Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Полис страхования ответственности экспедитора

Страхование ответственности экспедитора

С каждым днем страховые услуги становятся все более востребованными. Большинство крупных компаний, занимающихся грузовыми перевозками, страхуют не только свой груз, но также ответственность экспедитора.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Это позволяет значительно снизить финансовые риски, а также избежать целого ряда всевозможных юридических проблем при повреждении груза.

Что это такое

На сегодняшний день страхование ответственности экспедитора является инструментом финансовой защиты организации, занимающейся транспортировкой грузов.

Благодаря данной страховой услуге можно свести к минимуму вероятность возникновения ущерба любой из сторон: клиента или же транспортной компании.

Также многие организации, которым требуются услуги по перевозке грузов, порой требуют наличие полиса рассматриваемого типа только за допуск к розыгрышу тендера на оказание услуг.

Страхование ответственности экспедитора имеет большое количество нюансов. Все их необходимо учитывать во избежание возникновения различного рода спорных ситуаций. Также важно знать, что действующее законодательство не в полной мере признает данный вид страхования.

Практика подобных дел ещё не полностью устоялась, и многие суды принимают решения на свое усмотрение:

  • ст. №932 ГК РФ допускает страхование ответственности только в случаях, предусмотренных действующим законодательством – ни один закон не предусматривает страхование ответственности экспедитора;
  • Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.04.10 г. №16996/09 — страхование ответственности экспедитора признано на законодательном уровне.

Именно из-за данной несостыковки порой возникают различного рода конфликты. Особенно часто это случается, когда страховая компания после осуществления выплаты по страховому случаю пытается стребовать с виновного сумму ущерба.

Суд, в который обратится страхователь в подобной ситуации, может встать на любую из сторон. Судья может руководствоваться как Гражданским кодексом РФ, так и постановлением Высшего Арбитражного Суда РФ.

Какие имеет особенности

Страхование рассматриваемого типа имеет множество различных особенностей. Самые важные связаны с величиной страховой премии.

Она зависит от следующих факторов:

  • вероятность поднесения убытков;
  • лимит покрытия, страховые риски;
  • транспортные средства, используемые для перевозки;
  • субподрядчики;
  • характер, объем и маршрут осуществляемых перевозок;
  • номенклатура обрабатываемых грузов.

Самой важной особенностью страхования рассматриваемого типа является то, что оно не обязательно. То есть наличие страхового полиса у экспедитора совершенно не обязательно для ведения деятельности рассматриваемого типа. Но многие компании требуют наличия подобной страховки.

Множество нюансов касается процесса возмещения ущерба. Данный момент регламентируется Федеральный Законом «О транспортно-экспедиторской деятельности». Согласно ст. №7 данного закона, возмещение при нанесении грузу вреда должно быть полным.

То есть, из данной статьи вытекает обязанность экспедитора компенсировать клиенту не только ущерб, связанный с повреждением груза, но также ущерб, связанный с упущенной выгодой.

Данный момент является спорным, в судебной практике имеются самые разные решения касательно данного вопроса. Экспедитору очень важно знать, как именно подтвердить возникновение страхового случая.

Все зависит от конкретной ситуации, а также вида транспорта, используемого для транспортировки груза:

  • в случае разбойного нападения или иного случая мошеннического завладения грузом необходимо обращаться в МВД;
  • если перевозимое имущество было повреждено в результате дорожно-транспортного происшествия, следует обратиться в ГИБДД (дорожную полицию);
  • когда груз повреждается на железной дороге, то работники данной транспортно компании должны в обязательном порядке составить коммерческий акт.

Для получения страховой выплаты при похищении груза необходимо наличие особой справки из МВД, подтверждающей возбуждение уголовного дела. При отсутствии данной справки выплата осуществлена попросту не будет.

То же касается всех остальных страховых случаев: обязательно требуется документальное обоснование происшествия. Так как ни одна страховая компания никогда не поверит своему страхователю на слово.

Один из самых сложных моментов, связанный со страховой услугой подобного типа, является следствием недоработанного законодательства и хитрости страховых компаний.

Многие СК оглашают в своих договорах, что экспедитор (страхователь) не имеет права принимать претензии от третьих лиц, если отсутствует письменное разрешение страховщика касательно конкретного случаях.

При этом согласно действующему законодательству предъявление претензий является непосредственным правом и даже обязанностью клиента.

Наличие подобного пункта в договоре страхования может негативно отразиться на репутации экспедитора, поэтому страхователю следует крайне внимательно читать условия.

Информацию о стоимости страхования ответственности перевозчика грузов вы можете найти в этой статье.

Условия договора

Основными составными частями договора страхования экспедиторской ответственности являются:

  • «Общие положения»;
  • «Объекты страхования»;
  • «Понятие страхового риска, страховые случаи»;
  • «Страховая сумма (лимит), страховая премия»;
  • «Сроки страхования, порядок заключения и исполнения договора страхования»;
  • «Случаи прекращения действия договора»;
  • «Права и обязанности сторон».

Все положения и условия договора страхования рассматриваемого типа имеют свои нюансы. Прежде чем подписать документ подобного типа, следует внимательно прочитать каждый раздел договора. Так как многие СК различными путями стараются добавить в него пункты, ущемляющие права клиента.

Раздел под названием «Общие положения» содержит основные понятия, которые фигурируют в договоре (Страховщик, Страхователь, Страховая премия и иное).

Также в данном пункте обозначаются случаи, когда страхование невозможно по различным причинам. В параграфе «Объекты страхования» присутствует развернутая информация касательно предмета страхования.

В рассматриваемом случае им является материальная ответственность экспедитора перед клиентом, а также в некоторых случаях – перед грузоперевозчиком. Раздел включает в себя перечень лиц, на которых распространяется действие договора рассматриваемого типа.

«Понятие страхового риска, страховые случаи» — перечисляется вся информация, касающаяся возникновения факта выплаты денежной компенсации.

Перечисляются и максимально подробно рассматриваются все случаи, являющиеся страховыми. В перечень убытков, подлежащих компенсации со стороны СК, входят повреждение груза, а также потерянная в результате повреждения груза прибыль.

Присутствует перечень факторов, являющихся основанием для отказа в выплате денежной компенсации страховой компании:

  • если ущерб был нанесен по вине самого экспедитора или наемного персонала страхователя;
  • если ущерб был нанесен стихией, в результате ведения боевых действий или по иным причинам.
Читать еще:  На сколько кадастровая стоимость отличается от рыночной

В разделе под названием «Страховая сумма (лимит), страховая премия» освещаются все вопросы, касающиеся денежной компенсации. Определяется точное значение используемых в тексте договора терминов.

Оговаривают величины сумм, которые будут обязательны к выплате в результате возникновения страхового случая. Обозначается величина страховой премии, которую обязуется оплатить страхователь при приобретении полиса.

Если страховой пакет предусматривает использование франшизы, то данный момент также отображается в рассматриваемом разделе.

В параграфе «Сроки страхования» отображается информация, касающаяся длительности действия договора рассматриваемого типа.

Очень важно помнить о том, что страховая услуга начинает действовать со дня, следующего за числом подписания рассматриваемого документа.

Очень внимательно следует ознакомиться с разделом, где освещаются моменты, являющиеся причиной расторжения договора страхования. Так как получение компенсации в результате их наступления становится попросту невозможно.

Судебная практика

Страхование экспедиторской ответственности ранее было не очень распространено на территории РФ. Потому судебная практика накопила ещё недостаточное количество различного рода прецедентов для беспроблемного разрешения спорных моментов.

Страховые компании стараются различными способами уклониться от выплаты страховой компенсации, не стесняясь при этом хитрить.

Иногда СК стараются через различные судебные инстанции добиться признания договора страхования недействительным.

Делается это следующим образом: страховщик сначала страхует ответственность экспедитора за нарушение договора, после чего ссылается на ничтожность соглашения (ст. №167, ст. 168 ГК РФ).

При этом указывается, что закон о страховании не содержит норм, предусматривающих страхование ответственности экспедитора за нарушение договора. Такие ситуации обычно решаются не в пользу страховой компании.

Арбитражные суды ссылаются на закон «О транспортной экспедиции» — в нем прямо сказано, что экспедитор не несет ответственности перед клиентом за:

  • утрату;
  • недостачу;
  • повреждение.

Именно поэтому договор был заключен таким образом. Так как незапрещенные законом действия разрешены, то данный договор правомерен и признается действительным.

Но далеко не всегда суд находится на стороне страхователя. Именно поэтому стоит хорошо изучить судебную практику перед обращением в суд.

Страхование ответственности экспедитора в Росгосстрах

«Росгосстрах» сегодня осуществляет страхование логистических компаний. Данная организация предоставляет свои услуги по защите от следующих рисков:

  • недостача, утрата, повреждение перевозимого груза;
  • полная гибель;
  • финансовые убытки клиента;
  • причинение вреда экологии.

Чтобы воспользоваться услугой рассматриваемого типа, необходимо отправить заявление установленного образца на электронную почту «Росгосстрах». Если необходимо страхование рисков таможенных, то следует обратиться лично в отдел логистического страхования.

Стоимость

Стоимость страхования зависит от многих факторов. Тем не менее, величина премии регулируется государством на законодательном уровне.

Если страхователь – юридическое лицо, то стоимость полиса экспедиторской ответственности составляет для него:

Годовой валовый сбор фрахта, руб. Лимит ответственности за один случай, руб. Обшей лимит ответственности, руб. Страховая премия, руб.
1 000 0001 000 0004 000 000119 200
1 000 0002 000 0006 000 000178 800
1 000 0003 000 0003 000 00089 400

Страхование ответственности экспедитора на сегодняшний день является обязательным условием для работы со многими поставщиками. Данная страховая услуга позволяет существенно снизить риски финансовых потерь.

Про страхование профессиональной ответственности рассказывается тут.

Что такое страхование ответственности, узнайте по этой ссылке.

Видео: Страхование грузов на территории РФ

Полис страхования ответственности экспедитора: что это такое?

Одним из видов гражданской ответственности является страхование ответственности экспедитора, защищающее его финансовые интересы на случай повреждения, потери или гибели груза. Условия тендера по экспедированию груза зачастую включают действующий полис, что гарантирует безопасность для экспедитора и владельца груза.

Страховка строится на двух принципах: страхование гражданской ответственности экспедитора и страхование груза экспедитором. Что это такое, какие существуют риски и объём ответственности?

Обязательное страхование ответственности перевозчика

Страхование ответственности экспедитора направлено на защиту его имущественных интересов при наступлении страхового случая, ошибки сотрудников и прочих рисков. Лимит ответственности определяется рядом факторов, среди которых – характер деятельности и степень риска.

В условия договора страхования ответственности экспедитора зачастую не входит субэкспедиция – перевозка арендованным или лизинговым транспортом с привлечением третьих лиц.

Общие положения договора страхования

Компания-экспедитор в большинстве случаев не страхует грузы за свой счёт, поскольку это бессмысленно ввиду излишне высокой страховой премии. К услугам страхования ответственности экспедитора прибегают:

  • Транспортные, экспедиторские компании;
  • Люди, работающие в таможенной сфере;
  • Компании и терминалы, специализирующиеся на логистических услугах.

Страхование покрывает ответственность страхователя, возникшую по любой причине. Обязательно указывается список случаев, не попадающих под страховое покрытие.

Страхование ответственности экспедиционной компании подразумевает заключение генерального договора на срок от нескольких месяцев до 3 лет. Страхование такого типа регламентируется рядом законодательных актов — Гражданским кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ, Федеральным законом РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности», уставом автомобильного транспорта РФ, международными договорами и конвенциями, регламентирующими правила перевозки грузов, требованиями законодательства, затрагивающими правила перевозки грузов.

Договор страхования вступает в силу после выплаты экспедитором страховой премии. Факт оплаты подтверждается полисом страхования ответственности грузоперевозчика, составляемым страховщиком.

Обязательства сторон

Компания-перевозчик, осуществляющая экспедиционную деятельность, обязана:

  • Обеспечить безопасность перевозки пассажиров;
  • Компенсировать возникшие по её вине убытки;
  • Нести ответственность за сохранность груза до момента его прибытия на место;
  • Возместить ущерб из-за ошибки сотрудников – неправильной погрузки или засыпки груза, нарушения правил перевозки, неправильного комплектования, ошибок при формировании тарифов.

Перечисленные проблемы покрываются страховой защитой на время действия договора страхования.

Страхование ответственности экспедитора покрывает ущерб, возникший по ряду причин, в том числе из-за человеческого фактора. Договор действует на указанных в нём маршруте, территории или направлении экспедирования.

Привлечение к ответственности сотрудников экспедиционной компании

К гражданской ответственности сотрудников экспедиционной компании привлекают в следующих случаях:

  • Действия мошеннического характера;
  • Умышленное повреждение груза в корыстных целях;
  • Сговор с другими людьми с целью получения выгоды;
  • Отказ страхователя выполнять обязательства по перевозке груза;
  • Выполнение обязательств в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Страховая компания в таком случае вправе досрочно расторгнуть страховой договор. Ответственность в полном объёме ложится на экспедитора. Условия сотрудничества, права и обязанности сторон прописываются в договоре.

Читать еще:  Изменение размера исковых требований в гражданском процессе

Предмет страхования

Застраховать по договору страхования ответственности можно следующие объекты:

  • Жизнь и здоровье пассажиров, если экспедитором выступает турфирма;
  • Вред, причинённый перевозимому имуществу;
  • Имущественные интересы экспедитора – расходы при спасении груза, сокращение убытков при наступлении страхового случая.

В число объектов страхования может включаться ущерб, нанесённый другим лицам.

Страховые риски

Список страховых рисков включает:

  • Ответственность, наступающую в результате гибели, потери или утраты груза при наступлении форс-мажорных обстоятельств – стихийных бедствий, обвала мостов, кражи, разбойного нападения;
  • Финансовые убытки, возникающие по вину страхователя из-за просрочки или неправильной доставки;
  • Возмещение таможенных пошлин и сборов;
  • Ответственность, наступающую при повреждении груза перед третьими лицами;
  • Расходы при необходимости расследовать обстоятельства страхового случая;
  • Страховые выплаты, направленные на сокращение ущерба.

Форс-мажорные обстоятельства, перечисленные в договоре, не входят в список страховых рисков.

Виды страхования

Страхование экспедитора состоит из двух взаимодополняющих видов:

  • Страхование ответственности экспедитора;
  • Страхование груза экспедитором.

Эти два вида страхования обеспечивают максимальную защиту финансовой безопасности.

Страховое покрытие включает расходы, понесённые страхователем, в том числе направленные на сокращение размера ущерба, — юридические и прочие издержки, согласованные с компанией-страховщиком.

Страхование ответственности направлено на компенсацию имущественных убытков, понесённых участниками транспортного процесса. При этом страховка защищает интересы владельца груза. Компания-экспедитор в ряде случаев может самостоятельно застраховать груз. Дополнительное страхование оформляется по договорённости с заказчиком.

Страхование ответственности экспедитора – разновидность гражданской ответственности, обладающая рядом особенностей:

  1. Защищает имущественные интересы страхователя при наступлении страхового события.
  2. Объекты страхования – сохранность груза, жизнь и здоровье людей.
  3. Ответственность экспедитора страхуется при заключении генерального договора.
  4. К услугам страхования ответственности прибегают экспедиционные, транспортные и логистические компании.
  5. Страховка покрывает ущерб, возникший по разным причинам, в том числе по человеческому фактору.
  6. К страховым рискам относятся повреждение или потеря груза, финансовые убытки, ответственность перед третьими лицами, компенсация дополнительных расходов.
  7. Гражданская ответственность экспедитора наступает при действиях мошеннического или умышленного характера, отказе доставлять груз, выполнении обязанностей в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.
  8. Договор может объединять страхование ответственности и страхование груза экспедитором.

Страховой договор может заключаться как экспедитором, так и по договорённости с заказчиком.

Страхование ответственности экспедитора: особенности, требования и порядок

Тема ответственности экспедитора по вопросам доставки груза не нова. Сегодня страхование ответственности перевозчиков является чуть ли не условием принятия на работу. Причем клиенты хотят работать только в компаниях, которые сотрудничают с «хорошим» страховщиком.

Для кого?

Задача экспедитора заключается в доставке груза клиента самым быстрым и менее затратным способом. При этом все стороны сделки хотят быть уверены, что в случае неисполнения обязательств перевозчик сможет компенсировать убытки. С этой целью осуществляется страхование ответственности экспедитора.

Данный термин состоит из нескольких «блоков»: ответственность за ошибки и за ущерб. Обычно заказчик не желает исследовать всю цепочку в поисках виновника. Поэтому возместить ущерб он пытается через организатора перевозки. Поэтому важно, чтобы полис страхования ответственности экспедитора предусматривал выплату возмещения в случае утраты или повреждения груза.

Услуга предназначена для покрытия любых претензий в адрес экспедитора. То есть ее целесообразность заключается в том, чтобы экспедитор смог возмещать оборотные средства, планировать непредвиденные расходы и получить «сертификат качества».

Договоры

До недавнего времени страхование ответственности перевозчика и экспедитора вызывало массу вопросов у всех участников транспортного сообщества. Ни в одном законе, регулирующем деятельность транспортных компаний, не предусмотрено страхование ответственности. После публикации Постановления Президиума № 16996/09 такие договоры стали подчиняться действующему законодательству.

Компенсация выплачивается в случае нанесения перевозчиком вреда жизни, здоровью, имуществу при оказании экспедиционных услуг. Также компенсируются расходы перевозчика по спасению груза, уменьшению убытков, вызванных страховым случаем, и прочих непредвиденных затрат. Исключаются из договора случаи перевозки, когда экспедитор привлекает не собственный транспортный состав, а арендованный.

Риски

Экспедиторы, которые несут ответственность за своих подрядчиков, называются принципалами, а те, что отвечают только за свои ошибки и за выбор перевозчика – агентами. Полис страхования ответственности экспедитора покрывает такие риски:

  • физическое повреждение, утрата груза;
  • финансовые последствия, возникшие в результате ошибок перевозчика (просрочка в поставке, неправильное оформление документов, последствия за вывоз груза лицом, не имеющим на это полномочий и т. д.);
  • штрафы, пошлины, налоги, которые накладываются в случае нарушения таможенного, экологического законодательства, условий труда;
  • риски, возникающие в случае причинения вреда грузом (нанесение ущерба здоровью при погрузочно-разгрузочных работах, расходы, связанные с оказанием медпомощи);
  • расходы на расследование обстоятельств происшествий.

Премия

Стоимость полиса страхования ответственности экспедитора рассчитывается, исходя из суммы всех выставленных счетов, либо количества перевозимого груза, пересчитанного в контейнеры (TEUs).

На стоимость полиса влияют:

  • Маршрут.
  • Номенклатура. Защита грузов повышенного риска (электроника, алкоголь, табак, автомобили будут стоить дороже).
  • Количество транспортных средств. В договоре обязательно прописываются марки и номера всех машин, которые участвуют в перевозке.
  • Фрахт. Международные перевозки будут стоить дороже внутренних.
  • Выбранные риски, франшизы.

Без дополнительной премии покрытие включает затраты по предотвращению (уменьшению) ущерба, прочие расходы, которые должны быть компенсированы по условиям договора, в том числе юридические, судебные издержки. Полис также покрывает ответственность страхователя в результате ошибок должностных лиц.

Условия сотрудничества

Договор страхования может заключаться отдельно на каждую перевозку. Такой порядок более выгоден компании, которая не предлагает клиентам страхование грузов.

Организациям, которым часто приходится приобретать полис, выгоднее оформить один генеральный договор и на каждую поставку выписывать отдельный сертификат. Главным преимуществом таких договоров являются заранее оговоренные условия сотрудничества и оперативное страхование конкретного груза.

Договор с депозитной премией действует на все поставки в течение оговоренного времени. Стоят такие полисы достаточно дешево, но и рассчитывать на большой объем выплаты не приходится.

Страховая выплата

Полис покрывает также косвенные убытки, связанные с повреждением груза. Объем выплаты может определяться складной распиской, транспортным законодательством или по правилам международных конвенций, например, КДПГ, СМГС.

Важным условием договора страхования гражданской ответственности экспедитора является определение событий, которые привели к утрате. Однако предоставление услуги не должно быть ограничено набором событий. То есть выплата компенсации за потерянный груз должна осуществляться независимо от причин возникновения данной ситуации.

Читать еще:  Страхование титула собственности что это такое

Перед подписанием договора следует обратить внимание на перечень убытков, которые не поддаются возмещению.

В случае утраты груза размер компенсации рассчитывается, исходя из суммы груза, указанной в документе, и транспортных, таможенных и прочих расходов, связанных с перевозкой, при условии, что они прописаны в договоре. При его повреждении размер выплаты определяется по результатам экспертной оценки или расходов на восстановление. Решение о выплате компенсации принимается в течение 10 дней с момента получения всех документов. Таков порядок действий в вышеописанных ситуациях.

Лимиты

Страхование гражданской ответственности экспедиторов грузов также покрывает убытки партнеров. Договором может быть предусмотрена выплата возмещения морской линии, которая предоставляет контейнеры, в случае утраты последних. Также может быть включена ответственность перед третьими лицами, например, в случае нанесения вреда докеру плохо запакованным грузом. Чем больше убытков покрывает договор страхования ответственности экспедитора, тем лучше.

Не подлежат страхованию случаи перевозки по объявленной стоимости, «в оговоренный срок», перевозки ценных грузов (драгметаллов, картин, лошадей и т. п.), а также операции, осуществляемые в рядах стран.

Лимиты выплат прописываются в договоре и зависят от характера деятельности и степени риска экспедитора. В западных странах перевозчики не признают полисы, в которых лимит составляет менее 250 тыс. Стандартная сумма покрытия — 750 тыс. долл. по случаю. Лимит ответственности российских экспедиторов составляет 1-2 млн руб.

Особые случаи

Не всегда регресс против субподрядчика приносит результаты. Компания может оспорить требования в суде, предоставив доказательства своей несостоятельности или банкротства. Одним из условий страхования является привлечение субподрядчиков. Договоры с ними будут заключены таким образом, чтобы организатор перевозок смог предъявить иск исполнителю.

Размер выплаты обычно меньше стоимости груза. Все претензии регулируются в процессе переговоров между экспедитором и заказчиком услуги. Последнему нужно доказать не только стоимость груза, но и вину перевозчика.

Защита груза

Не заменяет страхование груза, особенно дорогого, страхование ответственности экспедитора. Стоимость данной услуги зависит от срока работы фирмы на рынке и направлений деятельности. Больше всего расходов понесут компании, которые занимаются грузоперевозками (в том числе в страны Европы) менее одного года. Стоимость услуги значительно превышает прибыль от сделки. Поэтому страхованием груза перевозчики занимаются только по поручению клиента и за его счет. Данный пункт обязательно прописывается в договоре на экспедиционное обслуживание.

Вывод

Страхование ответственности экспедитора – это не панацея. Не стоит забывать о других способах снижения рисков. Ведь один утерянный коносамент может стать причиной потери клиента. А платежеспособных заказчиков сегодня сложно найти.

Грузы или ответственность экспедитора: что страховать?

Чтобы соблюсти этот оптимальный баланс, необходимо учесть несколько факторов. Рассмотрим, чем отличаются два основных продукта: страхование грузов и страхование ответственности экспедитора, и как можно максимально использовать их возможности.

Первое: определение страхователя по договору

При страховании грузоперевозок страхователем может выступать любой, кто способен подтвердить свой имущественный интерес в отношении перевозимого груза. Как правило, им выступает либо продавец/покупатель в зависимости от условий поставки, либо перевозчик/экспедитор.

Что же касается страхования ответственности, то страхователем может быть физическое или юридическое лицо, которое несет ответственность за перевозимый груз, и к которому может быть предъявлена обоснованная претензия, если груз не доедет до места назначения в целости и сохранности.

Второе: определение страхового случая

В страховании грузов сам факт их частичного или тотального повреждения является самодостаточным для того, чтобы полис начал «работать». Разумеется, степень ответственности страховой компании определяется широтой страхового покрытия, согласованного на этапе заключения договора и, соответственно, заложенного в тариф.

Страхование ответственности экспедитора/перевозчика пригодится только в том случае, если к страхователю выставлены правомерные претензии со стороны заказчика перевозки. Или же от третьих лиц с требованием возместить ущерб, нанесенный вследствие утраты/повреждения груза или ошибок/упущений страхователя.

Третье: определение размера страховой суммы

При страховании грузов страховая сумма равна действительной стоимости всего грузооборота за год или отдельно взятой перевозки (в зависимости от того, заключен ли генеральный полис, или же страхователь предпочитает страховать каждую перевозку отдельным договором). Нормальной практикой считается включать в страховую сумму и накладные расходы при страховании экспортно-импортных операций, чтобы они тоже покрывались в случае потери груза. При этом страховая сумма равняется уже не 100%, а 110 – 120% от стоимости груза, в зависимости от фактически понесенных затрат при пересечении границы.

Что касается ответственности экспедитора, то страховая сумма некоррелирует прямо с суммарным объемом фактического грузооборота. Лимит ответственности устанавливается согласно пожеланиям страхователя, как правило, исходя из максимальной стоимости одной перевозки. Довольно распространенным способом удешевления страховки являются сублимиты в рамках годового лимита ответственности. Это значит, что размер возмещения по одному страховому случаю ограничивается определенной суммой, которая меньше общего лимита ответственности по договору.

Четвертое: объем покрытия

Бесспорно, страхование грузов предполагает гораздо более широкое покрытие, чем страхование ответственности экспедитора. ДТП без вины водителя и стихийные бедствия – далеко не все исключения, которые обычно не покрываются полисом ответственности экспедитора, но являются классическими страховыми случаями по договору страхования грузов.

Но у этих двух страховых продуктов есть и общие моменты. Например, и тот, и другой можно расширить на операции по погрузке/разгрузке, а также на срок промежуточного складирования или хранения (такие расширения незаменимы при страховании долгосрочных мультимодальных перевозок).

При выборе страховки для логистических операций целесообразно руководствоваться следующим принципом: размер страховой премии должен разумно соотноситься с существенностью реальных рисков, покрытие которых страхователь предпочел бы переложить на плечи страховой компании. Совсем необязательно платить большие деньги за более широкое страховое покрытие, если для «прикрытия тылов» вполне достаточно и более узкого страхового полиса, который вполне способен решить проблему в случае ее возникновения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector