Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что входит в государственный кадастр отходов

Ведение кадастра отходов: виды, назначение, штрафы

Природные ресурсы являются главным богатством России. Чтобы регулировать их добычу и применение ведутся специальные кадастры – лесной, земельный, водный. В учётных документах фиксируется вся важная информация о природных объектах. Учитывается и мусор, производимый гражданами, организациями и предприятиями. Вся информация о циркуляции мусора заносится в государственный кадастр отходов (ГКО).

Что представляет собой кадастр отходов?

В XXI веке контроль отходов стал важнее контроля природных ресурсов. Мусора на планете стало слишком много, его негативное влияние на окружающую среду уже в ближайшем будущем может привести к экологическому коллапсу.

Экологический коллапс – это граница природного «терпения» и способности самоочищения. Продолжая засорять планету, человечество рискует переступить границу, что приведёт к гибели биосферы планеты.

Кадастр представляет собой документальный учёт загрязнений в масштабах государства.

Назначение

Кадастр отходов необходим для того, чтобы анализировать экологическую ситуацию в стране и её регионах. Он предназначен для учёта размещения и переработки мусора. Зная ситуацию, проще прогнозировать последствия и принимать правильные решения. Кадастры фиксируют:

  • какие отходы производятся в регионах;
  • количество производимого населением и предприятиями мусора;
  • информацию о производственных выбросах;
  • данные по технологиям и разработкам в направлении охраны природы;
  • уровни загрязнения и т. п.

В кадастр также входит информация о применяемых способах утилизации и обо всём, что делается для их усовершенствования.

Кадастры отходов создаются для достижения таких целей:

  1. Обеспечение контроля ситуации с мусором.
  2. Обеспечение контроля за хозяйственными субъектами, имеющими отношение к обращению с мусором.
  3. Аккумулирование данных для разработки схемы по сбору, транспортировке и утилизации мусора.
  4. Планирование схемы обращения с отходами.

Сведения для внесения в ГКО

Юридические лица, в зависимости от действующего на территории субъекта федерации регламента отчетности подают кадастровый отчет, в который должны включить такие данные:

  • Установленные нормы и лимиты.
  • Допустимое количество отходов, которое можно хранить.
  • Произведенный объем утиля.
  • Место сдачи сырья и методы его переработки.
  • Способы транспортировки мусора и сбросов.
  • Изменения в технологии производства и ассортименте продукции.
  • Потраченные на утилизацию средства.
  • Ссылка на номера паспортов.

В отчет может входить другая информация, если это предусмотрено региональными органами контроля над использованием природных ресурсов. Каждый отчет заверяется печатью предприятия и подписью юридического лица. После регистрации контролирующий орган ставит отметку о его принятии и внесении в базу данных.



В чьи обязанности входит определение порядка ведения кадастра?

Форма кадастра неизменна для всех регионов государства. Правительство России наделило федеральный орган исполнительной власти полномочиями определять порядок ведения учёта.

Субъектам Российской Федерации дано право принимать самостоятельные решения о ведении кадастров отходов регионального значения. В документ вносится информация, которую предоставляют ИП и предприятия, в результате своей деятельности образующие мусор, а также органы местного самоуправления.

Сбор и оформление данных регионального значения регламентируют местные органы исполнительной власти.

Как мы работаем

  1. ВАША ЗАЯВКА СЕЙЧАС

Бесплатная консультация по любым вопросам о вашем проекте.

СБОР ИСХОДНЫХ ДАННЫХ

Получение необходимыъ справок. Проведение инвентаризации. Сбор документации заказчика.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

Ускоренное согласование в Роспотребнадзоре и Росприроднадзоре.

Как правильно вести кадастр отходов?

Чтобы не допускать ошибок при ведении учётных документов, ответственные лица должны придерживаться порядка ведения документации, утверждённого приказом Минприроды № 792 от 30 сентября 2011 года. В приказе описывается:

  • система сбора информации об отходах;
  • как осуществляется систематизация полученных данных о составе, происхождении и размещении утиля;
  • методы обезвреживания загрязнений различных классификаций.

Важно: В приказе нет информации о том, как следует хранить и утилизировать радиоактивные, биологические и медицинские отходы.

Большая часть информации, помещённой в кадастр, находится в открытом доступе, за исключением сведений, которые не предаются широкой огласке согласно законодательству РФ.

Кто подает сведения

На предприятия и юридические лица, а также на индивидуальных предпринимателей, деятельность которых приводит к возникновению коммунальных и промышленных отработок, накладываются обязательства об обязательном предоставлении данных о мусоре в департамент природопользования и охраны окружающей среды и Росприроднадзор, занимающихся разработкой ПО для облегчения данного процесса.

Данные подаются в виде отчета по форме 2 тп. Основные поставщики информации в кадастр:

  • Росприроднадзор, либо другой госорган, выполняющий экологический надзор.
  • Представители малого бизнеса, государственные учреждения, компании, имеющие юридический адрес, которые занимаются накоплением промышленных или коммунальных отходов.
  • Госструктуры территориального назначения.
  • Компании, которые занимаются перевозкой, обезвреживанием, захоронением либо переработкой отходов.
  • Предприятия, собирающие мусор с других компаний, с целью его дальнейшей переработки.

Виды кадастров

В Российской Федерации применяется 3 вида кадастров:

  • государственный;
  • региональный;
  • сводный.

Остановимся подробнее на каждом.

Государственный

Государственный кадастр отходов (ГКО) складывается из 3-х разделов:

  • классификационный каталог федерального значения по каждому отдельному классу опасности;
  • полный перечень всех российских полигонов и хранилищ;
  • справочная информация по типам отходов: методики вторичной переработки, применения, утилизации, уничтожения, захоронения и т. п.

Предусмотрена единая форма для ведения документа. Составлением и систематизацией занимается Министерство природных ресурсов страны.

Кадастры регионального значения

Данный вид документов, учитывающих отходы, формируется для обеспечения максимально полной обработки сведений. Он состоит из:

  • развёрнутого списка мусора в разрезе регионов;
  • реестра всех полигонов и хранилищ;
  • сведений об уже применяемых и недавно разработанных технологиях по утилизации отходов;
  • базы данных компаний, занимающихся перевозкой и обеззараживанием мусора.

Сводный

Данный вид документации создан для регионов, в которых предприятия отчитываются местным властям. Данные из регионального кадастра передаются в отделы Минприроды и экологии РФ регионального значения, а затем вносятся в сводный кадастр. В нём аккумулируется информация об отходах, кроме радиоактивного, биологического и медицинского мусора.

Из чего состоит

Сводный кадастр отходов включает в себя следующие данные:

  • Данные о технологиях использования и обезвреживания мусора, классифицированные по областям промышленности.
  • Общий российский каталог мусора (ФККО).
  • Сведения о методах уничтожения, захоронения, переработки и обезвреживания остатков.
  • Реестр свалок и полигонов, на которых захоронен мусор (ГРОРО).
  • Данные о происхождении, количестве, морфологическом составе и категории опасности отходов от каждой компании, подающей сведения в кадастр.
  • Сведения о размещении сырьевых остатков и материалов, ТКО, а также схемы перевозки и переработки.
  • Банк данных, содержащий информацию об отходах и технологиях использования их полезных составляющих.

Федеральный классификационный каталог отходов — это место, где содержатся все виды мусора, которые находятся в обращении в России.

Мусор систематизируется по следующим признакам: происхождение, условия и причины образования, химический и морфологический состав, изначальное состояние и форма.

ФККО содержит группы классификации, расположенные в убывающем порядке:

  1. Сырье, которое привело к образованию отработки, и её принадлежность к отрасли производства и техпроцессу. Отображается в виде блока, типа, подтипа и группы.
  2. Подробный состав отхода (химический и морфологический). Разделяется на подгруппы.
  3. Форма и агрегатное состояние. Разделяется на позиции.

Каждый вид мусора имеет свой одиннадцатизначный код, в котором указывается номер блока, позиции и т.д.

Наличие данного каталога позволяет в краткие сроки узнать подробную информацию о каждом виде мусора (опасность для человека и природы, способ получения и т.д.)

ГРОРО

Госреестр точек размещения отходов — это своеобразный каталог разрешенных и эксплуатируемых в данный момент свалок, полигонов и бункеров, на которых хранятся ТКО. Каждый объект, заносящийся в ГРОРО, классифицируется по таким признакам:

  1. Название объекта, на котором размещаются остатки.
  2. Для чего предназначается объект (хранение, захоронение и т.д.)
  3. Где объект находится. Должен иметься код по ОКАТО и название ближайшего города либо н.п.
  4. Информация о негативном влиянии на экосистему.
  5. Порядковый номер, который присваивается Росприроднадзором в течение 15 суток.
  6. Информация об ООО либо ИП, которые эксплуатируют данный объект.

Данный документ считается важным составляющим кадастра, т.к. позволяет быстро установить легальность свалки либо накопителя, а также её срок действия.

Банк данных

Банк данных тесно связан с ФККО. Он содержит наиболее детальную информацию о каждом виде отработки, которые присутствуют в ФККО.

Читать еще:  В каком загсе регистрировать ребенка

В банке также содержатся сведения о методах и принципах, которые применяются в обезвреживании и переработке мусора.

Раздел банка данных, содержащий информацию о методах утилизации отходов, формируется в результате отчетов владельцев и создателей технологий утилизации и обезвреживания. Достоверность информации подтверждается экологической экспертизой, которая проверяет новые технологии на предмет вреда для экосистемы.

Региональный кадастр

На основе единого кадастра, каждый регион России ведет свой региональный кадастр, в котором находятся обновляемые и систематизированные данные. Они позволяют эффективно управлять возникновением и потреблением отходов производства в каждом конкретном регионе страны.

В региональном кадастре содержатся ФККО и ГРОРО актуальные для данного региона страны, а также сведения о переработке вторсырья и всех производствах, связанных с образованием и утилизацией мусора.

Благодаря региональному кадастру осуществляется надзор за промышленностью и коммунальным хозяйством, уровнем производимого мусора и экологической обстановкой в каждом регионе.

Формы сдачи отчётности по кадастру отходов

Региональное Министерство экологии и природопользования разрабатывает форму отчётности. Она должна включать:

  • 2-ТП (отходы);
  • лимиты производства и хранения мусора;
  • расчёты затрат на размещение мусора;
  • копию документа с информацией о производственных процессах и объёмах производства и обо всех изменениях, произошедших в течение последнего года;
  • письмо со списком предоставленных отчётов и бумаг.

Для чего требуется отчетность?

Длительное время в России не фиксировались данные об отходах и их утилизации. Это привело к тому, что экологическая ситуация вышла из-под контроля властей и начала резко ухудшаться.

Документация, которая ведётся по системе, единой для всех регионов страны, и учитывающая всё, что имеет отношение к отходам, позволяет оценить сложившуюся ситуацию и начать её исправлять. Благодаря кадастру отходов:

  • определяется способность полигонов продолжать свою деятельность;
  • систематизируется информация о производимом в стране мусоре;
  • оценивается эффективность всех этапов утилизации;
  • проводятся научные исследования с целью усовершенствования используемых методов утилизации.

Ответственность за непредставление отчета

При непредставлении сведений для формирования регионального кадастра, ответственность для предприятий может наступить по нескольким статьям Кодекса об административных правонарушениях.

Так, статья 8.5 налагает на предприятия штраф в размере до 80 000 рублей при непредставлении экологической отчетности, или нарушении сроков ее передачи в контролирующие органы.

Статья 8.2 регламентирует нарушение требований в области управления отходами, и тут уже размер штрафа может составить до 250 000 рублей.

Статья 8.1 касается нарушений экологических требований в процессе эксплуатации предприятия, и по ней размер ответственности также составит довольно значительную сумму в размере до 100 000 рублей.

Что такое кадастр отходов, его виды, формы отчета и порядок ведения

Защита и сохранение природных ресурсов является важной государственной задачей. Для контроля за разумным использованием ресурсов природы создаются различные федеральные кадастры, такие как земельный, водный, лесной. В них хранится информация о природных объектах и природопользователях.

Всевозможные загрязнения в виде мусора и отходов различных производств и жизнедеятельности человека тоже подлежит обязательному учету. Для этого был разработан и ведется в настоящее время государственный кадастр отходов.

  1. Что такое кадастр отходов
  2. Назначение
  3. Что входит в кадастр
  4. Кто разрабатывает кадастр отходов
  5. Кто определяет порядок ведения кадастра
  6. Виды кадастров
  7. Государственный кадастр
  8. Региональные кадастры
  9. Сводный кадастр
  10. Порядок ведения государственного кадастра отходов
  11. Формы отчета по кадастру отходов
  12. Что такое ДПИООС
  13. Заключение

Что такое кадастр отходов

Очевидно, что в результате производственно-хозяйственной деятельности человека накапливается огромное количество мусора, загрязнений и выбросов. Кроме всего прочего, они содержат химические элементы и соединения, опасные для живой природы и человека.

Попадая в окружающую среду, токсичные вещества отравляют как воду, так и воздух с землей, что в конце концов приводит к серьезному ухудшению здоровья местного населения и экологической обстановки в целом.

Для концентрации в одном месте всей необходимой информации по загрязнениям в масштабах страны был разработан общероссийский кадастр отходов.

Назначение

Контроль за размещением и переработкой отходов необходим на государственном уровне. Для принятия грамотных решений в сфере экологии требуется информация обо всех производственных выбросах. Необходимо знать, в каких регионах, в каком объеме и какие виды отходов производятся. Функции накопителя и систематизатора данных о мусоре выполняют кадастры отходов.

В них ведется подробная статистика по разным видам загрязнений всех регионов страны и собираются данные по актуальным разработкам и технологиям в сфере охраны природных богатств. Кроме того, в кадастрах проводится анализ методов вторичного использования отходов и путей их усовершенствования.

Что входит в кадастр

Кадастр отходов должен содержать следующую информацию:

  • развернутый классификатор выбросов и загрязнений Российской Федерации по кодам и классам опасности;
  • перечень ИП и предприятий, чьи отходы подлежат обязательному учету в соответствии с законодательством РФ;
  • реестр специальных организаций, занимающихся вывозом и утилизацией опасных отбросов и переработкой вторичного сырья;
  • база данных мусорных свалок и полигонов, в том числе сельскохозяйственных навозохранилищ;
  • вид, объем и класс опасности производимого мусора в разрезе каждого поднадзорного предприятия;
  • методы нейтрализации опасных и токсичных веществ в составе отходов;
  • список документов, регламентирующих весь мусорооборот, а также лицензий предприятий, дающих право на обращение с вторсырьем.

Кто разрабатывает кадастр отходов

За разработку государственного кадастра несут ответственность Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и Министерство природных ресурсов и экологии.

Каждому предприятию, имеющему выбросы, стоки и прочие загрязнения, присваивается регистрационный номер и вменяется обязанность периодической отчетности по природопользованию.

Кто определяет порядок ведения кадастра

Федеральный кадастр ведется в единой для всех регионов страны форме. Порядок его ведения утверждается федеральным органом исполнительной власти, который получил эти полномочия от Правительства РФ.

Субъекты России имеют право самостоятельно принимать решение о ведении региональных кадастров отходов. Ведутся они на основании данных, которые предоставляют органы местного самоуправления, а также предприятия и ИП, образующие вторсырье в процессе своей работы.

Порядок сбора и оформления сведений региональных кадастров регламентируется органами исполнительной власти краев, областей и республик.

Виды кадастров

В разрезе целей, объема и уровней сбора информации о загрязнениях и различных выбросах Российской Федерации можно выделить три вида кадастров:

  • государственный;
  • региональный;
  • сводный.

Государственный кадастр

Государственный кадастр отходов состоит из трех информационных разделов:

  • Федеральный классификационный каталог отходов в разрезе классов опасности;
  • Подробный список всех хранилищ и полигонов для захоронения;
  • Справочные данные по разным видам мусора страны: способы повторной переработки и использования, уничтожения, утилизации, захоронения и т.п.

Государственный кадастр оформляется и ведется в единой форме для Российской Федерации. Кадастр составляется и систематизируется Министерством природных ресурсов.

Это ведомство должно обеспечить сбор, обработку и предоставление органам государственной власти статистических данных в сфере обращения с загрязнениями и мусором. Также эти сведения доступны любым заинтересованным пользователям в части, разрешенной законодательством РФ.

Региональные кадастры

Для более подробной обработки информации создаются региональные кадастры отходов, куда вносятся необходимые данные:

  • развернутый перечень отходов отдельно взятого региона;
  • реестр всех мусорных хранилищ и полигонов;
  • сведения о доступных способах и новых актуальных технологиях по уничтожению отбросов;
  • база данных специальных организаций, предлагающих свои услуги по перевозке, переработке и обеззараживанию различного мусора.

Сводный кадастр

В некоторых регионах хозяйственники-природопользователи подают сведения не в государственный, а региональный кадастр, согласно порядку, утвержденному органами исполнительной власти республики, края или области.

Предприятия и частные предприниматели сдают отчетность о загрязнениях по определенной форме в региональные отделения Минприроды и экологии РФ, откуда сведения переносятся в сводный кадастр.

Он содержит информацию по всем видам отходов Российской Федерации, кроме медицинских, биологических и радиоактивных.

Порядок ведения государственного кадастра отходов

Порядок ведения общероссийского кадастра отходов утвержден Приказом Минприроды РФ от 30.09.2011 № 792. В нем описывается система сбора и систематизации собранных сведений о происхождении, химическом составе и размещении вторсырья, а также методах нейтрализации и утилизации загрязнений разных классов опасности.

Настоящий Порядок не регламентирует вопросы хранения и утилизации биологических, медицинских и радиоактивных отбросов.

Все данные государственного кадастра находятся в открытом доступе, за исключением информации, скрытой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читать еще:  Статья за порчу личного имущества

Каждое производство, чья деятельность подразумевает образование бытового или промышленного мусора, обязано предоставлять сведения в кадастр.

Обязательны к предоставлению следующие данные:

  • объем образования мусора и других загрязнений;
  • фактические данные по хранению и перевозке;
  • информация о методиках обеззараживания и переработки отходов;
  • сведения о лицензии на транспортировку и утилизацию.

Если предприятие-природопользователь осуществляют свою деятельность в двух или более местах, то оно обязано предоставить в Росприроднадзор сведения о всех своих адресах. В этом случае хозяйственнику будет присвоен единый регистрационный кадастровый номер для облегчения ведения документации.

Для предоставления отчетности контролирующими органами была разработана электронная программа, которую каждый подотчетный природопользователь может получить в Росприроднадзоре или скачать в интернете. Формирование и ведение кадастра финансируется федеральным бюджетом.

Формы отчета по кадастру отходов

Формы отчёта разрабатываются региональным отделением Министерства экологии и природопользования. Примерная комплектация отчетности, необходимой для сдачи:

  • документ с данными о допустимых лимитах производства и хранения отходов;
  • копия документа, содержащего информацию о производственном процессе и объемах производства, а также обо всех изменениях за последний год;
  • отчет формы 2-ТП (отходы);
  • расчет затрат на размещение отходов;
  • письмо с перечнем всех предоставленных документов и отчетов.

После сдачи отчетности, контролирующий орган исполнительной власти, проверивший отчет, делает отметку о принятии.

Полный объем информации о сроках и формах отчета можно получить в региональных отделениях Министерства экологии и природопользования. Кроме того, эти сведения доступны на официальном сайте Министерства, там же можно скачать программу для подготовки отчетности или воспользоваться онлайн-ресурсами.

Что такое ДПИООС

Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы был создан в 2000 году. Он занимается вопросами охраны чистоты воздуха, животных и окружающей среды в целом. Департамент имеет полномочия на экологическую экспертизу отходов и регулярно проводит ее на государственном уровне.

О том, кому нужно предоставлять сведения об отходах в кадастр и что ждет лиц в случае нарушения ими требований, смотрите в данном видео:

Заключение

Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его региональные представительства собирают и систематизируют предоставляемую информацию о происхождении, объемах, химическом составе и степени опасности отходов.

Кроме того, в кадастре накапливается информация об условиях и местах хранения и захоронения мусора, технологиях его переработки и обезвреживания. Данные сведения им предоставляют предприниматели и юридические лица, деятельность которых так или иначе связана с обращением отходов.

Уполномоченные органы занимаются ведением государственного кадастра отходов с целью контроля экологической безопасности и рациональности использования природных ресурсов.

Все что нужно знать про кадастр отходов

Чтобы облегчить задачу сохранения окружающей среды, государство ведет учет использования природных ресурсов. С этой целью создаются кадастры (например, земельный, водный, лесной и т.п.) – реестры данных о природных объектах и природопользователях. Особая статья госучета – всевозможный мусор, а также отходы человеческой жизнедеятельности и производства, которые могут быть потенциальным источником загрязнения экосистемы. Данные о них заносятся в государственный кадастр отходов.

  1. Какими бывают кадастры отходов
  2. Какие задачи решает кадастр отходов и порядок его ведения
  3. Формы отчета по кадастру

Какими бывают кадастры отходов

В РФ ведутся региональные, а также федеральный кадастры отходов (или ультсырья). Государственный кадастр отходов включает в себя три раздела:

  1. ФККО – Федеральный классификационный каталог отходов (полный их перечень с указанием уровня токсичности от I до IV класса опасности).
  2. Список всех объектов, где размещают ультсырье.
  3. Справочную систему, касающуюся отходов: разновидности, способы вторичной переработки, обеззараживания, захоронения и т.п.

Для удобства и более детальной обработки сведений существуют также региональные или сводные кадастры отходов, куда включаются следующие сведения:

  1. Требования и правила внесения данных в общую информационную систему.
  2. Полный реестр отходов для каждого отдельного региона, а также перечень мест их складирования и полигонов для захоронения.
  3. Банк данных производств, предлагающих услуги вторпереработки, а также описания новых технологий и способов утилизации мусора.

Соответственно, юридические лица сдают отчетность по установленному образцу в региональные представительства Минприроды и экологии РФ, откуда сведения затем поступают в единую базу данных.

В основном это предприятия, занимающиеся всевозможными операциями с ультсырьем:

  • сбор и складирование любых видов мусора — от промышленного до ТБО;
  • перевозка, обеззараживание, захоронение отходов;
  • сбор с целью вторичной переработки и т.п.

На основании таких сведений может быть ограничена или даже остановлена деятельность производств, чьи отходы наносят вред природе; принимаются решения о закрытии полигонов захоронения мусора в одних местах и увеличения их вместимости в других; использованы новые разработки и т.п.

Какие задачи решает кадастр отходов и порядок его ведения

Контролировать на государственном уровне любой мусор, выбросы, образующиеся в результате производственно-хозяйственной деятельности людей, сегодня абсолютно необходимо. Конечно, их возникновение неизбежно, но зачастую они содержат вещества и химические соединения, опасные для живых существ, а также для всей природной среды.

Попадая в воздух, воду и землю, токсичные элементы отравляют все вокруг, что в итоге неизбежно приводит к ухудшению экологической обстановки и состояния здоровья людей.

Для принятия оптимальных решений в этой сфере необходима полная информация об отходах производств: какие они, сколько их и что именно с ними можно сделать. Данные задачи по сбору и систематизации информации и выполняют кадастры отходов.

Во-первых, это актуальная «мусорная» статистика по всем регионам страны. Во-вторых, свод научных разработок и технологий в сфере охраны природной среды. И, в-третьих, анализ существующих методов утилизации и вторпереработки с целью их дальнейшего совершенствования.

Таким образом, кадастр отходов – это следующая информация:

  • способы обезвреживания, обеззараживания токсичных веществ, содержащихся в отходах деятельности различных производств, а также банк данных современных технологий вторпереработки ультсырья;

  • полный классификатор отходов России (с присвоением каждому виду персонального кода и класса опасности от мало- до чрезвычайно опасных);
  • список полигонов захоронения, реестр хранилищ мусора (сюда входят и отвалы перерабатывающих предприятий, сельскохозяйственные помето- и навозохранилища и т.п.);
  • реестр предприятий и индивидуальных предпринимателей, отходы которых подлежат учету в соответствии с законом РФ, а также осуществляющих их перевозку, хранение, переработку и утилизацию;
  • объем, вид, свойства, уровень опасности образуемого ультсырья по каждому участнику информационной базы;
  • документы, устанавливающие нормы и лимиты по всем видам мусора, лицензии предприятий, дающие право на работу с отходами и т.п.

За формирование общероссийского кадастра отвечают Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Министерство природных ресурсов и экологии (Минэкологии). Каждому хозяйственнику–природопользователю присваивается свой регистрационный номер.

Для удобства пользователей разработаны специальные бесплатные электронные программы и подробные инструкции по ведению отчетности в режиме online.

Дополнительная информация: бесплатная видеоинструкция по использованию программы на сайте московского Департамента природопользования и охраны окружающей среды

Формы отчета по кадастру

Такие формы отчета в каждом субъекте России утверждаются региональным представительством Минэкологии. Обычно отчет имеет следующую структуру:

  1. Сопроводительное письмо с указанием всех прилагаемых к нему частей отчета.
  2. Документ об утверждении норм и лимитов для юридического лица: какое количество отходов допускается, сколько можно хранить и т.п. Уведомление об объемах образовавшегося ультсырья.
  3. Документ, подтверждающий, что в отчетном периоде предприятие не изменяло производственный процесс ни в используемых технологиях, ни в объемах производства.
  4. Расчет стоимости размещения отходов.
  5. Отчет по форме 2-ТП (отходы): статистика, сколько образуется, как обрабатываются, транспортируются и утилизируются остатки рабочей деятельности юрлица.

Каждый документ заверяется юрлицом и сопровождается отметкой уполномоченного федерального органа исполнительной власти о его принятии.

Подробные сведения о форме отчета, сроках, а также возможности его подачи нужно узнавать в территориальных представительствах Минэкологии, а также на их официальных online-ресурсах.

Например, для Москвы эти функции выполняет Департамент природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС) города Москвы, для Московской области (50 регион) — это Министерство экологии и природопользования МО, для Тульской области (71 регион) – Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области и т.п.

Читать еще:  В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами

Дополнительная информация на видео: учет отходов и контроль природопользователей Подмосковья

Сроки подачи сведений за прошедший период, а также особые требования, также могут отличаться в разных субъектах РФ. К примеру, в некоторых регионах подобные сведения сдаются ежеквартально, а в других – ежегодно, в части субъектов федерации от сдачи сведений в сводный кадастр отходов освобождены предприятия мелкого и среднего бизнеса и т.п.

Поэтому природопользователям нужно ориентироваться на постановления местных законодательных органов, которые устанавливают, каким именно образом сведения должны подаваться в контролирующие органы: например, для Башкортостана это Постановление «О порядке ведения республиканского кадастра отходов производства и потребления», для Тюмени – Постановление «О порядке ведения регионального кадастра отходов Тюменской области» и т.д.

Статистические и информационные данные федерального и региональных кадастров отходов используются для принятия необходимых стратегических и управленческих решений в сфере охраны окружающей среды. Контроль со стороны властей помогает сберечь полезные ресурсы и защитить биосферу, сохранив ее для будущих поколений и дальнейшего экономического использования.

Основные задачи ведения кадастра отходов

Сводный кадастр отходов представляет собой систематически составленный каталог, включающий сведения обо всех видах промышленных и бытовых отходов. Он был разработан и внедрен в практику в соответствии с законом, регулирующим обращение в сфере образования, накопления и утилизации отходов. Сводный кадастр отходов ведется по единой схеме и пока необязателен, а рекомендован для регионов Российской Федерации.

Порядок ведения документации и внесение изменений – прерогатива Правительства РФ. На местах за сбором и размещением сведений в единый государственный кадастр отходов отвечают органы исполнительной власти. Контроль за достоверность сведений возложен на местные департаменты Министерства природопользования.

  1. В чем смысл ведения отчетности
  2. Основные задачи Кадастра отходов
  3. Что представляет собой единый Кадастр
  4. Порядок ведения Кадастра отходов
  5. Поставщики сведений в Кадастр
  6. Сведения о размещении отходов
  7. Региональные кадастры

В чем смысл ведения отчетности

В России долгое время не существовало единого информационного документа, где бы были собраны достоверные сведения обо всех объектах размещения отработок. В самом понятии «размещение отработок» содержится двоякий смысл: отработки размещают организации, которые занимаются их утилизацией, а также все те, кто накапливает и хранит их до момента транспортировки к месту утилизации или захоронения. Таким образом, кадастр отходов стал основным информационным документом, на основе которого производится планирование природоохранных мероприятий, внедрение технологий вторичной переработки, разрабатывается политика государства в области экологии.

К примеру, проанализировав данные, Росприроднадзор пришел к выводу, что полигон ТБО переполнен, его лимиты сильно завышены, что угрожает окружающей среде. Департамент природопользования выносит постановление о приостановке деятельности полигона или свалки, направляет туда комиссию и выносит соответствующее решение – закрыть объект или дополнительно финансировать с целью наращивания мощности. Также может быть вынесено решение об организации нового полигона захоронения утиля.

Основные задачи Кадастра отходов

  1. Собрать, накопить и систематизировать сведения о промышленном мусоре и ТБО по всем регионам России
  2. Научный анализ ситуации с целью совершенствования природоохранных мероприятий
  3. Оценка эффективности всех этапов утилизации и вторичной переработки

Что представляет собой единый Кадастр

В своде содержатся следующие сведения о:

  • Происхождении, объеме, структурном составе, свойствах и классе опасности отработок от каждого конкретного субъекта хозяйственной деятельности
  • Условиях размещения остатков сырья, материалов, бытового мусора, схемах транспортировки и утилизации
  • Данные о технологиях вторичной переработки мусора, его уничтожении и обезвреживании
  • Общероссийский каталог классификации отходов
  • Реестр полигонов захоронения по классу опасности
  • Банк данных отходов и современных технологий использования полезных компонентов отходов (банк данных отходов включает в себя сводную информацию о видах и происхождению отработок)
  • Каталог данных о способах обезвреживания вредных остатков по отраслям промышленности

Порядок ведения Кадастра отходов

Данные обязаны предоставлять предприятия и организации с юридической ответственностью, а также индивидуальные предприниматели, чья деятельность приводит к образованию бытового или промышленного мусора.

В сведениях отражаются:

  • Фактические данные об объемах транспортировки
  • Характеристики мест их размещения
  • Документы, регламентирующие нормы и лимиты по каждому виду отработок
  • Сведения о количестве их образования
  • Данные о технологиях, которые используются при обработке, сортировке, обезвреживании и утилизации
  • Сведения о лицензиях на транспортировку и утилизацию

Предприятия, которые ведут хозяйственную деятельность, относятся к природопользователям. Если они ведут ее по двум или более адресам, то вправе направить в Росприроднадзор информационное письмо, в котором будут перечислены все адреса предприятия. На основе письма хозяйственнику будет присвоен единый регистрационный номер. Это упростит ведение документации по кадастру.

Росприроднадзор и Государственный Департамент природопользования, которые отвечают за формирование кадастра, его ведение и контроль разрабатывают электронную программу, которую передают хозяйственникам. Ранее ее необходимо было получать лично, теперь во многих субъектах она доступна для скачивания.

В области обращения с ТКО Росприроднадзор и департаменты природных ресурсов тесно сотрудничают с местными комитетами по строительству и ЖКХ. Ведение кадастра финансируется со стороны Министерства по природным ресурсам.

Поставщики сведений в Кадастр

Сведения в кадастр отходов подают:

  • Предприятия мелкого бизнеса, государственные организации и предприятия с юридическим адресом, чья деятельность связана со сбором и накоплением промышленного или бытового мусора.
  • Предприятия всех видов деятельности, занятые транспортировкой, обезвреживанием, захоронением и утилизацией.
  • Организации, которые специализируются на сборе мусора с других предприятий с целью его вторичной переработки.
  • Органы государственного экологического надзора, например, Росприроднадзор.
  • Территориальные государственные структуры.

В некоторых регионах России сведения в кадастр подаются ежеквартально, а в некоторых – ежегодно. Также есть субъекты, в которых предприятия мелкого и среднего бизнеса освобождены от этой процедуры.

Обязательные документы для подачи сведений в Росприроднадзор для кадастра отходов:

  1. Документ, утверждающий нормы образования утиля и лимиты на его размещение. Он должен быть подтвержден отметкой представителя органов власти. Подавать документ обязаны крупные промышленные предприятия, находящиеся в государственной или частной собственности. Предприятия мелкого и среднего бизнеса освобождены от этой процедуры.
  2. Документ, подтверждающий, что на сегодняшний день вид выпускаемой продукции и технологии производства остались неизменными. Он подтверждается подписью представителя органов власти. Документ удостоверяет, что нормативы и лимиты отходов соответствуют действительности.
  3. Природопользователи, которые платят налог за негативное воздействие на природную среду, прикладывают расчет платы по форме службы статистических наблюдений. Он подается в Росприроднадзор, где инспектор проверяет правильность данных и ставит отметку о принятии.
  4. Сведения об организациях, с которыми заключен договор на обезвреживание, утилизацию и захоронение утильсырья. Обязательно указываются данные о лицензиях – дата открытия и срок действия и размещении полигона, куда организация вывозит отходы.

Пакет документов направляется вместе с сопровождением, составленном в 2 экземплярах. При подаче в Росприроднадзор на них ставится отметка о рассмотрении, а когда сведения вносятся в кадастр отходов, делается отметка о внесении.

Сведения о размещении отходов

Важными в кадастре считаются сведения о размещении мусора, куда включены:

  • Накопители по агрегатному состоянию – накопители, хвосто и гидроотвалы, шламовые амбары, площадки очистных сооружений
  • Полигоны захоронений, за исключением подземных
  • Полигоны и свалки ТБО
  • Помето и навозохранилища
  • Отвалы перерабатывающих предприятий

Региональные кадастры

На основе единого государственного документа, содержащегося в законе, каждый регион регламентирует собственный региональный кадастр отходов производства и жизнедеятельности населения, пишется своя программа.

Региональный кадастр отходов содержит:

  1. Основные требования по ведению и заполнению кадастра
  2. Региональный каталог отходов, места размещения захоронений
  3. Сведения о производствах и технологиях вторичной переработки

Региональный кадастр отходов – ведущий документ, на основе которого осуществляется региональный надзор за работой промышленных предприятий и коммунальных хозяйств, вырабатывается стратегия мероприятий в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector