Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Страхование ответственности экспедитора стоимость

Страхование ответственности экспедитора

Страхование ответственности экспедитора является действенным инструментом защиты финансовых интересов компании, специализирующейся на организации грузовых перевозок. При этом в некоторых случаях наличие полиса страхования ответственности является обязательным условием для допуска экспедитора к тендеру, проводимом грузовладельцем с целью закупки транспортных услуг.

В вопросе страхования для экспедитора можно выделить две составляющие

  • страхование ответственности экспедитора
  • страхование груза экспедитором

Это два отдельных вида страхования, обеспечивающие интересы разных участников транспортного процесса. Страхование ответственности покрывает убытки, возникшие в результате ошибок и упущений транспортного оператора, имущественное страхование направлено на защиту интересов собственника груза.

Договор страхования ответственности экспедитора

До недавнего времени легитимность договора страхования ответственности экспедитора подвергалось сомнению многими участниками транспортного и страхового сообщества, в том числе самими страховыми компаниями. Лакуна в действующем законодательстве не давала возможности однозначной трактовки данного вида страхования.

«ПРОТИВ» 932 ст. ГК РФ допускает страхование ответственности по договору (в данном случае — договору транспортной экспедиции) случаях, предусмотренных законом. Ни один закон, регулирующий экспедиционную деятельность, не допускает такой возможности. «ЗА» Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.04.2010 г. № 16996/09 страхование ответственности экспедитора признано соответствующим действующему законодательству.

Не вдаваясь в полемику о возможности страхования ответственности экспедитора, остановимся на основных условиях договора.

Объект страхования

По договору страхования ответственности экспедитора страховым случаем признается возникновение гражданской ответственности Страхователя за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу физических и юридических лиц при оказании транспортно-экспедиционных услуг.

Страхованием покрываются также имущественные интересы Экспедитора, связанные с несением им расходов по спасению груза, уменьшению убытка от страхового случая и иных непредвиденных расходов, возникших в результате экспедирования и перевозки.

NB. Как правило, договором не покрываются СУБЭКСПЕДИЦИЯ, т.е. такая организация перевозки, при которой субконтрактор Страхователя выполняет перевозку не собственным или арендованным (лизинговым) подвижным составом, а привлекает подвижной состав, зарегистрированный и эксплуатируемый от имени третьих лиц.

Страховые риски

В рамках договора страхования ответственности экспедитора может быть предусмотрен один или несколько страховых рисков. Страховые риски актуальны как для экспедитора, так и фактического перевозчика.

Подробнее о страховых рисках можно узнать здесь.

Дополнительно сторонами согласовываются основные параметры, влияющие на стоимость страхования ответственности экспедитора, а именно

  • лимит ответственности Страховщика по случаю и договору

Лимиты ответственности зависят от характера деятельности экспедитора и степени его риска. На практике, если этого отдельно не требует заказчик, внутрироссийские экспедиторы осуществляют страхование с лимитом в 1-2 млн. рублей, если экспедитор осуществляет международные, в том числе морские перевозки, применяется больший лимит — от 200 тысяч до нескольких миллионов долларов США.

  • территория страхования

Действие страхование начинается с момента оплаты экспедитором страховой премии (первого взноса), в подтверждение действия страхования Страховщик выпускает полис страхования ответственности экспедитора, содержащий основные условия страхования страхование гражданской ответственности экспедитора.

Страхование груза экспедитором

Экспедиторская компания редко может позволить себе страхование груза за свой счет, поскольку страховая премия зачастую превышает чистую прибыль от перевозки. В тоже время, экспедитор может предлагать своим клиентам страхование груза в качестве дополнительной услуги. Как правило, страхование груза экспедитором осуществляется по поручению заказчика. Данный может быть оговорен сторонами в договоре на транспортно-экспедиционное обслуживание. В этом случае оплата страховки производится экспедитором, но в последствии счет на страхование перевыставляется заказчику услуги.

Безусловно, страхование груза экспедитором не может заменить полис страхования гражданской ответственности экспедитора. Однако, такая схема работы дает экспедитору дополнительную защиту в виде косвенного страхования своей ответственности, т.к. на практике Страховщик после выплаты страхового возмещения не предъявляет регресс к компании, которая выступала Страхователем по полису.

Ответственность экспедитора – полис страхования для перевозчика грузов автомобильным транспортом

Страхование ответственности экспедитора – это вид гражданской ответственности. Предполагает защиту финансовых интересов экспедитора на случай повреждения, потери или гибели груза. Во многих случаях действующий полис входит в перечень условий для тендера по экспедированию груза. Это гарантия безопасности для экспедитора и владельца груза.

Читать еще:  Как списать обеспечительный платеж по аренде

Страховка сочетает в себе 2 принципа: страхование гражданской ответственности экспедитора, а также страхование груза экспедитором. В статье мы познакомим с основными принципами: что это, возможные риски и виды страхования, обязательства и объем ответственности. Что именно страхуется, когда наступает гражданская ответственность экспедитора.

Что это такое – обязательное страхование ответственности перевозчика

Страхование ответственности экспедитора предполагает защиту его имущественных интересов при наступлении страхового случая, случайной ошибки сотрудников или других рисков. Это особый вид имущественного страхования. Лимит ответственности зависит от нескольких факторов, среди них характер его деятельности и степень риска.

Договор страхования ответственности экспедитора, которые перевозит грузы автомобильным транспортом

В условия договора в большинстве случаев не входит субэкспедиция, то есть перевозка с помощью арендованного либо лизингового транспорта. При этом задействованы третьи лица.

Общие положения

Компания – экспедитор в большинстве случаев не имеет возможности страхования грузов за свой счет. Это не имеет смысла, поскольку сумма страховой премии намного выше. Услугой страхования ответственности экспедитора пользуются:

  • транспортные, экспедиторские компании;
  • люди, осуществляющие деятельность в таможенной сфере;
  • компании и терминалы, осуществляющие логистические услуги.

Страхование предполагает покрытие ответственности страхователя, возникшее по любой причине. Должен быть указан исчерпывающий перечень случаев, которые не попадают под страховое покрытие.

Страхование ответственности экспедиционной компании предполагает заключение генерального договора. Он заключается на срок от нескольких месяцев до 3 лет.

Страхование ответственности регулируется такими законодательными актами:

  • устав автомобильного транспорта Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Таможенный кодекс РФ;
  • Федеральный закон РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности»
  • международные договора и конвенции, регламентирующие правила перевозки грузов (CMR/КДПГ, FIATA);
  • требования законодательства, касающиеся правил перевозок грузов;

Экспедиторский полис – зачем он нужен

Действие договора страхования начинается в момент выплаты компанией – экспедитором страховой премии. В подтверждение этого страховщик изготавливает полис страхования ответственности грузоперевозчика.

Про порядок заключения договора страхования читайте здесь.

Обязательства

Компания перевозчик, осуществляющая экспедиционную деятельность обязана:

  • обеспечить безопасность перевозки пассажиров;
  • нести ответственность автоперевозчика за сохранность груза до момента прибытия на место;
  • компенсировать убытки, возникшие по её вине;
  • возместить ущерб в результате ошибки сотрудников (неправильная погрузка или засыпка груза, нарушение правил перевозки, неправильное комплектование, ошибки при формировании тарифов)

Читайте также про существенные условия договора страхования в этой статье.

Страховая защита покрывает все эти проблемы на время действия договора страхования.

Объем ответственности

Страховка ответственности экспедитора покрывает ущерб, возникший по любой причине. В этот перечень входят ошибки сотрудников экспедиционной компании и других людей , привлеченных для осуществления подобной деятельности. Действие договора страхования распространяется исключительно на указанный в документе маршрут, территорию или направление экспедирования.

В каких случаях привлекаются по ГО сотрудники экспедиционной компании

Сотрудники экспедиционной компании могут привлекаться к гражданской ответственности в случае:

  • мошеннических действий;
  • умышленного повреждения груза в корыстных целях;
  • сговора с другими людьми, с целью получить выгоду;
  • отказа страхователя выполнить свои обязательства по перевозке груза.
  • при выполнении обязанностей в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

В этом случае компания – страховщик вправе осуществить расторжение договора страхования досрочно. Всю ответственность, в том числе финансовую несет экспедитор.

Что может быть застраховано

При договоре страхования ответственности объекты, которые можно застраховать это:

  • жизнь и здоровье пассажиров, если это Турфирма;
  • возможный вред, причиненный перевозимому имуществу;
  • имущественные интересы экспедитора (расходы при спасении грузов, снижение убытка при наступлении страхового случая).

Рекомендуем вам прочитать про обязательное страхование пассажиров в данном материале.

В перечень объектов страхования входит также ущерб, нанесенный другим лицам.

Под страховым случаем понимают только совершившееся событие, которое предусмотрено в договоре страхования.

Страховые риски

В перечень страховых рисков входит:

  • ответственность, наступающая за гибель, потерю или утрату груза в случае наступления форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие, обвал мостов, кража, разбойное нападение);
  • финансовые убытки, возникающие по вине страхователя (просрочка, неправильная доставка);
  • возмещение при необходимости таможенных сборов, пошлин;
  • ответственность, наступающая перед третьими лицами при повреждении груза;
  • расходы в случае необходимости расследования обстоятельств страхового случая;
  • страховые выплаты, направленные на снижение ущерба.
Читать еще:  Что является общедомовым имуществом в многоквартирном доме

В перечень страховых рисков не входят форс-мажорные обстоятельства, перечисленные в договоре.

Виды страхования

Страхование экспедитора предполагает 2 взаимодополняющих вида:

  • страхование ответственности экспедитора;
  • страхование груза самим экспедитором.

Это два самостоятельных вида страховки, обеспечивающие максимальную гарантию финансовой безопасности.

В страховое покрытие входят расходы, которые несет страхователь, в том числе по уменьшению размера ущерба. В этот перечень входят юридические и прочие издержки, которые согласованы с компанией-страховщиком.

Страхование ответственности нужно для компенсации имущественных убытков, понесенных участниками транспортного процесса. Одновременно, имущественная страховка защищает интересы собственника груза. В некоторых случаях компания – экспедитор самостоятельно страхует груз. Дополнительное страхование экспедитором часто делается по договоренности с заказчиком.

Видео

В видео рассказывают про специфику страхования экспедитора.

Выводы

Страхование ответственности компании экспедитора – это подвид гражданской ответственности. Имеет такие особенности:

  1. Направлено на защиту имущественных интересов страхователя при наступлении страхового случая.
  2. Объектами страхования становятся жизнь и здоровье людей, сохранность груза.
  3. Страхование ответственности осуществляется при заключении генерального договора.
  4. Услугами страхования ответственности пользуются транспортные, экспедиционные и логистические компании.
  5. Страховка покрывает возможный ущерб, возникший по любой причине (включая случайную ошибку сотрудников).
  6. Страховые риски: повреждение или потеря груза, финансовые убытки, ответственность перед другими людьми, компенсацию дополнительных расходов;
  7. Гражданская ответственность экспедитора наступает при мошеннических или других умышленных действиях, выполнении обязанностей в алкогольном или наркотическом опьянении, отказе выполнять доставку груза.
  8. Договор может сочетать два отдельных вида: страхование ответственности и страховка груза самим экспедитором.

Как оформить ОСАГО на грузовой автомобиль читайте тут.

Страхование ответственности Экспедитора

Услугой «Страхование ответственности экспедитора» могут воспользоваться:

  • транспортно-экспедиторские компании;
  • лица, осуществляющие деятельность в таможенной сфере;
  • логистические компании и терминалы;
  • другие компании, оказывающие транспортно-логистические услуги.

Страхование ответственности экспедитора включает следующие риски:

  • организация перевозок грузов всеми видами транспорта;
  • перевозка тяжеловесных и крупногабаритных грузов (тралами, модулями, понтонными переправами и т. д.);
  • погрузо-разгрузочные работы, перевалка товара;
  • хранение, складские операции, внутрипортовое экспедирование;
  • оформление транспортных, таможенных, грузовых документов;
  • предоставление инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • морское агентирование;
  • экспресс-доставка, доставка почтовых отправлений;
  • другие транспортно-экспедиторские услуги.

Риски, которые могут быть застрахованы при осуществлении застрахованной деятельности:

  1. Ответственность за утрату, гибель, повреждение (порчу) груза — основной риск.
  2. Ответственность страхователя за финансовые убытки:
    • нарушение срока доставки груза;
    • неправильная засылка отправления;
    • ошибки при оформлении транспортных и грузовых документов.
  3. Ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.
  4. Ответственность за внесение таможенных платежей при помещении товаров под таможенные процедуры (таможенного транзита, временного ввоза и другие).
  5. Ответственность страхователя утрату,. повреждение контейнера или средства ж.-д. транспорта.
  6. Ответственность за причинение вреда окружающей природной среде.
  7. Дополнительные расходы (по утилизации, подъему/спасению транспортных средств, очистке территории, другие затраты исходя из потребности страхователя).

Без начисления дополнительной страховой премии в страховое покрытие включаются расходы страхователя по предотвращению или уменьшению размера ущерба, а также расходы других лиц, если в соответствии с законодательством или договором они должны быть компенсированы страхователем, а также согласованные со страховщиком юридические расходы и судебные издержки.

Страхованием покрывается ответственность страхователя по любой причине, в том числе (но не ограничиваясь) в результате ошибок, упущений служащих страхователя и других лиц, которых страхователь привлек для оказания экспедиторских услуг.

Читать еще:  Как вернуть налоговый вычет за медицинские услуги

В договоре страхования ответственности логистической компании указывается исчерпывающий перечень случаев, не подпадающих под страховое покрытие, убытки по которым не возмещаются страховщиком.

Страховое покрытие при утрате, гибели, повреждении (порче) груза

При полной гибели, утрате груза страховое возмещение выплачивается в размере:

  • транспортных расходов, таможенных платежей и иных расходов, связанных с перевозкой, возмещение которых возложено на Страхователя в соответствии с законодательством или договором;
  • стоимости груза, указанной в счете продавца или в документах, сопровождающих отправление.

При повреждении груза размер страхового возмещения определяется на основании экспертной оценки или суммы расходов по восстановлению имущества.

Рассмотрение претензий

Решение о выплате страхового возмещения принимается в течение 10 дней со дня представления всех документов, необходимых для рассмотрения претензии.

Договором страхования гражданской ответственности транспортно-экспедиторской деятельности может быть предусмотрен закрытый перечень претензионных документов исходя из специфики деятельности Страхователя.

Страховая премия

Страховая премия рассчитывается исходя из сведений, указанных в заявлении на страхование (риски, лимиты, стоимость перевозимых грузов, объемы деятельности, сведения о привлекаемых субконтракторах) и определяется на годовой основе без заявления страховщику сведений о конкретных перевозках.

Входят ли расходы на страхование ответственности экспедитора в состав затрат?

В соответствии со ст. 803 ГК РФ и п. 1 ст. 6 Закона № 87-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ и указанного Закона № 87-ФЗ.

Если страхование грузов всегда осуществляется в интересах самого клиента, то страхование профессиональной ответственности осуществляется как в интересах экспедитора, так и в интересах клиента.

Транспортная компания, заключившая договор страхования ответственности экспедитора, считает себя защищенной от возможных «неприятностей» с перевозимым грузом и автоматического возникновения в связи с этим убытков. Соответственно заключение данного договора позиционируется для клиента как преимущественный фактор при выборе транспортной компании.

Арбитражная практика по данному вопросу не является однозначной: встречаются решения, признающие правомерность страховой выплаты при заключении договора страхования ответственности экспедитором (постановление ФАС Московского округа от 12.03.2009 № КГ-А40/1283-09, и решения, поддерживающие отказ страховой компании в выплате страхового возмещения (постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.10.2008 № А56-47226/2007, ФАС Уральского округа от 1.12.2008 № Ф09-8955/08-С5).

Рекомендуем в этой ситуации учитывать, что страхование риска ответственности за нарушение договора в соответствии с п. 1 ст. 932 ГК РФ допускается в случаях, предусмотренных законом.

Иными словами, в законе должна быть прямо предусмотрена возможность страхования риска неисполнения обязательств.

В настоящее время Законом № 87-ФЗ обязательное страхование ответственности экспедитора по договору транспортно-экспедиционного обслуживания автомобильным транспортом не предусмотрено.

Если при заключении договора транспортной экспедиции условие о страховании ответственности экспедитора все-таки включено в текст договора, то здесь нужно учитывать следующее.

Страхование гражданской ответственности экспедитора не является обязательным видом страхования, а также не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций согласно п. 1 ст. 263 НК РФ.

Исключение составляют расходы в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями (п.п. 8 п. 1 ст. 263 НК РФ, письмо УФНС по г. Москве от 8.09.2010 № 16-15/094901@).

Таким образом, расходы в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования ответственности экспедитора (за исключением страхования ответственности при осуществлении деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями) не могут признаваться расходами для целей налогообложения прибыли.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector