Veomo.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цель использования земельного участка в заявлении пример

Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством: проблемы правоприменения (на примере практического применения органами государственной власти и местного самоуправления Ростовской области)

Рубрика: Юриспруденция

Статья просмотрена: 760 раз

Библиографическое описание:

Артимич, Е. А. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством: проблемы правоприменения (на примере практического применения органами государственной власти и местного самоуправления Ростовской области) / Е. А. Артимич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1728/ (дата обращения: 04.09.2021).

Преобразования всей системы экономических отношений, проведенные на территории Российской Федерации, определили новое значение земли и земельных ресурсов. С учетом новых общественных потребностей изменяется законодательство, регламентирующее общественные отношения в указанной сфере. Однако до настоящего времени так и остаются недостаточно урегулированы вопросы о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса РФ [1]. Надо отметить, что неясна позиция законодателя, установившего в ст. 34 порядок предоставления земель для целей, не связанных со строительством, лишь в отношении граждан. В результате в Земельном кодексе не оказалось норм о процедуре приобретения юридическими лицами прав на земельные участки для данных целей. Это является значимым пробелом, который восполняется на практике либо путем принятия соответствующих нормативных актов субъектами РФ или муниципальными образованиями, либо посредством применения положений ст. 34 Земельного кодекса по аналогии.

В соответствии с п.1 указанной статьи Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в их собственности и я (или) ведении, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Устанавливаются принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности. Это является нововведением действующего Земельного кодекса РФ. Боголюбов С.А. отмечает, что «в качестве одного из основных условий законности предоставления земельных участков на основании ст. 34 следует назвать максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении участков, а также условие предоставления достаточно полной и достоверной информации» [2].

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса РФ» [3] распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Таким образом, органы власти муниципальных районов и городских округов обязаны принять нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Однако далеко не все органы самоуправления установили данный порядок, в связи с чем руководствоваться приходится лишь нормами ст. 34 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с указанной статьей чаще всего предоставляются земли сельскохозяйственного назначения (пашни, пастбища и сенокосы), земли иных категорий для установки временных объектов (павильонов, объектов спортивного значения и т.п.), для благоустройства и озеленения.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Необходимо отметить, что цель использования должны соответствовать градостроительной документации, ведь просьба о предоставлении земельного участка для сельскохозяйственного использования в промышленной зоне влечет отказ в связи с тем, что данный вид разрешенного использования в промышленной зоне запрещен.

Далее, в соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Вот тут, начиная с указанного пункта ст. 34 Земельного кодекса РФ, и начинаются проблемы правоприменения. По смыслу данного пункта орган местного самоуправления обязан выдать заявителю утвержденную схему расположения земельного участка. При этом действующим законодательством не установлена обязанность органа местного самоуправления или заявителя осуществлять подготовку указанных схем, а также не определены требования к подготовке схемы, порядку ее согласования и утверждения.

Кроме того, Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена разработка нормативных правовых актов по вопросам подготовки схем.

В то же время в случае отказа в предоставлении земельного участка по каким-либо причинам (участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, запрашиваемое заявителем целевое использование не соответствует зонированию на территории населенного пункта или целевому использованию – на землях сельскохозяйственного назначения, и т.д.) невозможно формирование земельного участка и, соответственно, заказ схемы расположения земельного участка.

Изготовлением землеустроительной документации может заниматься кадастровый инженер на основании Федерального закона «О государственном кадастре объектов недвижимости». В соответствии со ст. 31 указанного закона кадастровый инженер может выбрать следующие формы организации своей кадастровой деятельности:

1) в качестве индивидуального предпринимателя;

2) в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.

Ст. 33 Федерального закона «О государственном кадастре объектов недвижимости» [4] уточняет, что юридическое лицо, в которой кадастровый инженер является работником, — это коммерческая организация.

Таким образом, изготовление землеустроительной документации (схемы расположения земельных участков, межевых планов и др.) является платным, ведь цель и индивидуального предпринимателя, и коммерческой организации – извлечение прибыли. Сроки выполнения работ регулируются лишь гражданско-правовым договором. Обычно срок изготовления схемы расположения земельного участка составляет 2-3 недели.

Форма схемы расположения земельного участка законодательно не установлена. Исходя из практики, в частности, сложившейся в Ростовской области, данная схема согласовывается главой поселения, на территории которого находится образуемый земельный участок.

Схема расположения земельного участка подлежит утверждению постановлением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Необходимо отметить, что сначала уполномоченным органом разрабатывается проект постановления, который должен пройти обязательные согласования, устанавливаемые регламентом данного органа государственной власти или органа местного самоуправления. После прохождения согласований проект постановления сдается в печать.

Таким образом, срок, установленный п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, изначально невыполним.

Напомню, что п. 1 ст. 34 ЗК РФ предусматривает принцип публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков. Т.е. информация о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подлежит опубликованию в официальных источниках. На публикацию о предоставлении земельных участков могут откликнуться все желающие, а не только первоначальный заявитель. Не совсем тогда ясно, какой заявитель имеется в виду в п. 4 ст. 34 ЗК РФ: первоначальный или заявитель на публикацию. Не имеет смысла выдавать первоначальному заявителю утвержденную схему расположения земельного участка, если еще не определено, кто именно станет правообладателем земельного участка. В то же время, если предполагается заявитель на публикацию, то заявитель может быть не один, а несколько. И на данной стадии процедуры предоставления земельного участка невозможно определить, кто именного из лиц, отозвавшихся на публикацию, станет правообладателем земельного участка. Земельным кодексом данный вопрос не урегулирован даже в общих моментах, что, на мой взгляд, является серьезным пробелом в действующем законодательстве.

Рассмотрению подлежат все заявки, поданные на публикацию до определенного срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законодательством.

Интересна позиция Минэкономразвития. Письмом от 22.05.2009 г. № Д23-1523 указывается, что ст. 34 Земельного кодекса предусматривает заявительный порядок предоставления земельных участков, проведение торгов при этом не предусматривается. В случае поступления двух и более заявок на один земельный участок такой участок должен быть предоставлен лицу, подавшему заявление ранее других (при условии выполнения требований законодательства: соответствие целей предполагаемого использования виду разрешенного использования, соответствие размера и местоположения градостроительным и иным требованиям и т.п.). Иным заявителям могут быть предложены альтернативные земельные участки либо разъяснено право на повторное обращение с заявлением о предоставлении иного земельного участка.

Читать еще:  Аудиозапись как доказательство в уголовном процессе

В соответствии с Земельным кодексом РФ в аренду передаются земельные участки. Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Границы устанавливаются в момент проведения межевания и внесения данных о земельном участке в государственный кадастр объектов недвижимости. В случае если заявитель на публикацию был единственным, то он проводит работы по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, а именно обращается к кадастровому инженеру за изготовлением межевого плана. Межевой план подлежит согласованию с граничащими земельными участками, имеющими правообладателя и не поставленными на кадастровый учет. После в соответствии с межевым планом проводится постановка на государственный кадастровый учет. В настоящее время данные функции отданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О государственном кадастре объектов недвижимости» с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. Таким образом, круг лиц, имеющих право обратиться с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости, неограничен. После постановки на кадастровый учет земельному участку присваивается уникальный кадастровый номер, состоящий из номера субъекта России, номера муниципального района или городского округа, номера кадастрового квартала и номера самого земельного участка. Лицу, обратившемуся с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет, выдается кадастровый паспорт земельного участка. Следует отметить, что органами Росрегистрации может выдаваться два документа: кадастровый паспорт и кадастровая выписка.

Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.

Кадастровая выписка об объекте недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости. Если в соответствии с кадастровыми сведениями объект недвижимости, сведения о котором запрашиваются, прекратил существование, любая кадастровая выписка о таком объекте наряду с запрашиваемыми сведениями должна содержать кадастровые сведения о прекращении существования такого объекта.

На стадии постановки на кадастровый учет заявитель может столкнуться с проблемой невозможности постановки на кадастровый учет в связи с «накладками» на иные земельные участки. Такая проблема чаще всего происходит с землями сельскохозяйственного назначения, т.к. зачастую формируются земельные участки сложной конфигурации и большой площади. Ведь при подготовке схемы расположения земельного участка определяются геодезические координаты. Установление границ происходит на стадии межевания. В частности, в Ростовской области при передаче в аренду земель сельскохозяйственного назначения уполномоченным органом производится постановка на кадастровый учет, а затем публикация по предоставлению в аренду земельного участка. Таким образом, заявитель освобождается от возможности столкновения с проблемами постановки на кадастровый учет.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия данного решения. Договор аренды земельного участка, заключенный на срок более 1 года, а также переход права собственности на земельный участок при заключении договора купли-продажи земельного участка подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [5].

Таким образом, в целом Земельный кодекс РФ является большим шагом вперед в рамках реформы земельных отношений в нашей стране. Но предстоит еще большая работа как федеральных, так и региональных органов государственной власти по развитию нормативно-правовой основы этих отношений, особенно по разработке оптимальной системы правового регулирования аренды земельных участков, которая могла бы обеспечить эффективное хозяйствование на земле.

1. СЗ РФ, 29.10.2001 г., N 44, ст. 4147

2. «Земельное право», под редакцией Боголюбова С.А., ООО «Издательство Проспект», 2009 г.

Документ «Образец заполнения заявления о предоставлении земельного участка»

Документ «Образец заполнения заявления о предоставлении земельного участка»

В администрацию Воскресенского

Муниципального района Московской области

от __Иванова Ивана Ивановича 04.05.1977 г.р._

М.о., г. Воскресенск, ул. Западная, д. 46, кв. 55

(адрес, телефон (факс), электронная почта и иные реквизиты,

позволяющие осуществлять взаимодействие с заявителем)

о постановке многодетной семьи на учет

в целях бесплатного предоставления земельного участка

Прошу Вас поставить мою многодетную семью на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка.

Целью использования земельного участка является:

____________малоэтажная жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства)

(указывается цель использования земельного участка: индивидуальное жилищное строительство либо дачное строительство, либо ведение садоводства)

Один из членов моей многодетной семьи имеет (не имеет) на праве аренды земельный участок:

(при наличии указать кадастровый номер)

Право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно имеют следующие члены моей многодетной семьи:

Ф.И.О. члена многодетной семьи

Реквизиты документа, удостоверяющего личность

Адрес регистрации по месту жительства

Иванова Мария Николаевна

Паспорт 4606 7248896

г. Воскресенск, ул. Западная, д. 46, кв. 55

Иванов Степан Иванович

Свидетельство о рождении IV-446566

г. Воскресенск, ул. Западная, д. 46, кв. 55

Иванов Василий Иванович

Свидетельство о рождении II-449977

г. Воскресенск, ул. Западная, д. 46, кв. 55

Иванов Олег Иванович

Свидетельство о рождении VV-456231

г. Воскресенск, ул. Западная, д. 46, кв. 55

Подтверждаю, что моя многодетная семья, отвечает одновременно следующим условиям на дату подачи настоящего заявления:

1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;

2) родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет;

3) трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области;

4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;

5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;

6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу Закона Московской области от 01.06.2011 №73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».

Результат муниципальной услуги выдать следующим способом:

ÿ посредством личного обращения в администрацию Воскресенского муниципального района Московской области:

ÿ в форме электронного документа;

ÿ в форме документа на бумажном носителе;

ü заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на адрес, указанный в заявлении (только на бумажном носителе);

ÿ посредством личного обращения в многофункциональный центр (только на бумажном носителе);

ÿ посредством направления через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (только в форме электронного документа);

ÿ посредством направления через государственную информационную систему Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области» (только в форме электронного документа).

Читать еще:  Вторая трудовая книжка ответственность

1.__Копия паспорта Иванова И. И.________________________________________на 5 листах

2.__ Копия паспорта Ивановой М. Н. _________________________________ на _5_ листах

3.__ Копия свидетельства о рождении Иванова С. И. _______________________ на _1_ листах

4.___ Копия свидетельства о рождении Иванова В. И. _______________________на _1_ листах

5.___ Копия свидетельства о рождении Иванова О. И. ______________________ на _1_ листах

6.___ Копия свидетельства о заключении брака____________________________ на _1 листах

7.__ Копия свидетельства о расторжении брака____________________________ на _1_ листах

8.___Выписка из домовой книги ________________________________на _2_ листах

9.___Финансовый лицевой счет _______________________________ на _1_ листах

10.__________________________________________________________________ на ___ листах

11.__________________________________________________________________ на ___ листах

Заявление на предоставление земли: правила и особенности составления

Для получения земельного участка от государства гражданин должен обратиться за этим в уполномоченный на решение подобных вопросов государственный орган.

Помимо необходимого пакета документов, которые должны подаваться в этом случае, ему необходимо также составить заявление на предоставление земли.

Более подробно о правилах и особенностях его составления и оформления — далее в статье.

  • Понятие и установленная форма
  • Структура и содержание
    • Шапка
    • Название документа
    • Основная часть
    • Дата и подпись
  • Советы по составлению
  • Куда и как подавать

Понятие и установленная форма

Заявление на предоставление земельного участка — это главный документ, который подается в государственный орган для получения данного вида недвижимости.

Именно это заявление и является основанием для рассмотрения поданных документов и принятия на их основании решения о том, может ли претендент получить землю.

В действующем законодательстве не предусмотрено установленной формы этого документа, поэтому он может составляться в свободной форме, но с соблюдением общепринятых правил и требований. Зачастую образец заявления можно посмотреть в том государственном органе, куда оно и будет подаваться, поэтому стоит заранее уточнить этот вопрос у сотрудников.

В некоторых случаях граждане даже могут самостоятельно сказать данный бланк с официального сайта государственного органа и заполнить заранее.

Структура и содержание

Несмотря на отсутствие установленной формы заявления, в большинстве случаев оно составляется по типовой структуре. В частности, этот документ включает в себя такие пункты:

Шапка

В правом верхнем углу документа необходимо указать такую информацию:

  • фамилию, инициалы и должность главы местной администрации;
  • город или другой населенный пункт, в котором расположена администрация;
  • фамилию и инициалы заявителя;
  • паспортные данные (серия и номер, место и дата выдачи);
  • адрес постоянной регистрации.

В том случае, когда заявление подается от имени предприятия, необходимо указать его полное наименование. Также заявитель может оставить свои контактные данные (номер телефона и адрес проживания, если он отличается от прописки).

Название документа

После оформления шапки в центре листа пишется слово «Заявление». Если текст набирается на компьютере, название документа может быть приведено большими буквами.

Основная часть

В начале текста он указывает свою полную фамилию, имя и отчество, а далее излагает конкретную просьбу к государственному органу.

В частности, он может попросить предоставить ему землю:

  • во временное владение и на определенный срок;
  • для бессрочного использования;
  • в собственность на безвозмездной основе;
  • в собственность на условиях оплаты.

Помимо этого, необходимо также указать предполагаемую цель использования участка.

Например, это может быть:

  • осуществление ИЖС (индивидуального жилищного строительства)
  • ведение ЛПХ (личного подсобного хозяйства);
  • проведение сезонных работ;
  • ведение сельского хозяйства;
  • строительство (в том числе объектов нежилой недвижимости).

Далее заявителю необходимо обосновать причину обращения, в частности, перечислить имеющиеся у него льготы и особые права на получение участка без торгов, на бесплатной основе или вне очереди.

В соответствии с законодательством РФ, право на льготы имеют следующие категории граждан:

  • участники ВОВ;
  • военнослужащие;
  • молодые семьи;
  • многодетные семьи;
  • малоимущие семьи.

В некоторых субъектах могут быть предусмотрены льготы и для других категорий граждан, что определяется особенностями регионального законодательства.

Кроме этого, претендовать на бесплатное оформление участка в собственность могут лица, которые владеют им на праве бессрочного или пожизненного пользования. Например, сюда относятся граждане, получившие землю еще во времена СССР или имеющие на ней оформленное в собственность жилое здание.

При наличии данных оснований их также необходимо перечислить в заявлении. По желанию заявитель может сделать ссылки на соответствующие положения законодательных актов, в соответствии с которыми ему полагается получение земельного надела. Однако такое требование обязательным не является.

Дата и подпись

Под основным текстом с левой стороны заявления гражданин ставит дату его подачи, а с правой — свою подпись. Если заявителем является юридическое лицо, необходимо также поставить печать.

Как уже отмечалось, письменная форма заявления является обязательной. При этом текст может быть как написан от руки, так и набран при помощи компьютера.

Допускается также смешанная форма, при которой одна часть текста напечатана, а другая заполняется лично заявителем.

Советы по составлению

Помимо соблюдения приведенной выше структуры, при написании документа необходимо учесть определенные правила и особенности:

  1. Точные требования оформления и примерный образец желательно узнавать в конкретном государственном органе. Если заявление будет составлено не в той форме, которую требует администрация, его могут не принять.
  2. Если заявитель хочет получить какой-то конкретный участок, то это необходимо обязательно отметить в заявлении. В частности, нужно указать его месторасположение, вид разрешенного использования и площадь.
  3. Стиль изложения в документе должен быть кратким и формализированным, как принято в большинстве официальных документов. Использование различных эмоциональных или художественных выражений и слов крайне нежелательно.

Это также поможет оформить заявление максимально правильно.

Оплата коммунальных услуг через интернет — самый удобный способ. Пошаговая инструкция представлена здесь.

Субаренда аренды земельного участка позволяет начать собственный бизнес с партнером. Как заключить договор субаренды, можно узнать из нашей статьи.

Куда и как подавать

Вопросами выделения земли в конкретном населенном пункте занимается специальный уполномоченный государственный или муниципальный орган власти. Чаще всего таким органом является администрация города или области, куда и необходимо обращаться всем претендентам на землю.

Для обращения гражданину необходимо предоставить правильно составленное заявление и пакет подготовленных документов, который обычно включает в себя паспорт и бумаги, подтверждающие особый статус заявителя (при наличии у него определенных льгот). Полный перечень этих документов ему стоит заранее уточнить у сотрудников уполномоченного органа.

При подаче заявления ответственный за прием документов исполнитель проверяет правильность его составления, а также наличие всех необходимых документов. Если все в порядке, то документы принимаются на рассмотрение. Гражданин получает на руки второй экземпляр заявления с проставленной на нем отметкой о его принятии, датой и подписью ответственного лица.

Срок рассмотрения заявки составляет 30 календарных дней, в течение которых проверяется вся предоставленная гражданином информация. По результатам рассмотрения он получает либо оформленное решение о выделении земельного надела, либо обоснованный отказ в этом.

В большинстве случаев составление заявления на получение участка не представляет особой сложности, поскольку форма этого документа может быть произвольной. Однако основные правила и особенности его оформления все равно нужно учитывать.

Растем вширь: 4 способа законно увеличить земельный участок

Стремиться к расширению занимаемой площади — вполне естественная цель для человека, идет ли речь о городской квартире или о земельном участке. В последнем случае кого-то не останавливает даже перспектива штрафа за самозахват территории. Но расширить границы земельного участка можно вполне легально.

Есть несколько базовых условий. Во-первых, все законные варианты увеличения площади участка доступны только собственникам земли. Во-вторых, расширяемый участок должен быть предназначен для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), садоводства (СНТ) или ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). В-третьих, объединяемые земельные участки должны относиться к одной категории земель и иметь одинаковый вид разрешенного использования.

Перераспределение или прирезка

Один из возможных способов увеличить земельный участок — перераспределение, то есть образование нового земельного участка путем присоединения к существующему участку смежного. В разговорной речи это называют прирезкой, хотя в законодательстве такого термина не существует. Присоединяемый участок должен быть в государственной или муниципальной собственности, говорит адвокат компании Defender Law & Communication agency Михаил Герголенко.

Читать еще:  Продать дом через агентство недвижимости

Перед началом перераспределения необходимо узнать статус земли, сделать это можно с помощью Публичной кадастровой карты. Процедура возможна при следующих условиях:

  • площадь нового земельного участка не должна превышать предельные максимальные размеры (в каждом регионе они свои);
  • на участке, который переходит в собственность гражданина, не должно быть недвижимости в государственной или муниципальной собственности, собственности других граждан или юридических лиц;
  • участки не должны быть изъяты из оборота или ограничены в обороте, не должны быть зарезервированы для государственных и муниципальных нужд;
  • участок не должен быть предметом аукциона;
  • целевое назначение нового участка будет таким же, как у тех участков, из которых он образован.

«Пример: вы собственник участка площадью 8 соток, рядом с вами участок, который не используется и находится в муниципальной собственности. Если этот участок подпадает под установленные в законе условия, то вы можете присоединить его к своему. Для этого нужно обратиться с заявлением о перераспределении в администрацию муниципального образования», — рассказал Михаил Герголенко.

Порядок действий

Перераспределение земли происходит на основании соглашения между гражданином и уполномоченным органом, например администрацией. Для этого владельцу участка нужно обратиться в уполномоченный орган (администрацию, земельный департамент и др.) с заявлением о перераспределении земли. Сделать это можно в том числе через МФЦ. К заявлению нужно приложить:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок (представление не требуется, если право зарегистрировано в ЕГРН);
  • если отсутствует утвержденный проект межевания территории — схема расположения;
  • если с заявлением обращается представитель собственника земельного участка — документ, подтверждающий полномочия представителя.

Заявление рассматривается в среднем около 30 дней, затем заявителю направляется согласие на заключение соглашения о перераспределении. Потом собственник обращается к кадастровому инженеру, тот определяет новые границы участка — и документы отдаются в Росреестр.

Сколько это стоит

Увеличение площади земельного участка — платная процедура. В случае если земля в федеральной собственности, плата за увеличение площади через перераспределение составляет 15% от кадастровой стоимости участка. Если участок в муниципальной собственности, тарифы варьируются в зависимости от региона и муниципалитета. Например, в Московской области плата за перераспределение — 50% от кадастровой стоимости присоединяемой части земельного участка.

Уточнение границ земельного участка

Собственники земельных участков могут увеличить их площадь с помощью уточнения границ участка (межевания). «Это возможно, если у гражданина есть участок, которому уже присвоен кадастровый номер, но при этом его границы не установлены (нет сведений о координатах точек границ). В таком случае гражданин вправе провести процедуру по уточнению сведений о местоположении границ и площади своего земельного участка», — пояснил Михаил Герголенко из Defender Law & Communication agency. Границы участка также можно уточнить, если при предыдущем межевании была допущена кадастровая ошибка.

«Пример: у вас есть земельный участок, поставленный на учет до вступления в силу Земельного кодекса РФ. Сведения о таких участках вносились на основании правоустанавливающих документов с декларативной площадью и не содержат информацию о прохождении границ на местности. Например, по документам ваш участок — 10 соток, а по факту вы используете 10,5 соток. Здесь нужно уточнить границы и площадь», — говорит адвокат.

Точно определенные границы участка могут защитить от споров с соседями, а также помешать самовольному строительству. Точные границы дают возможность беспроблемно совершать с землей любые операции и сделки — продать участок будет проще.

Как уточнить границы земельного участка

Чтобы уточнить границы участка, собственнику нужно обратиться к кадастровому инженеру (его можно найти через сервис «Государственный реестр кадастровых инженеров»).

Кадастровый инженер приедет на место и проведет необходимые замеры. Уточнение границ нужно будет согласовать с владельцами смежных — соседских — участков. Специалист направит им извещения на почтовый или электронный адрес. Если найти их не получается, извещение публикуется в местной прессе. В этом случае адресат будет считаться уведомленным, даже если не прочитает объявление. После всех замеров и согласований с соседями кадастровый инженер подает документы в орган регистрации прав.

Результатом становится межевой план, содержащий сведения о координатах границ земельного участка. Границы устанавливаются по документам, подтверждающим, что земля выделена конкретному собственнику в конкретном месте и именно такой площади.

Допустимый предел увеличения площади при установлении и уточнении границ участка:

  • не более чем на предельный минимальный размер земельного участка, который установлен федеральным или местным законом для соответствующих вида разрешенного использования и категории земель.
  • если такой размер не установлен, допустимый лимит — не более 10% площади исходного участка по данным ЕГРН: например, к участку в 6 соток максимально можно добавить 0,6 сотки.

Выкуп «заброшки» или открытое владение

Увеличить участок можно, выкупив на торгах заброшенный участок, если он прилегает к имеющемуся. В случае когда у участка нет собственника (он неизвестен, признан пропавшим без вести, отказался от земли или его в принципе никогда не было), земля может быть признана бесхозной — в таком случае она переходит в собственность местных властей. После этого землю вместе с недвижимостью можно приобрести на торгах, арендовать или выкупить.

Еще один способ стать законным владельцем бесхозного дачного участка (дома) — по приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ). Согласно этому принципу, гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий им как своим в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество. Также к нему не должно быть претензий со стороны соседей и местных властей. Подробнее узнать о том, как стать владельцем заброшенного участка, можно по ссылке.

Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия»:

— Присоединяя смежный участок, важно действовать в рамках российского законодательства. Самовольное присоединение карается законом и влечет наложение штрафа до 200 тыс. руб. На первом этапе важно выяснить, кто именно является владельцем территории. От этого зависят дальнейшие шаги. Если владелец частное лицо, воспользоваться приведенными выше механизмами не получится. Если участок под обременением — тоже.

Краткий чек-лист для желающих законно расширить границы земельного участка:

первое — нужно понимать, что получить дополнительную землю может только его собственник, но не арендатор или тот, кто пользуется на правах безвозмездного пользования;

второе — если границы исходного земельного участка не уточнены в ЕГРН, прирезать землю не получится;

третье — проверьте вид разрешенного использования своего участка и того, который хотите присоединить (садовый участок и место для ИЖС не могут быть объединены);

четвертое — чтобы воспользоваться нормой приобретательной давности, убедитесь, что вы пользуетесь интересующим вас участком более 15 лет и на него нет других желающих или претендентов;

пятое — учет ограничений на минимальный или максимальный размер участка. Такие данные можно найти в правилах землепользования и застройки каждого муниципального образования (размеры могут различаться в разных регионах). В этом документе также указано, какая площадь земельного участка должна быть после увеличения (если подобное не прописано, то пользуемся формулой: не более чем на 10% от площади, указанной в ЕГРН).

Если все условия выполнены, нужно сформировать межевой план (учитывая требования ПЗЗ), заключить соглашение с органами местной власти (и выкупить участок), а затем — обратиться в Росреестр для регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector