Veomo.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон о продаже земли в россии

Что могут скрывать продавцы земельных участков

Обременения земельного участка и ограничения его использования влияют на рыночную стоимость и инвестиционную привлекательность объекта. Участки без обременений встречаются на рынке редко. И чем более привлекателен для бизнеса участок, тем больше вероятность обнаружить ограничения. И тем больше шансов, что эти обстоятельства может попытаться скрыть продавец, желающий получить за него стоимость, не учитывающую подобные сюрпризы. Покупателю важно выявить их до заключения сделки, чтобы оценить, можно ли будет использовать участок так, как планировал. Как это лучше сделать?

ЕГРН и не только

Земельный кодекс РФ обязывает продавца земли при заключении договора купли-продажи предоставить покупателю информацию об обременениях участка и ограничениях его использования. Если продавец дал заведомо ложную информацию, покупатель вправе требовать уменьшения стоимости или расторжения договора и возмещения убытков.

Кроме того, продавец участка может и не знать о действующих ограничениях. Поэтому покупателю лучше самостоятельно найти сведения о наиболее важных и распространенных ограничениях.

В первую очередь необходимо запросить у собственника участка правоустанавливающие документы: договор купли-продажи, дарения, свидетельство о праве на наследство или иные документы о приобретении права собственности на землю, а также получить актуальную выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Выписка поможет установить категорию земель, выявить зарегистрированные обременения (залог, арест, долгосрочную аренду), сведения о внесенных в кадастр недвижимости зонах с особыми условиями использования территорий – санитарно-защитных зонах, охранных зонах сетей и сооружений (ЛЭП, трубопроводов, теплосетей и подобных объектов), водоохранных зонах. В выписке ЕГРН также указываются кадастровые номера расположенных на участке объектов недвижимости. Выявить здания и сооружения и установить их собственника необходимо уже на этапе подготовки сделки, поскольку законодательство запрещает продажу земли без находящихся на нем объектов недвижимости, если они принадлежат одному лицу.

На практике покупатели участков часто сталкиваются с тем, что в ЕГРН нет сведений о недвижимом имуществе на участке и зонах с особыми условиями использования территорий.

Причин несколько

Советское и постсоветское законодательство не предусматривало внесение в реестр недвижимости таких данных. Даже сейчас, когда такое требование закреплено в законе, многие ранее установленные ограничения до сих пор не внесены в ЕГРН.

Нахождение на участке таких зон влечет ограничения или полный запрет его использования для определенных видов деятельности. Например, Верховный суд в сентябре 2016 г. признал законным требование «дочки» «Газпрома» – ООО «Газпром трансгаз Чайковский» к индивидуальному предпринимателю о сносе жилого дома в Удмуртии, построенного и введенного в эксплуатацию с нарушением минимальных расстояний от магистрального газопровода.

Что еще можно узнать

Также для получения дополнительных сведений об ограничениях можно воспользоваться общедоступными интернет-ресурсами: публичной кадастровой картой на портале Росреестра, информационными системами обеспечения градостроительной деятельности (РГИС в Санкт-Петербурге, ИАИС ОГД в Москве). Покупатель может узнать, к какой зоне отнесен участок согласно генеральному плану и правилам землепользования и застройки населенного пункта, утвержден ли проект планировки с проектом межевания территории.

Эти ресурсы хороши тем, что из них можно быстро и без затрат получить минимально необходимые сведения для оценки участка даже тому, кто не имеет специальной юридической подготовки.

Прийти и посмотреть

Перед подписанием договора купли-продажи осмотрите участок. Если продавец отказывает в доступе – это повод задуматься, стоит ли покупать кота в мешке. Закон не возлагает на покупателя такой обязанности, однако практика показывает, что пренебрежение осмотром на этапе подготовки сделки часто оборачивается проблемами после ее совершения. К примеру, на участке может обнаружиться не оговоренный продавцом объект (самовольная постройка, незаконная свалка отходов, линейное сооружение и т. д.), вплоть до невозможности доступа к нему с прилегающих территорий.

Так, в октябре прошлого года Верховный суд РФ рассматривал спор между гражданами о расторжении договора купли-продажи земельного участка на территории военного городка в Крыму. При совершении сделки продавец не сообщил покупателю о нахождении участка на территории режимного объекта, более того, заверил об отсутствии каких-либо ограничений. Впоследствии истец обнаружил, что купленный участок невозможно использовать для строительства жилого дома, поскольку войсковая часть запретила доступ через контрольно-пропускной пункт. Верховный суд РФ отменил определение суда апелляционной инстанции об отказе в иске и отправил дело на новое рассмотрение, а также подтвердил, что продавец обязан предоставить покупателю имеющуюся информацию о юридических и фактических ограничениях в использовании участка вне зависимости от их регистрации в публичном реестре.

Таким образом, даже если от собственника недвижимости получены заверения об отсутствии ограничений и обременений, покупателю лучше получить хотя бы общедоступную информацию об ограничениях.

Что вокруг

Обязательно обратите внимание на окружающую застройку, наличие поблизости действующих предприятий, котельных и прочих источников загрязнения, поскольку существует вероятность попадания участка или его части в санитарно-защитные зоны таких объектов, что полностью исключает возможность жилой застройки и значительно ограничивает другие виды использования.

Если понадобится проверить или уточнить полученные сведения, можно направить письменные обращения в государственные или муниципальные органы власти, у которых есть необходимая информация. Например, подробное заключение о режиме использования земельного участка в зонах охраны и защитных зонах объектов культурного наследия предоставляет КГИОП и Министерство культуры РФ. Сведения о наличии и размерах санитарно-защитных зон могут быть запрошены в территориальном управлении Роспотребнадзора. Сведения о линейных объектах, их охранных зонах и ограничениях предоставляют сетевые организации, владеющие такими объектами. Информацию о градостроительной документации можно найти на официальных сайтах органов власти и муниципальных образований, поскольку акты о ее подготовке, изменении или отмене далеко не всегда отражаются в публичных реестрах и системах.

В целом законодательство развивается в направлении консолидации, открытости и доступности сведений об ограничениях и обременениях объектов недвижимости, что облегчает подготовку сделок. Но риски остаются.

Преимущественное право выкупа земельного участка: что необходимо помнить при его оформлении?

Выкуп земельного участка — очень ответственный процесс, который требует достаточно больших затрат по времени. Однако, в том случае, если оформлять процесс перехода права собственности в полном объеме, вся процедура займет достаточно много времени. Поэтому большинство потенциальных покупателей заинтересовано в использовании права преимущественного выкупа.

Что об этом необходимо знать и как такое право использовать?

  • Слова закона
  • Кто имеет право на преимущественный выкуп?
  • Как осуществить право преимущественного выкупа для сельскохозяйственных земель?
  • Как воспользоваться правом преимущественного выкупа доли земельного участка?
  • Отказ от права преимущественного выкупа

Слова закона

Однако, так как вопросы купли-продажи регламентируются, в первую очередь, Гражданским Кодексом Российской Федерации, необходимо отметить, что в нем соответствующие статьи сохранились в полном объеме.

Кроме того, право преимущественного выкупа земельных участков регламентируется также еще двумя федеральными законам: № 159 от 22.07.2008 года «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества…» и № 256 от 29.12.2006 года «О мерах дополнительной поддержки семей, имеющих детей».

Согласно им (так как в эти нормативные акты изменения не были внесены) категории, имеющие право на преимущественное приобретение земельных участков, сохранились.

Кроме того, право преимущественного приобретения земельного надела (в случае, если речь идет о землях сельхозназначения) регулируется федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, несмотря на то, что из Земельного Кодекса положения о реализации преимущественного права потенциального покупателя выкупить интересующий его земельный участок, законодательно этот вопрос регулируется достаточно подробно.

Кто имеет право на преимущественный выкуп?

Так как Земельный Кодекс рассматривать право преимущественного перехода земельных участков отказался, теперь все регулирование этого вопроса полностью переходит в ведение Гражданского Кодекса РФ, а также иных нормативно-правовых актов, которые рассматривают вопросы оборота земель.

Согласно действующему законодательству потенциальные покупатели, у которых есть преимущества по приобретению наделов перед другими такими же заинтересованными лицами, они делятся на несколько категорий:

  • Арендаторы земельных участков, которые на протяжении всего срока действия договора аренды тщательно соблюдали все указанные в договоре условия, а также при необходимости могут внести всю выкупную сумму и готовы эту возможность подтвердить документально;
  • Представители малого и среднего бизнеса, в том случае, если земельные участки, которые ими ранее арендовались, были выставлены на продажу или на проведение процедуры приватизации;
  • Многодетные семьи (в лице их представителей), если они подали своевременно заявку на осуществление такого выкупа;
  • Льготные категории граждан (в том случае, если они не получили участок безвозмездно от государства и приняли решение его выкупить);
  • В том случае, если речь идет о покупке доли участка, то здесь преимущественное право будет принадлежать тем лицам, кто владеет остальными долями в конкретном участке (например, в случае вступления в наследство несколькими наследниками один из них решил долю продать — преимущества по приобретению будут иметь остальные наследники).
Читать еще:  Как узнать задолженность перед фсс

Этот перечень категорий постоянно пополняется, однако основные категории меняются достаточно редко.

Как осуществить право преимущественного выкупа для сельскохозяйственных земель?

При попытке реализации покупателем права на преимущественное приобретение участка, относящегося к категории сельскохозяйственных земель, необходимо пройти определенную процедуру, состоящую из нескольких шагов:

  1. В том случае, если покупка земли сельскохозяйственного назначения планируется у государства, необходимо получить отказ муниципальных органов от его выкупа (в специализированных органах, отвечающих за управление государственным и муниципальным имуществом);
  2. Подать заявление в соответствующий территориальный орган государственной власти о том, чтобы вопрос приобретения участка был рассмотрен;
  3. К заявлению приложить документы, подтверждающие право на преимущественный выкуп (ранее заключенный договор аренды на него, документы, подтверждающие принадлежность к льготным категориям граждан, например, к многодетным семьям);
  4. Подготовить документы, подтверждающие платежеспособность покупателя (например, копию кредитного договора с банком о выделении денежных средств или справка из Пенсионного Фонда о возможности использования средств материнского капитала).

После того, как все необходимые документы были собраны (могут понадобиться также и кадастровые документы — паспорт и план участка), заявление будет рассмотрено представителями администрации и, в случае несоответствия требованиям правил для преимущественного приобретения участка, будут назначены торги.

В том же случае, если соответствие категориям, имеющим право на преимущественное приобретение земли выявлено, назначается процедура заключения договора купли-продажи (но уже без проведения торгов). В случае успешного завершения процесса владелец имеет полное право распоряжаться купленным земельным участком.

Для земель сельхозназначения категории покупателей, имеющие право на преимущественное приобретение земли, определены федеральным законом «Об обороте земель сельхозназначения». Это крестьянские (фермерские) хозяйства, представители малого и среднего бизнеса, которые до этого имели конкретный участок в аренде и тщательно соблюдали правила аренды (при этом участок должен находиться именно в аренде не менее трех лет и использоваться только для организации сельскохозяйственного производства).

Если речь идет о представителях многодетных семей, то в том случае, если они подали заявку на заключение договора купли-продажи в отношении конкретного участка уже в момент объявления торгов (если они были инициированы иным лицом, не имеющим право первоочередного выкупа), то договор будет заключен именно с ними ввиду их принадлежности к льготным категориям потенциальных покупателей.

Как воспользоваться правом преимущественного выкупа доли земельного участка?

Преимущественное право выкупа части земельного участка может быть использовано в том случае, если собственник одной доли в едином участке решил продать свою долю другим лицам (в том числе и посторонним).

Для осуществления такого права достаточно заключить договор купли-продажи в простой письменной форме с действующим собственником, заверить документ нотариально (это требование является обязательным с мая 2013 года) и подать его на регистрацию в органы Росреестра для получения свидетельства о праве собственности.

В этом случае, при подаче документов необходимо доказать, что право такого преимущественного выкупа у покупателя есть (достаточно предоставить документы о нахождении долей по соседству с продающимся участком). Реализация права преимущественного выкупа может быть осуществлена в том случае, если продавец известил всех остальных собственников о том, что будет продавать свою долю, в письменном виде.

Если имущество выставлено на публичные торги, то право преимущественного выкупа теряется. Однако, если собственники других долей докажут, что не были соответствующим образом извещены о выставлении доли на продажу, результаты торгов могут быть оспорены.

При неуплате налога при сдаче квартиры в аренду можно понести серьезную административную ответственность.

Матери-одиночки могут оформить ипотеку на льготных условиях. Подробнее об этом читайте здесь.

Образец договора задатка при покупке земли можно скачать в нашей статье.

Отказ от права преимущественного выкупа

Этот документ понадобится собственнику в том случае, если он решил продать свою долю в общедолевом имуществе. Кроме того, отказ от права преимущественного выкупа будет актуален для земельных участков, находящихся в государственной собственности, в том случае, если право преимущественного выкупа принадлежит муниципальному образованию, на территории которого участок находится.

В том случае, если потенциальные покупатели готовы дать такой документ, его необходимо оформить соответствующим образом.

Если такое право принадлежит муниципальному образованию, то отказ в письменном виде необходимо будет получить в Комитете по управлению муниципальным имуществом (он будет готовиться в течение тридцати дней с момента получения запроса). Выдан он будет в том случае, если администрация муниципального образования не заинтересована в дальнейшем содержании на своем балансе конкретного участка.

В том случае, если отказ предстоит получить от совладельцев долевого имущества, то такой документ может быть оформлен в произвольной форме, но с обязательным указанием данных по участку, а также дату оповещения продавцом остальных собственников о своем намерении.

Отказ прикладывается к документам на земельный участок со стороны продавца при регистрации сделки и переоформлении права собственности на нового владельца.

Преимущественное право выкупа очень удобно для приобретения земельных участков. Особенно удобно им пользоваться льготным категориям граждан, а также тем лицам, у которых конкретный участок, покупка которого должна быть осуществлена, уже был в пользовании, например, путем аренды его, или продается доля в земельном участке. В том же случае, если потенциальный покупатель своим правом воспользоваться не хочет, он может от него отказаться, оформив соответствующий документ.

История развития правового регулирования приватизации земельных участков

Процесс приватизации государственного имущества начался в конце 1980-х годов и занимал центральное место в системе экономических преобразований в Российской Федерации. Земля как пространственный базис, как средство производства также постепенно вовлекалась в процесс передачи от государства к частным собственникам. Правовое регулирование приватизации земли осуществлялось нормативными актами нескольких отраслей законодательства: земельного, гражданского, законодательства о приватизации предприятий. Для законодательного обеспечения проводимой земельной реформы разрабатывались и принимались в основном акты, имевшие подзаконный характер.

Переходя непосредственно к историческому анализу правового регулирования приватизации земельных участков, обозначим используемые термины. Под приватизацией следует понимать переход земельного участка из государственной или муниципальной собственности в частную любым законным способом.

В советском государстве существовала исключительно государственная собственность на землю, и вплоть до марта 1990 года преимущественным правом на землю было право бессрочного пользования. Граждане могли пользоваться землей в городах и поселках для ведения приусадебного, дачного хозяйства, обслуживания жилого строения, для гаражного, дачного, жилого строительства. В сельских населенных пунктах гражданам также часто выделялись участки для огородничества, садоводства, животноводства. Организации, несмотря на действовавшие правила оформления государственных актов на землю, пользовались земельными участками в поселениях часто без каких-либо документов. Землепользование было бесплатным, и необходимости выделять участок каждому юридическому лицу не возникало.

После внесения изменений в Конституцию СССР появился титул пожизненного наследуемого владения землей. Однако в частной собственности земля находиться не могла.

Нормативным актом, в котором впервые был использовании термин «приватизация», стали «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». Это был «программный акт» Верховного Совета СССР: проведение земельной реформы и приватизация государственной собственности провозглашались как цели экономической реформы.

В этот же период, осенью 1990 года, на республиканском уровне были приняты два законодательных акта, которые вопреки союзному законодательству нарушили монополию государства на земельную собственность: Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Закон РСФСР от 23 ноября 1990 года № 374-1 «О земельной реформе». Их значение для процесса земельно-правовых преобразований сложно переоценить. Монополия государства на землю на территории РСФСР отменялась. Гражданам впервые было разрешено приобретать в собственность земельные участки для ведения личного, подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, под здания и сооружения для индивидуальной трудовой деятельности, строительства и обслуживания жилого дома, дач, гаражей.

Было установлено, что земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, а также земли для ведения коллективного садоводства и животноводства, дачного строительства могут передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность граждан.

Законом «О земельной реформе» (статья 9) был установлен срок (пять лет после передачи земли в собственность граждан), в течение которого покупателями приватизированного участка при его продаже могли быть только Советы народных депутатов.

15 декабря 1990 года в Конституцию РСФСР в отношении прав на землю были внесены изменения. Предусматривалась возможность предоставления земельных участков в собственность, но только для производства сельскохозяйственной продукции. Продажа или иное отчуждение участков, кроме передачи по наследству, допускалась исключительно государству в лице Советов народных депутатов.

Несмотря на то, что на законодательном уровне вводилась частная собственность пока только для граждан и только на земли, предназначенные для сельскохозяйственного производства, приватизация государственных предприятий и земельных участков, на которых они располагаются, являлась одним из наиболее актуальных направлений рыночных преобразований.

Читать еще:  Процесс возврата прав после лишения

В апреле 1991 года был принят Земельный кодекс РСФСР, подтвердивший существование частной собственности на землю, субъектами которой были граждане, колхозы, коллективы других кооперативных сельскохозяйственных предприятий и акционерных обществ.

Земельный кодекс РСФСР стал первым кодифицированным актом земельного законодательства в реформируемом государстве. В условиях экономических преобразований его принятие послужило знаком стабилизации регулирования земельных отношений. Но Земельный кодекс РСФСР не вполне удовлетворял заявленным потребностям скорейшего перехода к рыночной форме хозяйствования, повсеместно провозглашаемой политиками.

Идеи о необходимости ускорения приватизации во всех сферах экономики привели к изданию в декабре 1991 года двух Указов Президента РФ: от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в России» и от 29 декабря 1991 г. № 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий».

Согласно первому из них, с 1 января 1992 года гражданам – собственникам земли разрешалась ее продажа другим гражданам в некоторых случаях, например, при вложении вырученных средств от продажи земли в перерабатывающие, торговые, строительные и обслуживающие предприятия на селе. Бывшие колхозы и совхозы, реорганизованные в частные хозяйства, получили право бесплатно приобрести в собственность земли, которые ранее им были предоставлены для сельскохозяйственного производства. Таким образом, действия моратория на оборот земельных участков, установленного Конституцией РСФСР, постепенно стало сужаться.

Вторым из упомянутых Указов были подтверждены Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, которые явились фактически первым документом, на практике регулирующим приватизационный процесс и давшим старт программной (то есть не спонтанной) приватизации в России.

Право собственников приватизированных предприятий на выкуп земельных участков было провозглашено 25 марта 1992 года. Хотя данный документ содержал только общие положения и не давал конкретных указаний относительно порядка оформления приватизации земельных участков, он стал юридической основой для ряда последующих актов.

14 июня 1992 года был принят Указ Президента Российской Федерации, утвердивший порядок продажи земельных участков при приватизации предприятий, их расширении и дополнительном строительстве, а также участков, предоставленных для предпринимательской деятельности.

Покупателями земельных участков могли стать юридические и физические лица, признаваемые покупателями в соответствии с Законом РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Таким образом, впервые было предусмотрено право организаций, не занимающихся сельскохозяйственным производством, стать собственниками земельных участков.

Важно, что размеры и границы продаваемых при приватизации предприятия участков устанавливались на основании документов, выдававшихся соответствующим предприятиям и подтверждавших право бессрочного использования, а в случае их отсутствия – по фактическому пользованию.

Особо значимым в проведении земельной реформы стал Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года. В нем провозглашался принцип свободы распоряжения земельными участками, находящимися в собственности, гарантировалась неприкосновенность и защита частной собственности на землю. Был обозначен новый способ приватизации земельных участков: покупка на конкурсах или аукционах. Подтверждалось ранее введенное право граждан на выкуп части земельного участка, предоставленного им ранее сверх предельных норм, а также право собственников приватизированных предприятий приватизировать земли в установленном порядке.

С принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации на самом высоком нормативном уровне закреплялось право частной собственности на землю и право свободно ею распоряжаться.

Статьей 36 Конституции Российской Федерации провозглашалось, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».

Правовое регулирование вопросов приватизации земли не было отнесено Конституцией исключительно к ведению Российской Федерации или ее субъектов. Владение и распоряжение федеральной собственностью находилось в ведении Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также разграничения государственной собственности – в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Однако до вступления Конституции Российской Федерации в силу Указом Президента РФ были признаны недействующими более трети статей Земельного кодекса.

Последствия таких изменений были негативными, поскольку в законодательном регулировании земельных отношений возникли существенные пробелы, восполнению которых в дальнейшем были посвящены многочисленные указы главы государства.

Вступление Конституции Российской Федерации в силу обозначило новый этап правого регулирования приватизации, в том числе и земель, в России. Объективные проблемы потребовали изменения многих подходов, прежде всего отказа от ускоренной и повсеместной приватизации.

Новые правила приватизации предприятий сопровождались новыми подходами к приватизации земельных участков.

За собственниками приватизированных предприятий и объектов недвижимости закреплялось исключительное право по своему выбору приобрести в собственность либо взять в долгосрочную аренду земельные участки или их части, занимаемые объектами. Полномочные органы не могли отказывать в выкупе такого участка, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Отсутствие надлежаще оформленных документов о границах не рассматривалось как основание к отказу в приватизации.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), вступивший в силу 1 января 1995 года, в статье 217 установил, что имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Таким образом, правовое регулирование приватизации земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности тоже должно осуществляться на основе федерального закона.

Законы о приватизации в России принимались трижды за 10 лет. Но они выводили за пределы своего регулирования вопросы приватизации земельных участков, оставляя, таким образом, регулирование приватизации земли в ведении Президента Российской Федерации, поскольку восполнение пробелов законодательства отнесено и к его полномочиям.

В последующий период темпы приватизации возросли. В качестве одной из причин часто указывают на то, что это были годы президентских и губернаторских выборов, и приватизация превратилась в средство политической агитации. Процесс приватизации земли предприятиями активизировался с осени 1995 года также в связи со снижением выкупной цены. Но вскоре почти прекратился, так как назначение цены было передано на усмотрение местных администраций, и она резко возросла.

В постановлении Правительства РФ от 26 июня 1999 года № 694 «О Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2001 годы»» признавалось, что приватизация земли в городах идет крайне медленно, а это не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов. Констатировалось, что земли приватизировались в основном для индивидуального жилищного строительства и для реализации инвестиционных проектов и, как правило, на конкурсной или аукционной основе.

Дальнейшее развитие правового регулирования земельных отношений было направлено на исправление допущенных ошибок и повышение эффективности распоряжения государственной собственностью.

Среди приоритетных задач были названы следующие: обеспечение передачи участков под зданиями, сооружениями в собственность тех лиц, которым эти объекты принадлежат на праве собственности; передача земельных участков, используемых для нужд городов и поселений, в собственность муниципальных образований; разграничение земель между Российской Федерацией и ее субъектами.

Выполнению обозначенных задач и достижению поставленных целей посвящен настоящий период развития законодательства о приватизации земли.

Купля-продажа земель населённых пунктов

Объясняем нюансы земельного законодательства простым языком: особенности купли-продажи, аренды участков, перевода земель из одной категории в другую, выдела доли, межевания и многое другое. Поможем избежать финансовых потерь и объясним порядок оформления документов.

Земли населенных пунктов – территории, которые предназначены для последующей застройки и развития городов, сел или других поселений. Они делятся на конкретные зоны, которые и определяют способ использования этих земель. Земли населенных пунктов могут быть выкуплены в целях застройки, соответствующей генеральному плану городского либо сельского поселения. Сельское поселение – один из видов муниципального образования, который является совокупностью сельских населенных пунктов.

Физические лица могут приобретать в собственность только два вида земель населенных пунктов: жилые и сельскохозяйственные. Согласно статье 85 части 5 ЗК РФ, земельные участки в жилых зонах используют с целью:

  • Индивидуальной жилой застройки.
  • Мало- или многоэтажной жилой застройки.
  • Возведения бытовых или культурных помещений.

Физические лица имеют право приобретать земли населенных пунктов сельскохозяйственного назначения с целью строительства там зданий, необходимых для сельскохозяйственного производства, пашен и многолетних насаждений. Узнать о возможностях использования того или иного участка поможет классификатор №540, утвержденный 01.09.2014 Минэкономразвития.

Чтобы приобрести участок, нужно обращаться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, т.е. в администрацию города или местную администрацию. Это может быть дума, совет, муниципальный совет и т.д.

Купля и продажа земель населенных пунктов

Договор купли-продажи – наиболее распространенное основание, по которому земельные участки переходят в чью-то собственность. Процесс заключения этого документа регламентируется Земельным Кодексом РФ. Нужно учитывать, что земли населенных пунктов предназначены для застройки. В договоре купли-продажи земельного участка должна быть следующая информация:

  • Обязательства покупателя и продавца.
  • Информация о виде территориальной зоны.
  • Экспертная оценка земельного участка.
  • Документ, подтверждающий право собственности.
  • Наименования продавца и покупателя.
  • Стоимость земельного участка.
  • Мера ответственности продавца и покупателя.
  • Порядок проведения денежных расчетов.
Читать еще:  Возврат ошибочно уплаченной государственной пошлины

Стороны договора купли-продажи: продавец и покупатель. Продавец – лицо, которое отчуждает имущество, согласно договору. Таким правом обладает не только владелец, но и комиссионер, агент, доверительный управляющий. Выступать в роли продавца может организация, которая выполняет свои обязанности от имени собственника. Уплата денег и действия по передаче земельного участка регламентируются договором купли-продажи.

Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учёт.

Таким образом, договоры купли-продажи на участки, не имеющие этого документа, — не имеют юридической силы. В договоре обязательно должны быть учтены следующие данные об участке:

  • Местоположение.
  • Кадастровый номер.
  • Категория.
  • Разрешенный способ использования.
  • Целевое назначение.
  • Площадь.
  • Иные параметры.

При продаже земельного участка продавец должен сообщить покупателю об ограничениях или обременении. Проведение кадастрового учета будет невозможным, если площадь участка будет меньше минимальной. Стоимость – формируется в процессе диалога сторон. Они могут обратиться за квалифицированной помощью оценщика. Он сможет определить стоимость единицы измерения, которая определит цену на участок исходя из его фактической площади. Статья 37 пункт 2 Земельного Кодекса РФ гласит, что договоры купли продажи земельных участков могут быть признаны недействительными в следующих случаях:

  • Договор устанавливает право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию.
  • Договор ограничивает дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ипотеку, передачу в аренду, иные сделки
  • Договор ограничивает ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами

Проведение торгов на земельные участки (аукцион)

Согласно законодательству Российской Федерации все сделки с участием земельных участков должны быть возмездными. Чаще всего земля приобретается по результатам аукциона. Предмет таких мероприятий – право на заключение договора купли-продажи участка с установленными границами. Торги проводятся на основании решений органов власти или самоуправления, специализированных организаций или по заявлениям самих физических или юридических лиц.

Стартовая цена на земли сельских поселений определяется рыночной или кадастровой стоимостью, если результаты оценки утверждены не меньше чем за 5 лет до даты проведения аукциона. По инициативе заинтересованных лиц земельный участок может быть образован на месте, в границах которого его ранее не было. Для этого нужно предоставить схему расположения этого участка, кроме того, заинтересованное лицо обеспечивает выполнение кадастровых работ, затем подаётся заявление о проведении аукциона с указанием цели использования участка. Документы, необходимые для заключения договора купли-продажи:

  • Документ, удостоверяющий личность покупателя и продавца.
  • Кадастровый паспорт на земельный участок.
  • Разрешение на строительство.
  • Документ об отказе органа власти о покупке участка.
  • Выписка из ЕГРП об отсутствии каких-либо запрещений или обременений.
  • Выписка из налоговой об отсутствии каких-либо задолженностей.

Извещение о начале проведения торгов публикуется на сайте администрации муниципального округа, в средствах массовой информации как минимум за 30 дней до их начала. Нужно учитывать, что шаг аукциона составляет 3% от начальной стоимости. К торгам могут не допустить претендентов, которые:

  • Предоставили неполный пакет документов.
  • Являются лицом, которое не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду
  • Ранее участвовали в торгах и не выкупили участок по его результатам

Победитель торгов – участник, который предложит наибольшую сумму за земельный участок. Результаты заносятся в протокол, который составляется в день мероприятия. Там же должна присутствовать информация о покупателе и данные об участке. Лицам, которые не выиграли в торгах, сумма задатка возвращается в течение 3 дней банковским переводом. С результатами можно ознакомиться на официальном сайте администрации либо же в средствах массовой информации. Договор купли-продажи составляется после проведения торгов в трех экземплярах: продавцу, покупателю и для Росреестра и и направляется в 10-дневный срок победителю аукциона.

Чтобы приобрести землю в сельском поселении, необходимо подать в местную администрацию заявление о предоставлении участка, указав цель его приобретения.

Администрация в течение месяца примет решение, после чего публично объявит о предстоящих торгах. Все, что вам нужно для участия, — внести определенную сумму в качестве задатка. Если желающих на землю больше не найдется, она будет передана заявителю по первоначальной цене.

Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов (аукциона)

Чтобы получить земельный участок без торгов, необходимо подать заявление в местную администрацию. Если участок необходимо образовать, то необходимо подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В нем должны быть указаны: полная информация о заявителе, кадастровый номер интересующего объекта, реквизиты решения об изъятии ЗУ для нужд государства, основание о выдаче земли без торгов, вид желаемой собственности, цель использования участка, реквизиты документа об территориальном планировании, почтовый и электронный адрес заявителя. Также придется предоставить:

  • Документ, по которому вы претендуете на покупку земельного участка без аукциона.
  • Документ, подтверждающий полномочия заявителя.
  • В случае необходимости, заверенный перевод документов о государственной регистрации в соответствии с иностранным законодательством.
  • Списки членов организации для ведения садоводства или огородничества, если участок приобретается для таких целей.

В течение 10 дней со дня подачи заявления и пакета документов заявитель должен получить ответ. В случае отказа ему должны предоставить причины такого решения. При положительном ответе уполномоченный орган за 30 календарных дней должен рассмотреть полученное заявление: проверить подлинность всех документов, наличие оснований. По результатам рассмотрения орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решение об отказе и направляет принятое решение заявителю.

До 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями из ЗК РФ.

В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

  1. фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  2. наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика;
  3. кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
  4. основание предоставления земельного участка без проведения торгов
  5. вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок
  6. цель использования земельного участка;
  7. реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка
  8. почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Прилагаются следующие документы:

  1. документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов
  2. документ, подтверждающий полномочия представителя

В течение 10 дней уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует закону, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены соответствующие документы. Уполномоченный орган должен указать причины возврата заявления.

В срок не более чем 30 дней уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление. По результатам его рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

  1. осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю;
  2. принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет принятое решение заявителю. В решении должны быть указаны все основания отказа.

Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в 30 тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.

Без торгов можно приобрести участок:

  • Земли, образованный из участка для комплексного освоения, гражданину, с которым заключен договор последующего освоения территорий.
  • Земли некоммерческой организации, которая предназначалась для жилищного строительства.
  • Земли некоммерческой организации, предназначенной для ведения дачного хозяйства, садоводства или огородничества, членам этой организации.
  • Земли, предназначенного для жилищного строительства, относящегося к имуществу общего пользования.
  • Земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации
  • Земли, которая предоставлялась юридическому лицу для дачного хозяйства.
  • Земли, на которых есть имущество покупателя.
  • Земли, которая была в бессрочном пользовании этого покупателя.
  • Земли, которая подпадает под ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
  • Земли, которая находилась в аренде покупателя более трех лет.
  • Земли, которая предназначена для ведения личного хозяйства в населенном пункте либо дачном хозяйстве.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector