Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какую ответственность несут военнослужащие за совершенные правонарушения

Уголовная ответственность военнослужащих

Общие положения об уголовной ответственности военнослужащих. Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и заключается в установленных уголовным законом мерах воздействия на лицо, совершившее преступление, содержащих для него неблагоприятные последствия, применяемых в установленном порядке государственными органами.

В Российской Федерации существует только один нормативный правовой акт, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности — Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 24 мая 1996 г. и вступивший в силу с 1 января 1997 г. УК РФ выступает единственным правовым основанием уголовной ответственности и для военнослужащих за совершение ими любых преступлений.

Согласно ст. 2 УК РФ уголовное законодательство имеет своими задачами охрану от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей природной среды и конституционного строя, обеспечение мира и безопасности человечества, предупреждение преступлений.

Уголовный закон делится на две большие, связанные между собой группы норм, образующие Общую и Особенные части. В Общей части УК РФ содержатся нормы, определяющие задачи УК РФ и основания уголовной ответственности, пределы действия УК РФ, положения о преступлении, о наказании и освобождении от ответственности и наказания.

Особенная часть УК РФ включает нормы, предусматривающие меру ответственности (вид и размер наказания) за конкретные преступные деяния с указанием признаков этих деяний. Нормы Общей и Особенной частей тесно связаны между собой, они представляют единую систему условий уголовной ответственности за совершение преступлений.

УК РФ имеет универсальный характер, т. е. вопросы уголовной ответственности за совершение преступлений, как правило, реша­ются одинаково, независимо от того, кто их совершил и в какой области общественной жизни они совершены.

Например, нормы об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, в равной мере применяются ко всем лицам, в том числе и военнослужащим; осужденные военнослужа­щие на равных с другими осужденными условиях исполняют нака­зание в виде штрафа, военнослужащие на общих со всеми гражданами основаниях привлекаются к ответственности за убийство, кражу, хулиганство и другие преступления.

Вместе с тем в отечественном уголовном законодательстве традиционно существует ряд норм, содержание которых обусловлено спецификой военной службы. Эти нормы либо полностью посвящены уголовно-правовой охране военной безопасности, либо имеют специфику при их применении в отношении военнослужащих. Совокупность таких норм образует военно-уголовное законодательство Российской Федерации.

Военно-уголовное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность уголовно-правовых норм, применяемых только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданам, пребывающим в запасе, во время прохождения ими военных сборов в связи с совершением преступлений.

Оно имеет своей задачей главным образом охрану военной безопасности Российской Федерации. Источниками военно-уголовного законодательства являются нормы гл. 33 УК РФ (ст.ст. 331—352), а также нормы Общей части УК РФ, предусматривающие специальные виды уголовных наказаний, применяемые к осужденным военнослужащим, основания и порядок их назначения и отбывания (ст.ст. 48, 51, 55 и др.).

Кроме того, некоторые нормы Особенной части УК РФ могут быть также отнесены к источникам военно-уголовного законодательства, например, ст.ст. 285, 286, 293, в которых предусмотрена ответственность воинских должностных лиц.

Основу военно-уголовного законодательства составляют статьи гл. 33 Особенной части УК РФ, предусматривающие ответственность за преступления против военной службы. Глава 33 состоит из 22 статьей (ст.ст. 331—352), в ст. 331 УК РФ дается определение преступлениям против военной службы, другие статьи предусматривают ответственность за конкретные воинские преступления.

Эти преступления нарушают порядок прохождения военной службы и непосредственно направлены на боевую готовность войск, обусловливая тем самым особый характер и степень их общественной опасности. Некоторые из них обладают исключительно воинским характером и не имеют аналогов среди общеуголовных преступлений. В частности, самовольное оставление части или места службы — ст. 337 УК РФ, нарушение правил несения боевого дежурства — ст. 340 УК РФ.

Отдельные преступления против военной службы имеют сходство с рядом общеуголовных деяний, но совершенные в условиях военной службы они обладают повышенной общественной опасностью. Например, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности — ст. 335 УК РФ.

Преступлениями против военной службы (воинскими преступлениями) признаются предусмотренные гл. 33 УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

В соответствии со статьями гл. 33 УК РФ уголовную ответственность несут также военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 331 УК РФ ответственность за преступления против военной служ­бы, совершенные в военное время или в боевой обстановке, опреде­ляется законодательством Российской Федерации военного времени. Сегодня, к сожа­лению, этого законодательства в России нет.

Предусмотренные в гл. 33 УК РФ воинские преступления можно разделить на следующие группы:

— преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими (ст.ст. 332—336 УК РФ);

— уклонение от военной службы (ст.ст. 337—339 УК РФ);

— преступления против порядка несения специальных служб (ст.ст. 340—344 УК РФ);

— преступления против порядка использования и сбережения военного имущества (ст.ст. 345—348 УК РФ);

— преступления против порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники (ст.ст. 349—352 УК РФ).

Ответственность военнослужащих за совершение преступлений против военной службы . Ответственность за такие преступления наступает в соответствии с гл. 33 УК РФ.

Неисполнение приказа (ст. 332 УК РФ). Под неисполнением приказа понимается невыполнение подчиненным действий, предписанных приказом, совершение действий, запрещенных приказом, ненадлежащее исполнение приказа, т. е. отступление от его предписаний о времени, месте и характере совершаемых действий.

Неисполнение приказа может выражаться либо в открытом (демонстративном) отказе от исполнения требований начальника (неповиновение), либо в «завуалированном» (внешне скрытом) отказе от исполнения приказа (подчиненный приказ начальника внешне принимает к исполнению, но в действительности умышленно его не исполняет), либо в невыполнении требований приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе (в результате забывчивости, нечеткого уяснения содержания приказа и т. п.).

Неисполнение приказа образует преступление только в случае, когда в результате невыполнения военнослужащим приказания начальника будет причинен существенный вред интересам службы.

Неисполнение приказа, не повлекшее причинения существен­ного вреда интересам службы, следует признавать дисциплинар­ным проступком. Повышенную общественную опасность представляет неисполнение приказа, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 332 УК РФ). Неисполнение приказа по неосторожности наказывается только при условии наступления тяжких последствий (ч. 3 ст. 332 УК РФ).

Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333 УК РФ). Под сопротивлением понимается воспрепятствование исполнению на­чальником или иным лицом (дежурным, патрульным и т. п.) возложенных на них обязанностей военной службы.

Оно заключается в стремлении виновного не дать возможности действовать начальнику или иному лицу в данной конкретной обстановке в соответствии с законом, требованиями воинских уста­вов или приказом начальника. Это, например, случаи воспрепятствования дежурному по полку навести порядок среди военнослужащих, нарушающих воинскую дисциплину, распорядок дня и т. п.

Под принуждением понимаются действия, направленные на то, чтобы заставить начальника или иное лицо нарушить возложенные на него обязанности военной службы, т. е. совершить незаконные действия в интересах принуждающего либо действовать вопреки интересам службы (военнослужащий требует от начальника предоставить ему увольнение, отправить в отпуск, перевести его в другую воинскую часть и т. п.).

Сопротивление и принуждение должны сопровождаться примене­нием насилия или угрозой применения насилия в отношении начальника или иного лица, исполняющего обязанности военной службы.

Обстоятельствами, значительно повышающими общественную опасность сопротивления начальнику или принуждения его к нарушению обязанностей военной службы, уголовный закон признает: а) совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или орга­низованной группой; б) применение оружия; в) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий (ч. 2 ст. 333 УК РФ).

Права и ответственность военнослужащих.

Все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской федерации, с учетом особенностей своего правового положения.

Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного нарушения могут нести дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Дисциплинарную ответственность военнослужащие несут за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали или общественного порядка согласно Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил РФ.

За административные правонарушения (нарушения правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и др.

Читать еще:  Ответственность за невыполнение обязательства по материнскому капиталу

Материальную ответственность военнослужащие несут за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы в соответствии с Федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.

Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут за невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные не при исполнении обязанностей военной службы государству, физическим и юридическим лицам.

Уголовную ответственность военнослужащие несут за совершенные преступления в соответствии с законодательством Российской Федерации. За преступления против установленного порядка несения военной службы они несут ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (раздел «Преступления против военной службы»).

Военнослужащий вправе также обратиться с жалобой в суд на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц. Каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или уполномочивать на это другое лицо о незаконных в отношении его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ, а также о неудовлетворении его положенным довольствием (см. «Дисциплинарный устав», глава 1).

Далее рассмотрим более подробно дисциплинарную ответственность военнослужащих, которая тесно связана с их повседневной жизнедеятельностью, исполнением ими обязанностей военной службы и соблюдением правил воинской дисциплины.

Воинская дисциплина, ее сущность и значение.
Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.

Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применение мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего быть верным Военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации; выполнять свой воинский долг, умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество; стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга; быть бдительным, строго соблюдать военную и государственную тайну; поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество; оказывать уважение командирам и друг другу; соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости; с достоинством вести себя в общественных местах; не допускать самому недостойных поступков и удерживать других от них; содействовать защите чести и достоинства граждан.

За состояние дисциплины в воинской части (подразделении) отвечает ее командир и заместитель командира по воспитательной работе, которые должны постоянно поддерживать высокую воинскую дисциплину, требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.

Каждый военнослужащий обязан содействовать командиру в восстановлении порядка и дисциплины. За уклонение от содействия командиру военнослужащий несет ответственность.

Вспомним, что одним из принципов строительства Вооруженных Сил РФ является принцип единоначалия, который заключается в наделении командира всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Право командира отдавать приказ и обязанности подчиненного беспрекословно подчиняться являются основными составляющими принципа единоначалия.

В случае открытого неповиновения или сопротивления подчиненного командир обязан для восстановления порядка и дисциплины принять все установленные законами и воинскими уставами меры принуждения, вплоть до ареста виновного и привлечения его к уголовной ответственности. При этом оружие может быть применено только в боевой обстановке, а в условиях мирного времени — в исключительных случаях, не терпящих отлагательства в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ.

Применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания могут только прямые начальники (начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, и те, кто, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками).

За нарушение воинской дисциплины или общественного порядка военнослужащий лично несет дисциплинарную ответственность.

При нарушении военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир может ограничиться напоминанием ему о его обязанностях и воинском долге, а в случае необходимости подвергнуть дисциплинарному взысканию. При этом командир учитывает, что налагаемое взыскание является мерой укрепления дисциплины и воспитания военнослужащего и должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени установленной вины.

В целях укрепления воинской дисциплины и воспитания военнослужащих за совершенные ими поступки на солдат, матросов, сержантов и старшин могут налагаться дисциплинарные взыскания.

На солдат и матросов:

— лишение проходящих военную службу по призыву очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

— назначение проходящих военную службу по призыву вне очереди в наряд на работу — до 5 нарядов;

— арест с содержанием на гауптвахте (гауптвахта — помещение для содержания под арестом военнослужащих) проходящих военную службу по контракту — до 7 суток, а проходящих военную службу по призыву — до 10 суток;
— лишение нагрудного знака отличника;

— досрочное увольнение в запас проходящих военную службу по контракту.

На сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, могут налагаться следующие взыскания:

— лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

— арест с содержанием на гауптвахте — до 10 суток;

— лишение нагрудного знака отличника;

— снижение в должности;

— снижение в воинском звании на одну ступень;

— снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность.

На сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту, могут налагаться следующие взыскания:

—арест с содержанием на гауптвахте — до 7 суток;
— лишение нагрудного знака отличника;

—снижение в должности;

— досрочное увольнение в запас.

Далее будет рассмотрен вопрос о преступлениях против военной службы. Для начала вспомним общее понятие преступления .

Преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской федерации (введен в действие с 1 января 1997 г.) под угрозой наказания.

Не является преступлением действие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т. е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести (умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы); преступления средней тяжести (максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы); тяжкие преступления (максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы); особо тяжкие преступления (предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание).

Преступлениями против военной службыпризнаются предусмотренные Уголовным кодексом РФ (глава 33) преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Преступления против военной службы, определенные Уголовным кодексом РФ.

Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (статья 333).

Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы, сопряженное с насилием или с угрозой его применения, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

(Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещение в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до двадцати лет.)

Насильственные действия в отношении начальника (статья 334). Нанесение побоев или применение иного насилия в отношении начальника, совершенное во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

1. Административная ответственность военнослужащих.

Особенности административной ответственности военнослужащих, прежде всего, определяются ст. 2.5 КоАП РФ, а также эти особенности вытекают из положений ряда иных статей того же Кодекса. Кроме того, вопросы административной ответственности военнослужащих в определенной степени также регулируются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. При этом в последние годы законодательство об административной ответственности военнослужащих существенно изменялось.

Читать еще:  Является ли аренда распоряжением имуществом

Наиболее существенные отличия ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения состоят в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность.

Административная ответственность военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, на общих основаниях согласно КоАП РФ наступает за следующие правонарушения:

— административные правонарушения, посягающие на отдельные права граждан (ст. ст. 5.1; 5.3 – 5.26);

— за нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. ст. 5.45 – 5.52, 5.56);

— за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);

— за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);

— за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);

— за административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12)

— за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 (ст. 15.32, 15.33, 15.34 вступают в силу с 1 января 2010 года));

— за административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);

— за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);

— за некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст. ст. 18.1 -18.4);

— за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

На основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ), в случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим или лицом, призванным на военные сборы, за исключением вышеперечисленных случаев (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ), когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В указанном случае, в силу ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г. №203-ФЗ), постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В остальных случаях военнослужащие могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, но с отдельными особенностями применения к ним административных наказаний.

Согласно ранее действовавшей редакции ст. 2.5 КоАП РФ, к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, не могли быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

С 1 января 2007г. с принятием Федерального закона «О Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ действуют следующие ограничения по применению административных наказаний.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). Указанное исключение не касается офицеров, призванных на военную службу, а также лиц, призванных на военные сборы.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации, применяемое к иностранным гражданам и лицам без гражданства, не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).

Административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ). В то же время к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, за совершение административных правонарушений, в соответствующий случаях, может быть применен дисциплинарный арест, предусмотренный Дисциплинарным уставом ВС РФ (ч. 4 ст. 28.4 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 94 Дисциплинарного устава ВС РФ).

Назначение дисциплинарного ареста за совершенное административное правонарушение также осуществляется с рядом особенностей.

Если совершенным военнослужащим грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. В этом случае срок дисциплинарного ареста назначается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП РФ.

В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.

Однако дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.

Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

Статья 54. Ответственность военнослужащих за преступления, проступки и иные правонарушения

Военнослужащие за преступления, проступки и иные правонарушения несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарнуюответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

4. Правила прохождения воинской службы в Вооруженных Силах,
других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан

(Утверждено Указом Президента Республики Казахстан от 25 мая

2006 года № 124. С изменениями на 1 июля 2013 года)

Настоящие Правила прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан определяют порядок прохождения воинской службы по призыву и контракту гражданами Республики Казахстан.

Прохождение воинской службы в мирное и военное время включает в себя обучение в военных учебных заведениях, реализующих программы среднего технического и профессионального, высшего, послевузовского образования, на военных факультетах высших учебных заведений (далее — военные факультеты), призыв на воинскую службу, добровольное поступление на воинскую службу по контракту, присвоение воинского звания, назначение на воинскую должность и перемещение по воинской службе, ротацию, увольнение с воинской службы, аттестацию, предоставление отпусков, прохождение воинских сборов, другие обстоятельства (события), определенные законодательством Республики Казахстан.

Граждане Республики Казахстан проходят воинскую службу в Вооруженных Силах по контракту в добровольном порядке или по призыву в соответствии с настоящими Правилами с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан.

Поощрение и привлечение военнослужащих к дисциплинарной ответственности производятся в порядке, установленном дисциплинарным уставом, а также настоящими Правилами.

Началом воинской службы считаются:

1) для призванных на воинскую службу (воинские сборы) — день издания приказа соответствующего командира (начальника) об убытии из местного органа военного управления (области, города республиканского значения и столицы) к месту прохождения воинской службы (сборов);
2) для поступивших на воинскую службу по контракту — день издания приказа командира воинской части (руководителя государственного учреждения) о зачислении в списки личного состава части;
3) для поступивших в военные учебные заведения, реализующие программы среднего технического и профессионального, высшего образования (военные факультеты), и ранее не состоявших на воинской службе, — день издания приказа начальника учебного заведения о зачислении в списки личного состава военного учебного заведения (военного факультета), а при поступлении в иностранное военное учебное заведение, реализующее программы среднего технического и профессионального, высшего образования, — день издания приказа руководителя уполномоченного органа о направлении на учебу.
9. Сроки воинской службы установлены Законом Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года «О воинской службе и статусе военнослужащих» (далее — Закон) и истекают:

1) для проходящих воинскую службу по призыву — не позднее последнего числа последнего месяца срока истечения воинской службы по призыву;
2) для проходящих воинскую службу по контракту — в соответствующее число последнего месяца срока истечения контракта, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.

В случаях, когда истечение срока воинской службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, указанный срок истекает в последний день этого месяца.

Днем окончания воинской службы считается день исключения военнослужащего из списков воинской части в связи с увольнением с воинской службы (окончанием воинских сборов).

Началом воинской службы считаются:

1) для призванных на воинскую службу (воинские сборы) — день издания приказа соответствующего командира (начальника) об убытии из местного органа военного управления (области, города республиканского значения и столицы) к месту прохождения воинской службы (сборов);
2) для поступивших на воинскую службу по контракту — день издания приказа командира воинской части (руководителя государственного учреждения) о зачислении в списки личного состава части;
3) для поступивших в военные учебные заведения, реализующие программы среднего технического и профессионального, высшего образования (военные факультеты), и ранее не состоявших на воинской службе, — день издания приказа начальника учебного заведения о зачислении в списки личного состава военного учебного заведения (военного факультета), а при поступлении в иностранное военное учебное заведение, реализующее программы среднего технического и профессионального, высшего образования, — день издания приказа руководителя уполномоченного органа о направлении на учебу.
9. Сроки воинской службы установлены Законом Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года «О воинской службе и статусе военнослужащих» (далее — Закон) и истекают:

Читать еще:  Какие документы необходимы для выписки из квартиры

1) для проходящих воинскую службу по призыву — не позднее последнего числа последнего месяца срока истечения воинской службы по призыву;
2) для проходящих воинскую службу по контракту — в соответствующее число последнего месяца срока истечения контракта, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.

В случаях, когда истечение срока воинской службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, указанный срок истекает в последний день этого месяца.

Днем окончания воинской службы считается день исключения военнослужащего из списков воинской части в связи с увольнением с воинской службы (окончанием воинских сборов).

Отбор кандидатов для поступления на воинскую службу по контракту проводится в следующем порядке:

1) прием документов, необходимых для поступления на воинскую службу по контракту;

2) прохождение медицинского освидетельствования;

3) определение соответствия уровня физической подготовки;
4) определение уровня профессиональной подготовки и соответствия имеющейся военно-учетной специальности (образования) рассматриваемой для назначения воинской должности;

5) прохождение проверки на психологическую пригодность.
Медицинское освидетельствование кандидатов (кроме граждан, поступающих на воинскую службу в другие войска и воинские формирования Республики Казахстан) состоит из двух этапов:

1) предварительное медицинское освидетельствование — проводится врачами-специалистами медицинских организаций по месту регистрации;
2) окончательное медицинское освидетельствование — проводится в местных органах военного управления в период работы призывных (приписных) медицинских комиссий, а также при военно-врачебных комиссиях военно-медицинских частей и учреждений Вооруженных Сил.

По согласованию руководителей уполномоченных органов медицинское освидетельствование кандидатов может проводиться в военно-медицинских частях и учреждениях вне зависимости от ведомственной подчиненности.
Основаниями для отказа кандидату в приеме на воинскую службу по контракту являются:

1) несоответствие требованиям, определенным статьей 38 Закона;
2) результаты специальной проверки, препятствующие поступлению на воинскую службу по контракту, либо отказ кандидата от ее прохождения;
3) несоответствие требованиям по уровню физической подготовки;
4) результаты проведения психофизиологического и полиграфологического исследований, препятствующие поступлению на воинскую службу по контракту.

Назначение военнослужащего на воинскую должность производится с учетом уровня образования и профессиональной подготовки военнослужащего, состояния здоровья, в зависимости от квалификационных требований к категориям должностей специального государственного органа, утверждаемых первым руководителем специального государственного органа, и иных обстоятельств, предусмотренных настоящими Правилами.
Назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и учитывать имеющийся опыт служебной деятельности и образования. При необходимости использования военнослужащих на должностях по новой для них военно-учетной специальности их назначению на эти должности должна предшествовать соответствующая переподготовка.
Назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится в порядке продвижения по службе.

Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, состоящему в резерве для выдвижения на высшую должность, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит воинскую службу, проявившему при исполнении обязанностей воинской службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Назначение на низшую воинскую должность производится:

1) с согласия военнослужащего:

— в связи с организационно-штатными мероприятиями — при отсутствии вакантной воинской должности, равной его профилю подготовки;

— по семейным обстоятельствам, определенным подпунктом 8) пункта 1 статьи 26 Закона, подтверждающимся актом обследования семейно-имущественного положения;

— по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

— по личному рапорту военнослужащего;

— в период нахождения в распоряжении командира (начальника), за исключением обстоятельств, определенных подпунктом 3) пункта 5 статьи 21 Закона;
2) без согласия военнослужащего:

— по заключению аттестационной комиссии, не ниже чем на одну ступень;

— в дисциплинарном порядке за совершение проступков, не являющихся основаниями для расторжения контракта, не ниже чем на одну ступень;

— военнослужащие составов солдат (матросов), сержантов (старшин), временно назначенные на должности офицерского состава, в случае сокращения этих должностей или при назначении на эти должности военнослужащих соответствующего состава;

— в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан за совершение коррупционных правонарушений.

Воинское звание «лейтенант» присваивается:

1) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицерского состава, окончившему высшее военное учебное заведение по программе высшего образования (военный факультет);

2) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицерского состава, окончившему высшее военное учебное заведение зарубежного государства, программа обучения которого в соответствии с законодательством страны обучения предусматривает после завершения обучения присвоение первого воинского звания офицерского состава;

3) гражданину, окончившему полный курс военной подготовки по программе офицеров запаса и сдавшему установленные экзамены, — по окончании высшего учебного заведения;

4) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицерского состава, имеющему высшее образование и окончившему полный курс военной подготовки по программе офицеров запаса, поступившему на воинскую службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицерского состава (либо проходящему воинскую службу по контракту), — при назначении на соответствующую воинскую должность;

5) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицерского состава, имеющему высшее образование, поступившему на воинскую службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицерского состава, — при назначении на соответствующую воинскую должность, но не ранее чем через один год непрерывной службы на офицерских должностях;

6) военнообязанному, не имеющему воинского звания офицерского состава, имеющему высшее образование, — после завершения воинских сборов по подготовке офицеров запаса в случае приписки на офицерскую должность воинской части по мобилизационным планам согласно перечню недостающих специальностей, утверждаемому Министром обороны Республики Казахстан, но не ранее чем через год после окончания учебного заведения.

К присвоению очередного воинского звания, а также первого воинского звания офицерского состава в соответствии с подпунктами 4), 5) пункта 89 настоящих Правил не представляются военнослужащие при наличии:

— неснятого дисциплинарного взыскания, в отношении которых возбуждено уголовное дело,

— осужденные к ограничению по воинской службе,

— а также находящиеся в распоряжении соответствующих командиров (начальников) (в том числе при временном исполнении обязанностей по вакантным или не вакантным должностям).

Аттестация — периодически осуществляемая процедура по определению уровня профессиональной подготовки военнослужащих, которая проводится на основе совокупности оценочных материалов, включаемых в аттестационный лист.
Внеочередная аттестация военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту, проводится по решению Президента Республики Казахстан.
Цель аттестации — всесторонняя и объективная оценка служебной деятельности, профессиональной компетентности, а также рациональное использование и развитие профессионального потенциала военнослужащих.
Основные задачи аттестации:

1) дать всестороннюю и объективную характеристику профессиональных и личных качеств, потенциальных возможностей каждого военнослужащего;
2) определить соответствие аттестуемых военнослужащих занимаемым должностям и перспективу их дальнейшего служебного использования;
3) определить целесообразность продления сроков службы военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту;
4) определить направления совершенствования подготовки (переподготовки) обучения военнослужащих;

5) сформировать кадровый резерв военнослужащих для продвижения по службе или направления на учебу;

6) выработать рекомендации военнослужащим по устранению имеющихся недостатков.

Заключение

Находясь в рядах Вооруженных Сил, военнослужащий обязан выполнять требования военной присяги, быть всегда готовым по приказу правительства выступить на защиту Родины и защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами

По увольнении из Вооруженных Сил, проходя в обязательном порядке службу в запасе, каждый военнообязанный должен поддерживать свою воинскую квалификацию и совершенствовать военную подготовку на учебных и поверочных сборах.

Жизнь, быт и деятельность военнослужащих детально регламентированы военно-правовыми нормами. Благодаря этому обеспечиваются высокая согласованность и единство действий всего личного состава, необходимые гибкость и мобильность военной организации в условиях боевой обстановки. Эта особенность воинской службы обусловлена ведущими принципами военного строительства — единоначалием и централизацией военного управления.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector