необходимости. Определение наличия или отсутствия данной необходимости является полномочием лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении.

Какие существуют виды ответственности несовершеннолетних ?!

Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

Несовершеннолетние дети обладают гражданскими правами, обязанностями, а также несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Гражданско-правовая ответственность.

Согласно несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет отвечает в гражданско-правовом порядке за причиненный им вред на общих основаниях. В том случае, если у такого несовершеннолетнего нет собственных доходов или иного имущества, достаточного для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если, однако, они не докажут, что вред возник не по их вине. Подобная обязанность по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, полностью или в недостающей части возлагается и на организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , куда несовершеннолетний был помещен под надзор, если данная организация также не докажет, что вред возник не по ее вине.

Обязанность родителей (усыновителей), попечителя и соответствующей организации по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, прекращается по достижении им совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда.

За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), в полном объеме отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Обязанность родителей (усыновителей), опекунов, образовательных, медицинских организаций или иных организаций по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда.

Административная ответственность.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Административной ответственности подлежат граждане, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Относительно нарушителей в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Кроме того, совершение административного правонарушения несовершеннолетним является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. К лицам, не достигшим возраста 18 лет, не может быть применено такое наказание, как административный арест.

Уголовная ответственность.

Уголовной ответственности подлежат граждане, достигшие к моменту совершения преступления возраста 16 лет.

За совершение ряда серьезных преступлений, таких, например, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста.

Если несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

При назначении наказания несовершеннолетний возраст рассматривается как смягчающее обстоятельство . Учитываются также условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

  • штраф;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

Назначение наказания несовершеннолетнему лицу имеет ряд особенностей.

Например, лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до 16 лет , на срок не свыше 6 лет .

Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступление небольшой или средней тяжести впервые , а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести , может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Читать еще:  Процесс возврата прав после лишения

К таким мерам относятся:

  • предупреждение;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

В случае же совершения несовершеннолетним преступления средней тяжести , а также тяжкого преступления, он может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Несовершеннолетний может быть направлен в подобное учреждение до достижения им возраста 18 лет, но не более, чем на 3 года. Несовершеннолетние, совершившие ряд указанных в законе серьезных преступлений, освобождению от наказания и помещению в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа не подлежат.

§ 6. Особенности административной ответственности несовершеннолетних

Как было показано в предыдущем параграфе, АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХявляется составной частью общего института административной ответственности. Видимо, исходя из этого положения, действующий КоАП РФ в отличие от ранее действовавшего КоАП РСФСР не содержит специальной статьи об административной ответственности несовершеннолетних.

Несмотря на то что ст. 2.3 КоАП РФ определяет возраст -16 лет, – по достижении которого административная ответственность наступает в полном объеме, для граждан, не достигших 18-летнего возраста, законодателем установлены значительные исключения:

1) несовершеннолетний возраст определяется КоАП РФ как обстоятельство, смягчающее административную ответственность (ст. 4.2);

2) с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, органом специальной юрисдикции – комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, – а также судом или уполномоченным должностным лицом и органом это лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних;

3) практически все категории дел об административных правонарушениях рассматриваются во внесудебном порядке комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (большинство составов) или уполномоченными органами и должностными лицами (например, ст. 11.18 «Безбилетный проезд», гл. 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения») в том случае, если органы или должностные лица, к которым поступает дело, не принимают решения о передаче дел на рассмотрение комиссий;

4) административная ответственность несовершеннолетних в большей степени, чем административная ответственность полностью дееспособных нарушителей, преследует цель воспитания нарушителя посредством убеждения и порицания, т.

Кроме того, при определении административного наказания, назначаемого несовершеннолетнему, должны учитываться его возрастные, психические и индивидуальные особенности, поскольку здесь необходимо не только реализовать общеправовые принципы, но и обеспечить с помощью административного наказания и надлежащего процесса его исполнения формирование у подростка стойкого неприятия антиобщественных, аморальных тенденций и отрицания противоправного поведения.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что несовершеннолетний является специальным субъектом производства по делам об административных правонарушениях. Наличие такого административно-процессуального статуса позволяет в производстве по делу об административном правонарушении применять к несовершеннолетним особые меры правового воздействия, имеющие воспитательный, профилактический характер. Эти меры определены федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних, в частности Законом о профилактике безнадзорности, где установлены:

• категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (ст. 5);

• основания проведения индивидуальной профилактической работы (ст. 6);

• сроки проведения индивидуальной профилактической работы (ст. 7);

• права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (ст. 8).

Реализация наказательной функции административной ответственности в отношении несовершеннолетних также обладает собственной спецификой. В частности, можно констатировать, что меры наказания предусмотрены не только в КоАП РФ, но и в специальных нормативных правовых актах федерального уровня.

1. Закон о профилактике безнадзорности в ст. 8^1^ «Применение мер взыскания в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет, что за нарушения установленного порядка содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел к несовершеннолетним могут применяться такие меры взыскания, как предупреждение, выговор, строгий выговор. К несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием, могут также применяться такие меры взыскания, как сообщение родителям или иным законным представителям, исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа органа управления образованием на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения.

При реализации данных мер наказательно-воспитательного воздействия законодателем предусматривается «двойная» защита несовершеннолетних от необоснованного, неправомерного и незаконного принуждения, поскольку, с одной стороны, при реализации любого государственного принудительного воздействия должны реализовываться общеправовые принципы и гарантии (например, принципы законности, гласности, уважения чести и достоинства и др.), а с другой – в специальных актах, в частности в рассматриваемом Законе о профилактике безнадзорности, установлены дополнительные, детализирующие и учитывающие специфику несовершеннолетних субъектов ответственности гарантии. Так, согласно ст. 8^1^ этого акта по отношению к несовершеннолетним не допускаются:

• применение физического и психического насилия;

• применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних;

• применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих человеческое достоинство;

• ограничение контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с родителями или иными законными представителями;

• уменьшение норм питания;

2. Среди мер ответственности несовершеннолетних можно назвать и меры, предусмотренные все еще формально действующим Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» (в ред. от 6 февраля 1986 г.) (с изм. от 25 февраля 1993 г.), к которым в соответствии со ст. 18 относятся:

Читать еще:  Нормы при строительстве индивидуального жилого дома снип

• возложение обязанности принести публичное или сделанное в иной форме извинение потерпевшему;

• объявление выговора или строгого выговора;

• возложение обязанности на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает 1/2 минимального размера оплаты труда, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий 1/2 минимального размера оплаты труда;

• наложение на несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста и имеющего самостоятельный заработок, штрафа в случаях и в размерах, предусмотренных законодательством РФ;

• передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия;

• передача несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам;

• направление несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией;

• помещение несовершеннолетнего в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения в специальное учебно-воспитательное учреждение. Данная мера может назначаться условно с испытательным сроком в один год. Несовершеннолетний в возрасте от 11 до 14 лет может быть направлен в специальную школу, а в возрасте от 14 до 18 лет – в специальное профессионально-техническое училище.

Только в том случае, если у комиссии есть серьезные основания полагать, что никакая из вышеперечисленных мер воздействия не будет способствовать исправлению несовершеннолетнего правонарушителя, ею налагаются предусмотренные КоАП РФ меры административного наказания.

Полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав имеют четко определенную нормами права компетенцию, причем законодатель особенно подчеркнул значимость этих субъектов административной юрисдикции тем, что комиссии, образуемые органами местного самоуправления, включил в общегосударственную систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, например, в ст. 4 Закона Московской области от 30 декабря 2005 г. № 273/2005-03 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области» определена система комиссий, которую составляют:

1) Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Московской области;

2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов Московской области.

Еще одна особенность административной ответственности несовершеннолетних заключается в том, что в значительном числе случаев к административной ответственности привлекаются не сами несовершеннолетние правонарушители (например, при недостижении ими возраста 16 лет или в случае отсутствия у них собственного источника дохода), а их родители (опекуны, попечители). Именно поэтому вопросы административной ответственности несовершеннолетних и их родителей взаимосвязаны и должны рассматриваться комплексно.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙпредусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. В этих случаях административные правонарушения, совершенные несовершеннолетними, рассматриваются и как основания административной ответственности либо применения иных средств государственного принуждения к их родителям, опекунам, попечителям (законным представителям). Например, в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

К институту административной ответственности несовершеннолетних теснейшим образом примыкает институт административной ответственности за правонарушения с участием несовершеннолетних и (или) ущемлением (нарушением) их прав, свобод и законных интересов. Так, КоАП РФ в Особенной части предусматривает следующие виды составов :

• статья 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»;

• статья 5.36 «Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей»;

• статья 6.7 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения»;

• статья 6.10 «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ» (причем те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, влекут наложение более жесткого административного наказания);

• статья 6.13 «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры»;

• статья 20.22 «Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах» влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей.

И последнее, что важно отметить, завершая характеристику особенностей административной ответственности несовершеннолетних, – несмотря на то что КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, он устанавливает особенности при применении к этим специальным субъектам некоторых видов административных наказаний. Например:

1) штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2);

2) административный арест как мера административного наказания к несовершеннолетним не применяется (ст. 3.9).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector