Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наезд на велосипедиста ответственность

ОСАГО на велосипед: можно ли застраховать и как это работает при ДТП?

  1. По закону полис ОСАГО на велосипед не нужен, так как он не подлежит регистрации в ГИБДД.
  2. Но и фактически добровольно вы не сможете застраховать ответственность, даже если захотите – страховые компании не продают страховку на такое транспортное средство.
  3. Но вы сможете застраховать сам велосипед по другим видам страхования – от порчи, угона и кражи, вред здоровья при падении с него.
  4. При ДТП с велосипедистом по вине водителя автомобиля первый получает возмещение по страховке на машину.
  5. А вот при вине двухколёсного он тоже может получить возмещение, так как автомобиль является источником повышенной опасности.

В летний период в 2021 году в России происходит до 1 тысячи наездов на велосипедистов, и с каждым годом по мере роста этой категории участников дорожного движения растёт и число аварий. Но страхование ОСАГО в отношении двухколёсных работает по-особенному – как при виновности водителя этого спортинвентаря, так и при вине водителя автомобиля. Есть и определённые тонкости в этом вопросе. В статье мы рассмотрим 2 главных вопроса и все производные от них: можно ли приобрести ОСАГО на велосипед и что делать при ДТП с таким ТС при виновности того или иного участника.

Кто есть велосипедист на дороге?

Итак, ПДД 2021 года довольно чётко определяют правила для этой категории участников на дороге:

  • велосипед – это транспортное средство (но не механическое), а велосипедист – водитель,
  • взрослым водителям на этом транспорте Правила предписывают двигаться чаще всего по дороге (за исключением исключений), но как можно правее,
  • но есть в ПДД и целый ряд ограничений для них, перечисленный в 24 разделе.

Можно ли оформить ОСАГО на велосипед?

Нет. И здесь всё достаточно просто.

Велосипедисты по закону не обязаны приобретать ОСАГО. Подпункт «б» пункта 2 статьи 4 Федерального закона №40 предписывает, что транспортные средства, не подлежащие регистрации в ГИБДД, являются исключением из обязанных по страхованию автогражданской ответственности. Но даже если вы добровольно захотите это сделать, вы не сможете нигде купить полис – ни в одной страховой компании.

Вот алгоритм официальной буквы закона:

  1. статья 4 ФЗ-40 обязывает всех владельцев транспортных средств застраховать свою гражданскую ответственность,
  2. в пункте 3 этого же закона перечисляются исключения, в частности, отсутствие обязанности ставить ТС на учёт в ГАИ является таким исключением, а велосипед к таковым как раз относится.

Как мы указали выше, вы просто не сможете приобрести полис на свой велосипед, потому как ни одна страховая организация не страхует по ОСАГО такие транспортные средства. И потому мало того, что вам законно не смогут выписать штраф за страховку за отсутствием состава правонарушения, но и на практике инспекторы ГИБДД даже не пытаются оштрафовать велосипедистов за это.

Как работает ОСАГО при ДТП?

Здесь всё очень просто – также как и с пешеходами, и возможность получения возмещения напрямую зависит от того, чьё нарушение привело к происшествию. Давайте рассмотрим оба варианта такой ситуации.

Если виноват водитель автомобиля?

Так как по ОСАГО страхуется именно ответственность владельца автомобиля, то в при вине такого ответственного лица страховое возмещение получает собственника велосипеда.

То есть при наезде на велосипедиста последний обращается в страховую компанию виновного водителя машины и получает выплату по калькуляции за причинённый ущерб здоровью и велосипеду, а также иному имуществу. Форма натурального возмещения в «автогражданке» не работает – то есть ремонт велосипеда по ОСАГО не получится провести, получив направление в мастерскую от страховой компании – у финансовых организаций просто не будет заключён договор с мастерскими.

Единственная статья возмещения, которую велосипедист не сможет выбить по ОСАГО со страховой – это моральный ущерб (пп. «б» пункта 2 статьи 6 ФЗ Об ОСАГО). С этим вопросом придётся обращаться уже напрямую к водителю как причинителю вреда, либо требовать через суд.

А ещё возможна выплата ущерба с учётом износа. Хотя, Единая методика не упоминает велосипедов по части способа расчёта страховой выплаты, Конституционный суд в судебной практике своего времени указал, что требование разницы с самого виновника ДТП между выплатой от страховой с учётом износа и расчётом реальной стоимости восстановления велосипеда законно.

Если виновен велосипедист?

В этом случае. он также может получить страховое возмещение по ОСАГО водителя при наличии у того действующего полиса. Как же так получается?!

Всё дело в очень несправедливой по мнению многих автолюбителей статье Гражданского кодекса России. Его статья 1079 указывает на то, что владелец источника повышенной опасности (ИПО) несёт ответственность даже при отсутствии вины, когда этим источником причинён вред.

Автомобиль является ИПО не только по отношению к пешеходам, но и по отношению к велосипедистам. Так работает судебная практика:

  • наезд автомобиля на велосипед – вред, причинённый источником повышенной опасности,
  • наезд на пешехода – ровно также,
  • наезд велосипедиста на пешехода – тоже вред, причинённый ИПО,
  • но ДТП велосипедиста с другим велосипедистом – не ИПО, также как столкновение двух автомобилей друг с другом.

Но и водитель в этом случае имеет право на возмещение причинённого вреда его автомобилю или здоровью. Но, увы, здесь ОСАГО уже не работает, так как у велосипедиста его попросту не может быть.

Таким образом, возмещение вреда при ДТП с велосипедистом по его вине происходит следующим образом:

  • велосипедист получает выплату за вред здоровью по страховке ОСАГО водителя машины, согласно статье 1079 ГК РФ,
  • а собственник повреждённого автомобиля имеет право рассчитывать на возмещение вреда его имуществу и здоровью от наездника двухколёсного – но последний платит уже из собственного кармана.

От чего можно застраховать двухколёсного?

Вообще, да. Но, как мы уже указали выше, ОСАГО на велосипед вы не сможете приобрести, лишь за редкими исключениями в виде временных спецпредложений компаний. Чаще можно встретить предложения страховых компаний по страхованию риска ответственности – это почти то же самое, что и ОСАГО, но страховка действует при более обширном круге деятельности человека. Но, к сожалению, и здесь чаще всего наступления страхового случая при занятии активными видами спорта идёт как исключение из правил, и выплаты потерпевшему в этом случае не будет.

От порчи

Это наиболее популярный вид страховки – по сути здесь вы защищаете своё имущество и получаете выплату при наступлении любого страхового случая – даже если упадёте с велосипеда на дорогу без участия других транспортных средств и людей. Эдакое Каско – только на двухколёсного «друга».

На дату написания данной статьи такую услугу в Москве и других городах предлагают следующие страховщики:

  • Альфастрахование – полис для активных видов спорта от порчи спортинвентаря,
  • Ингосстрах,
  • ВТБ Страхование,
  • Росгосстрах,
  • а также некоторые магазины велосипедов.

От угона

Также очень распространённый вид страхования. Здесь для получения выплаты почти всегда потребуется предоставить входящий КУСП (входящий регистрационный талон) от полиции при подаче заявления об угоне.

Обратите внимание, всегда смотрите максимальный лимит выплаты и сопоставляйте его со стоимостью вашего велосипеда – первый не должен быть намного ниже последнего. Но и выше не имеет смысла.

От вреда здоровью

В таком случае вы можете приобрести просто полис ДМС (добровольного медицинского страхования). Только обязательно смотрите, чтобы активные виды спорта были включены в страховой риск.

Аварии с велосипедистами: как разобраться кто прав

Самый удобный и недорогой вид транспорта для некоторых жителей нашей страны — это велосипед, особенно в теплое время года. Не приходится стоять в пробках и изнывать от жары в салоне авто, если не работает кондиционер. Но помимо удобства этот вид транспорта является достаточно опасным, поскольку не всегда велосипедисты готовы соблюдать ПДД и ездить аккуратно. Но что делать автовладельцу, если он попал в ДТП с участием велосипедиста?

Распространенные ситуации

Самыми уязвимыми и при этом беспечными участниками движения на дороге являются велосипедисты. Любые данные, которые можно получить на официальном портале Госавтоинспекции, говорят о том, что в летний период наибольшее число аварий происходит именно с представителями велодвижений.

Наибольшее число — с детьми-велосипедистами.

К сожалению, в нашей стране не распространено обучению водителей велосипедов езде по оживленным дорогам, они постигают все навыки самостоятельно, в то же время пренебрегая безопасностью и дотошным изучением ПДД.

Читать еще:  Незаконное предпринимательство административная ответственность

Автобусы на остановках и просто припаркованные автомобили для них являются преградой, которую они объезжают не глядя по сторонам, т.е. просто выскакивают на проезжую часть под колеса едущего ТС.

Аварии с велосипедистами случаются не только летом, но и в зимнее время, поскольку современные магазины могут предоставить само двухколесное транспортное средство на любое время года.

Не столь критичен и важен был бы этот вопрос, если бы в ДТП страдали только транспортные средства.

К сожалению, велосипедист никак не защищен в моменты движения от окружающих автомобилей и иных участников движения. Максимум, что может быть — это специальная защита, которая поможет в случае ДТП предотвратить летальный исход.

Ежегодно статистика по смертельным случаям и получению тяжелых телесных повреждений только ухудшается, что говорит лишь о том, что работа по улучшению дорожной ситуации просто не проводится.

Причины же аварий с велосипедистами различны и разнообразны. Рассмотрим самые распространенные.

Выезд с дворовой территории

Зачастую велосипедисты очень уверенно чувствуют себя на дворовых дорожках, где движения автомобилей нет, а пешеходы стараются самостоятельно избежать столкновения с двухколесным участником движения.

При этом выезжая со двора их мировосприятие не меняется: они уверены в том, что избегать аварии с ними должны окружающие, а не они сами.

Выезжая из проулка между домами, водитель велосипеда начинает движение между припаркованными авто, становясь незаметным для основного потока.

Резкий выезд на проезжую часть может спровоцировать аварию.

Так же этот момент можно рассмотреть и с той точки зрения, когда из двора выезжает автомобиль.

Водитель смотрит на движущиеся ТС, не замечая велосипедиста, маневрирующего между припаркованными ТС.

По факту это происходит из-за низкой посадки в автомобиле. Дальнейшее развитие событий происходит уже исходя из реакции водителей и их скорости движения.

В подобных ситуациях в любом случае виновником ДТП признают того, что управляет автомобилем. Его невнимательность не может служить оправданием случившемуся ДТП.

Движение по встречке

В нашей стране законодательно установлено правостороннее движение, конечно, если речь не идет о полосах реверсивного движения или просто односторонних дорогах.

Для движения на дороге всегда присутствует разметка, которая помогает автовладельцам ориентироваться на дороге и правильно выбирать полосу для движения.

Нужно помнить, что велосипед так же является транспортным средством, поэтому оснований для пренебрежения правилами движения у него нет.

Весь транспорт, который осуществляет движение на дороге, обязан соблюдать ПДД, а водители — нести ответственность за свои действия.

Естественно, не все велосипедисты знакомы хорошо с правилами движения, что приводит к печальным последствиям.

Аварии на велосипедах случаются благодаря тому, что участник движения неверно выбрал полосу и направление движения — то есть ехал по встречке.

В подобных случаях их движение является потенциально опасным и аварийным и может повлечь за собой ДТП даже со смертельным исходом, если учитывать скорости движения встречных потоков.

Движение по тротуару

Один из самых распространенных типов ДТП, случающихся с участием двухколесного ТС.

Когда владелец двухколесного ТС движется по тротуару, а водитель авто выезжает из двора нередки столкновения.

Происходит это за счет того, что у водителя автомобиля затруднен обзор из-за насаждений кустарников или деревьев, а также небольших строений или ремонтных работ, которые нередко ведутся рядом с домами.

Велосипедист же в подобной ситуации уверен, что при движении по тротуару он имеет преимущество и не готов уступить дорогу более крупному ТС, чтобы избежать ДТП.

В подобных ситуациях зачастую признаётся обоюдная вина водителей. С одной стороны, автомобиль должен был пропустить всех, кто двигается по тротуару, а с другой — велосипедист при движении должен не мешать движению других лиц.

Все потенциально опасные участки, такие как пешеходные переходы или выезды из дворов, водитель велосипеда должен проходить пешком, ведя двухколесное средство рядом с собой.

Шанс быть признанным невиновным у владельца авто все же есть: даже при минимальной скорости он не может в один момент остановить свое транспортное средство, когда велосипедист на скорости вылетает под колеса с пешеходной зоны.

То есть, при наезде на пешехода виновным будет признан водитель ТС, а наезде на велосипедиста ответственность все же будет лежать на последнем.

Пешеходный переход

Большинство ДТП на пешеходном переходе происходит из-за невнимательности и спешки водителей.

Участие же велосипедистов в подобных авариях случается по причине того, что они пытаются быстрее проехать опасный участок, забывая об элементарных правилах движения.

На самом деле, водитель двухколесного ТС обязан еще на тротуаре слезть с него, став пешеходом, и пересечь проезжую часть пешком, ведя велосипед рядом с собой.

В случае, если наезд на велосипедиста произошел из-за нарушения им правил дорожного движения, то закон, зачастую, принимает сторону водителя автомобиля. Хотя, как и в любом правиле, всегда случаются исключения.

Остановка общественного транспорта

Подобные ситуации не редкость, хотя определить заранее, кто прав, а кто виноват невозможно, потому что каждый случай индивидуален.

Если рассматривать частные случаи, то более частыми являются следующие:

  • автобус подъезжает к остановке для высадки пассажиров, а велосипедист объезжает его с выездом на соседнюю полосу;
  • автобус отъезжает от остановки, но велосипедист считает, что он сможет его быстро объехать.

Любой из этих случаев будет считаться нарушением правил именно со стороны водителя велосипеда. Поскольку он является участником дорожного движения, то должен нести административную ответственность: ему выпишут штраф в размере от 800 рублей.

Действия при ДТП

В том случае, если все же столкновение автомобиля с велосипедом произошло, то необходимо вспомнить порядок действий и неукоснительно его соблюдать:

  1. Проверить состояние всех участников ДТП, определить, есть ли повреждения и травмы.
  2. При необходимости — срочно вызвать скорую помощь и оказать первую помощь пострадавшим.
  3. При попытке скрыться с места ДТП водителя автомобиля — записать его номер ТС.
  4. При необходимости обратиться к аварийным комиссарам за помощью.
  5. Вызвать сотрудников ГИБДД, оставив ТС на тех местах, где они оказались вследствие столкновения.
  6. Найти очевидцев, которые могут подтвердить детали ДТП.
  7. При возможности зафиксировать на фото место аварии и полученные повреждения.
  8. Заполнить протокол с представителями ГИБДД.

После выполнения всех этих действий можно рассчитывать на получение компенсации за полученный ущерб.

Для этого нужно направить виновнику досудебную претензию, а в последующем и обращение в суд в случае необходимости.

Кто виноват

В любом ДТП виновным может оказаться любая из сторон, хоть зачастую и принято считать, что виновным может быть только водитель автомобиля.

Это неверное суждение, поскольку велосипедисты гораздо чаще пренебрегают правилами дорожного движения и рассчитывают на то, что “проскочат”.

При этом меры наказания для водителей авто регулируются статьей 12.27 КоАП или же УК РФ в случае причинения вреда жизни и здоровью людей:

  • арест на срок до 15 суток;
  • лишение ВУ до полутора лет;
  • штраф за ДТП;
  • арест до 3х месяцев;
  • лишение свободы.

К велосипедисту же применяются следующие меры:

  • штраф;
  • компенсация нанесенного ущерба;
  • лишение свободы.

В том случае, если водитель хочет ускорить оформление ДТП и воспользоваться Европротоколом, следует вспомнить, что в случае ДТП с велосипедистами это строго запрещено.

Европротокол может быть оформлен только в том случае, если обе стороны аварии имеют действующий полис ОСАГО.

Велосипед же не подлежит страхованию, поэтому данный тип оформления применен быть не может.

Меры по предотвращению ДТП

В первую очередь водитель всегда должен быть внимателен. Самой главной профилактикой ДТП с двухколесными ТС будет являться постоянное напоминание самому себе о том, что в теплое время года их становится достаточно много.

Основными же способами предотвращения подобных аварий может стать:

  • оборудование велосипедных дорожек;
  • использование светоотражающих элементов на велосипедах и одежде их владельцев;
  • присвоение госзнаков велосипедам, а также обязательное их страхование.

К сожалению, подобными мерами должны заниматься государственные и региональные власти, а не автомобилисты своими силами.

Заключение

К сожалению, с каждым годом статистика по ДТП с велосипедистами только увеличивается. Для того, чтобы не допустить подобной аварии необходимо быть очень внимательными на дороге и следить не только за светофорами и пешеходами, но и за другими участниками дорожного движения.

ДТП с велосипедистами

Порядок действий при ДТП с участием велосипедиста

Столкновение велосипеда и автомобиля является дорожно-транспортным происшествием. Когда такое случается, участники должны осуществить определенные действия, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.

Читать еще:  Оспаривается ли завещание на наследство

Запомните! Существует регламентированный механизм действий:

  • осмотреть всех участников ДТП на предмет наличия повреждений;
  • в случае необходимости позвонить в скорую помощь;
  • в тех ситуациях, когда водитель (выступающий в роли виновника ДТП) пробует скрыться, нужно зафиксировать номерной знак его автомобиля;
  • позвонить в ГИБДД;
  • нельзя осуществлять какие-то действия в отношении транспортного средства, участвовавшего в ДТП (ответственность за это установлена статьей 12.27 КоАП);
  • постараться найти свидетелей, которые видели произошедшие события;
  • снять на фотоаппарат место происшествия;
  • зафиксировать полученные травмы;
  • встретить сотрудников ГИБДД;
  • поспособствовать процессу правильного составления протокола;
  • направить претензию о возмещении понесенного ущерба;
  • в случае необходимости подать иск в судебный орган.

Возникновение дорожно-транспортного происшествия – нередкое явление, к тому же виноватой стороной может оказаться каждый из участников аварийной ситуации. Поэтому участники дорожного движения должны знать правовую сторону вопроса.

Кто виноват

В первую очередь, когда происходит ДТП, нужно установить виновника. Тем более при появлении разногласий относительно повреждений и понесенного ущерба.

Виновником по причине невнимательного или пренебрежительного отношения к остальным участникам движения может являться как водитель, управлявший автомобилем, так и сам велосипедист.

Для того чтобы определить виноватую сторону аварии, надо знать вероятные причины столкновения. Различное восприятие передвижения по проезжей части может привести к непредвиденным обстоятельствам.

Учтите! Частыми причинами являются:

  • небезопасный поворот участника движения направо;
  • проезд велосипеда по тротуару;
  • отсутствие светоотражателей и фонарей;
  • проезд на велосипеде пешеходного перехода;
  • неожиданные маневры велосипедиста;
  • водитель автомобиля не уступает дорогу на перекрестке.

Могут быть и другие причины, ведь все предсказать не представляется возможным. Кроме того, часто отдельно рассматривают причины столкновений по вине велосипедиста, отдельно по вине автомобилиста.

При выезде из двора

Ситуация может выглядеть следующим образом. Из проулка между зданиями на дорогу выезжает машина. Одновременно с этим по дороге недалеко от припаркованных у бордюра автомобилей передвигается велосипед.

Автолюбитель из-за низкой посадки не замечает велосипеда и выезжает на дорогу. Далее все зависит от скоростного режима этих объектов, их реакции и других обстоятельств.

На вопрос, кто виновен в аварии с велосипедистом в такой ситуации, можно однозначно ответить – водитель. Поэтому велосипедист имеет право рассчитывать на возмещение вреда.

Тем не менее, по факту виновны оба, ведь у велосипедиста по причине его более высокой в сравнении с автомобилем посадки была возможность избежать аварии.

Движение навстречу автомобилю

Для всех разновидностей транспортных средств (к коим можно отнести и велосипед) на дорогах указаны полосы движения. В нашей стране с давних пор применяется правосторонняя схема движения.

Важно! Все категории транспортных средств должны соблюдать это требование, будь то огромный тяжелый самосвал или небольшой велосипед. Поэтому случай, в котором велосипедист движется по встречной полосе против потока машин, является неверной и потенциально аварийной ситуацией.

Результат такого маневра может быть крайне негативным, учитывая скорость передвижения транспорта на дороге.

При движении по тротуару

Существует и другой пример аварий, в которых участвует велосипед. Велосипедист движется по тротуару. Из проулка между зданиями выезжает машина.

У автолюбителя зачастую в таких ситуациях затруднен обзор – высокими растениями, постройками, баннерами и другими объектами.

В итоге случается столкновение, результатом которого будет вред, нанесенный не только транспортным средствам, но и людям. Тем более это грозит не имеющему серьезной защиты велосипедисту.

Обратите внимание! В произошедшем событии виновником может быть любой участника ДТП. С одной стороны, машина при выезде на дорогу обязана пропустить велосипед, передвигающийся по тротуару. С другой стороны, передвижение велосипедиста по тротуару не должно препятствовать передвижению других объектов. В противном случае велосипедист должен спешиться и перейти потенциально опасное место на своих двоих.

Однако часто виноватым признают велосипедиста. Ведь водитель машины даже при небольшой скорости передвижения между дворами не смог бы остановиться перед велосипедом, появившимся внезапно со стороны тротуара.

Посмотрите видео. Велосипедист в ДТП: что делать, как помочь?

На пешеходном переходе

Как правило, аварии на пешеходном переходе с участием велосипедов происходят из-за того, что они желают быстро проехать это место, вместо того чтобы слезть с велосипеда на тротуаре и перейти «зебру» пешком.

Законодательство в таких ситуациях, как правило, стоит на стороне водителя автомобиля. Хотя существуют и исключения.

На остановке

Это, вероятнее всего, одна из самых трудных ситуаций, так как определить, кто в ней является виноватым, а кто пострадавшим, не представляется возможным.

Можно привести следующий пример. Общественный транспорт совершает остановку для того чтобы высадить/посадить пассажиров на отведенном для этого участке проезжей части.

Велосипедист производит объезд этого транспортного средства. До того, как он завершает маневр, общественный транспорт также начинает передвижение.

Велосипедист тем самым блокируется с правой стороны общественным транспортом, а с левой – автомобилем, движущимся по соседней полосе. Дальнейший ход событий зависит уже от действий каждой из сторон.

Ответственность водителя

Если в столкновении с велосипедистом виноват водитель машины, то ответственность может быть назначена в рамках статьи 12.27 КОАП или статьи 264 Уголовного кодекса РФ.

В зависимости от тяжести нанесенного ущерба в отношении виноватой стороны может быть наложен арест на пятнадцать суток или лишение водительского удостоверения на срок до 1,5 лет.

Учтите! Если виновник покинул место происшествия или пострадавшие получили серьезные повреждения, то возможны следующие разновидности юридической ответственности:

  • штрафные санкции;
  • принудительные либо исправительные работы на срок до двенадцати месяцев;
  • арест на срок до девяноста суток;
  • лишение свободы.

Если же ДТП завершилось смертью, виновник происшествия с велосипедистом может получить тюремное заключение, однако если правонарушение было произведено непреднамеренно и прежде у виновника судимости не было, то заключение вероятнее всего будет заменено на условный срок.

Ответственность велосипедиста при ДТП

Если велосипедист будет признан виновной стороной по итогам ДТП, то он может быть подвергнут административному наказанию по статьям КоАП РФ:

  • часть 2 статьи 12.29 – нарушение ПДД при передвижении по проезжей части (предупреждение или штраф в размере восьмисот рублей);
  • часть 3 статьи 12.29 – нарушение ПДД в алкогольном опьянении (штраф от одной тысячи до полутора тысяч рублей, если был причинен легкий или средний вред здоровью).

Компенсация и моральный вред взыскиваются путем подачи искового заявления потерпевшей стороной.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Судебная практика

В качестве примера можно привести следующую ситуацию: машина передвигалась по проезжей части между городами в крайней правой полосе со скоростью примерно пятьдесят километров в час (по причине плохого качества дороги).

Перед транспортным средством на расстоянии около 100 метров ехал велосипедист, причем, не соблюдая правил, по левой полосе. Когда оба участника движения поравнялись, велосипед неожиданно повернул на правую полосу и «подрезал» машину.

Водителю автомобиля пришлось осуществить экстренное торможение, однако, из-за маленькой дистанции случился наезд на велосипедиста.

Велосипедист получил легкие травмы и повреждения своего велосипеда. У автомобиля был серьезно поврежден бампер и решетка радиатора.

Сотрудник ГИБДД, приехавший на место инцидента, осуществил осмотр, после чего посмотрел запись регистратора, расположенного в салоне машины и выписал штраф велосипедисту, пребывавшему в состоянии алкогольного опьянения.

В результате обошлось без серьезного вреда, как для здоровья, так и для собственности, но так случается далеко не всегда.

Посмотрите видео. Что делать, если сбил велосипедиста:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно !

Или позвоните нам по телефонам:
+7-495-899-01-60
Москва, Московская область

+7-812-389-26-12
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8-800-511-83-47
Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме.

Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Могут ли лишить прав за нарушения на велосипеде? Если велосипедист пьяный, скрылся с ДТП?

  1. По закону велосипедистов не могут лишить водительских прав.
  2. Исключение в случае езды в пьяном виде на транспортном средстве с «моторчиком», например – мопеде. Разъяснения по этому поводу дал Верховный Суд.
  3. За сам факт езды на велосипеде в состоянии алкогольного опьянения не предусмотрено наказаний.
  4. Но если нарушить ПДД на велобайке, в том числе в пьяном виде – грозит штраф от 800 до 1 500 рублей.
  5. Если наездник двухколёсного транспорта скроется с места происшествия, его могут только оштрафовать.
  6. Потерпевшие в ДТП имеют право взыскать с виновного велосипедиста компенсацию вреда здоровья и моральный ущерб.
Читать еще:  Трудовая инспекция штрафы для предприятий ооо

Ездить за рулем транспортного средства в состоянии опьянения нельзя. Бытует мнение, что это распространяется только автомобили. Якобы в законе нет ограничений на управление велосипедом «подшофе». Некоторые приводят аргумент, что велосипедистам не нужно сдавать на права и получать водительское удостоверение. Раз так, значит в случае поимки сотрудниками ДПС наездника велосипеда не могут лишить специального права управления велобайком. Отчасти это верно. Но вопрос, на самом деле, требует ряда уточнений и разъяснений. Давайте рассмотрим его с правовой точки зрения.

Могут ли лишить прав за езду на велосипеде в 2021 году?

Нет. Для того, чтобы управлять велосипедом, не требуется получать водительское удостоверение (как в случае с автомобилем, мотоциклом, автобусом или мопедом). Поэтому веловодителей в 2021 году не могут лишать водительских прав.

Однако, нужно сказать пару слов о таком средстве передвижения, как велосипед.

  • Пункт 1.2 ПДД даёт определение понятию – это транспортное средство с двумя колёсами, которое приводят в движение с помощью мускульной энергии – то есть человек начинает крутить педалями и ТС едет вперёд.
  • Согласно Примечанию ст. 12.1 КоАП РФ, под транспортным средством понимается автомототранспортное средство, на которое предоставляется специальное право – иначе говоря, водительское удостоверение. На велосипед никакие в/п не требуются!
  • Специального водительского права лишают «за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом», а в случае с велосипедом такое право отсутствует в принципе.
  • Тем, кто управляет велосипедом не нужно предъявлять водительские права на проверку инспектору ДПС. Максимум у вас могут попросить паспорт для установления личности.
  • Кроме того, велобайк не нужно регистрировать в ГИБДД, получать на него номерные знаки, страховать автогражданскую ответственность (ОСАГО).

Исходя из этих положений можно сделать вывод, что лишение водительских прав за нарушения на велосипеде – абсолютно незаконно.

Если велосипедист был пьян

Ездить на автомобиле в пьяном состоянии категорически запрещено. Даже если водитель никого не подрезал и не сбил, он уже грубо нарушил пункт 2.7 Правил, который запрещает водить машину в нетрезвом виде. За это выписывают штраф в 30 000 рублей и лишают водительских прав сроком до 2 лет.

А можно ли ездить на велосипеде в пьяном состоянии? Тоже нельзя. Данный запрет устанавливается всё тем же п. 2.7 ПДД. Поскольку, как мы выяснили выше, велосипед – это транспортное средство.

Однако, если заглянуть в КоАП и поискать наказания за езду на двухколёсном в состоянии алкогольного опьянения, вы их не найдете. А всё потому, что в 2021 году за сам факт управления велосипедом «подшофе» санкций не предусмотрено. Ведь, если вы едете по правилам и не совершили ДТП, то привлекать вас попросту не за что. Здесь отсутствует причинно-следственная связь между аварией и нахождением велонаездника в состоянии опьянения.

Но есть исключения…

Пример из судебной практики

Вышеназванные условия актуальны для классического велосипеда. Он приводится в движение кручением педалей или рукояток. На велобайке может быть установлен электродвигатель до 0,25 кВт, а скорость не должна превышать 25 км/час.

Всё, что выходит за эти технические рамки имеет признаки мопеда. На него нужны водительские права категории «М». И если вас поймают на мопеде в состоянии алкогольного опьянения, то эти самые права могут законно забрать.

Недавно Верховный Суд издал Постановление № 21-АД18-4 от 4 октября 2018 года, где решалась судьба пьяного любителя погонять на «байке». Оказалось, что мужчина выпил бутылку пива и поехал по делам на двухколёсном китайском велосипеде (с двигателем внутреннего сгорания). На дороге его остановили инспекторы ДПС, освидетельствовали на алкогольное опьянение и отстранили от управления транспортным средством. Далее на пьяного лихача был составлен протокол по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ – за управление ТС в состоянии опьянения. Нарушителю грозил штраф в 30 000 рублей и лишение в/у. Собственно, мировой суд и вынес такое наказание.

Велосипедист с этим не согласился и обжаловал решение вначале в районном, затем в краевом и, наконец, в Верховном Суде РФ. Его мнение сводилось к тому, уж если и наказывают, то должны были привлечь по ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ, где нарушение ПДД на байке в нетрезвом состоянии карается максимальным штрафом в 1 500 рублей. Но никак не применять лишение водительских прав.

Верховный Суд встал на сторону нижестоящих судов и подтвердил их правоту в вынесении наказания. В частности, было указано, что «веломотор» оборудован двигателем внутреннего сгорания объемом 48 куб.см, а также способен развить скорость до 26,3 км/ч, что превышает максимальный показатель для велосипеда (25 км/ч). По всем признакам велосипед соответствовал мопеду. На который, к слову, требуются права. А значит, водителя вполне законно привлекли по ч. 1 ст. 12.8 Кодекса – и эти самые права изъяли.

Вот и получилось, что водитель даже не знал, что его транспортное средство не является велосипедом. И садиться за руль пьяным категорически было нельзя.

Если скрылся с места ДТП

Правила дорожного движения обязывают водителей не покидать место происшествия до приезда сотрудников ГИБДД. За скрытие с места ДТП грозит лишение прав на срок до 1,5 лет по ч. 2 ст. 12.27 Кодекса. Но опять же, это правило касается прежде всего водителей. Для велосипедистов, если они оставили место дорожно-транспортного происшествия, в 2021 году предусмотрено не лишение прав, а иная ответственность.

Разъяснения можно найти в параграфе 3 пункта 20 ПП ВС №20 от 25 июня 2019 года, процитируем:

«В случае, когда участниками дорожно-транспортного происшествия являются лица, управляющие велосипедом, возчики или другие лица, непосредственно участвующие в процессе дорожного движения (например, пешеход, пассажир транспортного средства) и нарушившие ПДД РФ, их действия (бездействие) могут быть квалифицированы по соответствующей части статей 12.29, 12.30 КоАП РФ».

Обращает на себя внимание отсылка к другим статьям Кодекса. Забегая вперёд, скажем, что они касаются прежде всего велосипедистов, а также управляющих СИМ – средствами индивидуальной мобильности (сигвей, гироскутер, моноколесо, самокат).

Если велосипедист скрылся с места ДТП, то шансов его найти немного:

  1. Во-первых, нужны записи с камер видеонаблюдения – а их может и не быть, или инспекторы ГИБДД не посчитают нужным производить выемку.
  2. Во-вторых, нужно фото велосипедиста-нарушителя, где отчётливо видно его лицо – с чем так же могут возникнуть трудности.
  3. В-третьих, автоинспекторы любят разводить руками, мол раз гонщик на двухколёсном скрылся и сведений о нём нет, значит найти хулигана нереально.

Вот и получается, что велобайкеры часто уходят от наказания. Потерпевшим в ДТП приходится восстанавливать автомобиль за свой счёт или оплачивать лечение тоже из своего кармана.

Что грозит за нарушения на велосипеде?

Двухколёсных участников дорожного движения могут привлечь по двум статьям КоАП РФ:

  • Штраф в 800 рублей – если велосипедист нарушил ПДД будучи в трезвом состоянии (ч. 2 ст. 12.29 КоАП РФ). Например, не спешился при переходе через «зебру» или не пропустил пешехода.
  • Штраф от 1 000 до 1 500 рублей – за нарушение ПДД в пьяном виде (ч. 3 той же статьи).

Бывает, что в дорожном происшествии по вине велосипедиста нанесён лёгкий или средний вред здоровью другим людям. Подобное наказывается штрафом до 1 500 рублей, но уже по ч. 2 ст. 12.30 КоАП. Если же здоровью нанесён тяжкий вред, то велонаезднику грозит уже уголовная ответственность по ст. 268 УК РФ – а там лишение свободы от 2 до 7 лет. Разумеется, с веловодителя могут взыскать компенсацию вреда здоровью и моральный ущерб. Если виновник идёт в отказ, потерпевшая сторона вправе обратиться с иском в суд.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector